КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моя астрономия
(1)Купался и встретился глазами с незабудкой. (2)Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание, или она сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушии Вселенной? (3)В этой незабудке, с ее желтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую Вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие ее вертящихся органов. (4)И пусть нет звездочек на небе, зато есть на земле незабудки. (5)Так что ангелы вполне заменимы цветами, и нечего особенно горевать об утраченных образах неба. (6)Чем больше астрономия открывает на небе мертвых миров, раскаленных солнц и планет, покрытых льдом толщиной в тысячи километров, окруженных отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном человеческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас. (7)Придет время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел. (8)Мало того! (9)У нас есть надежда, что когда-нибудь мы им поможем: горячие отведем, холодные подведем к горячим, чтобы у них началась наша жизнь. (10)Какое тогда откроется над мертвой Вселенной одухотворенное человеческое небо! (11)Но когда еще это будет, а пока каждый из нас должен стать между своим небом и астрономическими телами и должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и свое небо, и то, подлежащее изменению. (12)Просто говоря, каждый из нас должен найти собственное полезное место в общем творчестве мира и потом держаться его. (13)Мир, с которым в душе мы приходим, в миллион раз прекрасней того, что мы потом узнаем о нем из книг. (14)Разве можно чудеса звездного неба в какой-нибудь мере сравнить с тем, что открывает нам астрономия. (15)Но знание тем хорошо, что открывает нам силу человека, не такого отдельного, как я и мои знакомые, а всего соединенного законами жизни человека. (16)После нашей луны, как являлась она нам среди деревьев в аромате лугов и садов, что скажут нам открытые на ней мертвые бесчеловечные пустыни? (17)Этот глаз соединенного знанием человека, пронзающий пространства, и этот ум одного великого человека, переходящий по наследству к другому, нарастающий в культуре, и просторы возможностей в будущем... (18)Когда же, наконец, педагоги начнут нашим детям рассказывать о знании, не обманывая их в открытиях чем-то лучшим, а открывая им перспективу нарастающей мощи восходящего в единстве своем человека, способного в будущем повелевать Вселенной! (По М. Пришвину) 16. Среди предложений 1-5 укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 17. Среди предложений 3, 4 укажите сложносочиненное предложение. 18. Среди предложений 1-7 укажите сложноподчиненное с придаточным сравнительным. 19. Среди предложений 4-7 укажите сложноподчиненное с придаточным определительным. 20. Среди предложений 7-12 укажите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. 21. Среди предложений 7-12 укажите предложения с разными видами союзной связи. 22. Среди предложений 12-15 укажите предложение с последовательным подчинением придаточных предложений. 23. Среди предложений 16-18 укажите сложноподчиненное предложение. Задание В7 Текст (1)Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля - наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2)Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3)Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности. (4)Дом наш! (5)Но ведь Земля - дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7)И не только произведений гениев! (8)Сколько обычаев, милых традиций. (9)Сколько всего накоплено, сохранено. (10)Сколько возможностей. (11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12)Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности. (13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14)Это можно легко доказать математически. (15)Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру. (16)И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)! (17)Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве! (Д.С.Лихачев) 1. Среди предложений 2-6 найдите таксе, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 2. С помощью какого средства осуществляется связь 2 и 3 предложений? Напишите. Текст (1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями, лесами, заречьями, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. (2)Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами. (4)В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и непережитыми. (5)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (6)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов. (7)Какие же это слова? (8)Их так много, хоть отбавляй, что неизвестно даже, с каких слов начинать. (9)Легче всего, пожалуй, с «дождевых». (10)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). (11)Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. (12)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (13)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (14)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. (15)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (16)Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (17)В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого - подтекста. (К.Г. Паустовский) 3. Среди предложений 7-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 4. Среди предложений 7-12 укажите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противопоставления. Напишите номер этого предложения. Текст (1)Мещанин - это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды. (2)Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребенок или подросток с повадками мещанина - всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной. (3)Обыватель и мещанин - в какой-то степени синонимы: в обывателе удручает, не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность его представлений. (4)Обыватель — явление всемирное. (5)Оно встречается во всех классах и нациях. (6)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда. (7)Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами. (8)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет. (9)Но надо признать, что все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы. (10)Это не означает, однако, что все люди - обыватели, но предостерегает от машинального обмена любезностями. (11)Обман - верный союзник настоящего обывателя! (12)Великие слова Красота, Любовь, Природа - звучат в его устах фальшиво и своекорыстно. (13)Таков, например, Чичиков из «Мертвых душ». (14)Обыватель с его низменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принадлежать к избранному кругу. (15)Он не увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой - вся его природа искусству враждебна, -но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов. (16)В своей приверженности к утилитарным, материальным, ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (В. В. Набоков) 5. