Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моя астрономия




(1)Купался и встретился глазами с незабудкой. (2)Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание, или она сама заста­вила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушии Вселенной?

(3)В этой незабудке, с ее желтеньким солнцем внутри и с не­бом голубым о пяти лепестках, я встретил живую Вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие ее вер­тящихся органов.

(4)И пусть нет звездочек на небе, зато есть на земле незабуд­ки. (5)Так что ангелы вполне заменимы цветами, и нечего осо­бенно горевать об утраченных образах неба.

(6)Чем больше астрономия открывает на небе мертвых ми­ров, раскаленных солнц и планет, покрытых льдом толщиной в тысячи километров, окруженных отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном челове­ческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас.

(7)Придет время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономиче­ских тел.

(8)Мало того! (9)У нас есть надежда, что когда-нибудь мы им поможем: горячие отведем, холодные подведем к горячим, чтобы у них началась наша жизнь. (10)Какое тогда откроется над мертвой Вселенной одухотворенное человеческое небо!

(11)Но когда еще это будет, а пока каждый из нас должен стать между своим небом и астрономическими телами и должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и свое небо, и то, подлежащее изменению.

(12)Просто говоря, каждый из нас должен найти собственное полезное место в общем творчестве мира и потом держаться его. (13)Мир, с которым в душе мы приходим, в миллион раз прекрасней того, что мы потом узнаем о нем из книг. (