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения. 6. Среди предложений 7-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите его номер. Текст (1)Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2)Потому что это дар данайцев. (3)В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4)Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга - фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем... (5)Телевидение - символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6)Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7)И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8)Умерли - и довольны. (9)Впереди - компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности». (10)В подсознание - основную творческую лабораторию человека - попадает только то, что прошло через чувства. (11)Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12)От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13)Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит все тело, весь человек. (14)И так любые события. (15)По телевидению мы были везде, на всей планете, и слышали обо всем. (16)Но что это дает? (17)Общее впечатление без переживания. (18)«Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно», - пел В. Высоцкий. (19)Многие удовлетворяются жизнью без истины - живут как наблюдатели. (20)Некоторые уже и не нуждаются в переживании. (В.Кутырев) 7. Среди предложений 7-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 8. Среди предложений 10—20 найдите такое, которое соединяется в предыдущим при помощи антонимов. Напишите его номер. Задание В8 Текст (1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей. (2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличий врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова. (4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой - неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы - это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны. (11)Но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (12)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира. (В.В. Набоков) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В.В. Набоков стремится донести до читателя свое понимание и оценку характеров чеховских героев. В предложениях 6 и 7 автор использует прием________, с помощью которого усиливает впечатление от изображения слабости натуры чеховских персонажей. В предложении 10 дано несколько ______, образно характеризующих этих людей. В предложениях 7, 9 и 10 использован прием__________, актуализирующий мысль об удивительных противоречиях в характерах чеховских героев-интеллигентов.» Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) экспрессивный повтор 9) риторический вопрос 10) восклицательные предложения 11) антитеза 12) эпитет Текст (1)Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. (2)Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. (З)Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. (4)Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! (5)Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной! (6)Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он того заслуживал. (7)Было много, слишком много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов, писателей и музыкантов. (8)Слишком часто, даже в старости, Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему — сыну сапожника и бедняка — следует знать свое место среди господ советников и профессоров. (9)Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. (10)Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. (11)За что? (12)За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых и благополучных обывателей, за то, что он был истинный поэт божьей милостью, был беден, и, наконец, за то, что он не умел жить. (13)Неумение жить считалось самым тяжким пороком в филистерском обществе Дании. (14)Андерсен был просто неудобен в этом обществе — этот чудак, этот, по словам философа Киркегора, оживший смешной поэтический персонаж, внезапно появившийся из книги стихов и забывший секрет, как вернуться обратно на пыльную полку библиотеки. (14)«Все хорошее во мне топтали в грязь», — говорил о себе Андерсен. (15)Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряют камни, но не из злости, а ради пустой забавы. (16)Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан венками. (17)Были годы трудного и унизительного учения, когда Андерсену приходилось сидеть в школе за одной партой с мальчиками, бывшими моложе его на много лет. (18)Были годы душевной путаницы и мучительных поисков своей настоящей дороги. (19)Сам Андерсен долго не знал, какие области искусства сродни его таланту. (20)«Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, — говорил о себе под старость Андерсен, — так я медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе». (21)Андерсен страдал жестоко, и можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на своем житейском пути ни доброжелательства к людям, ни жажды справедливости, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть. (По К. Паустовскому) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «О том, сколько горечи и обид пришлось пережить великому сказочнику, помогают понять _______(«страдал жестоко»),________(«за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи»). Сложен был его путь к славе, и________(«как горец вырубает ступеньки в гранитной скале») позволяет читателю увидеть это. Однако истинное мужество Андерсена не столько в том, что он «медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе», сколько в том, что остался способен видеть чудесное всюду, и _________(«поэт божьей милостью») абсолютно точно характеризует наше современное отношение к этому удивительному человеку». Список терминов: 1) ирония 2) эпитет 3)литота 4) гипербола 5) метафора 6) фразеологизм 7) сравнение 8) градация 9) антонимы 10) олицетворение Текст
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |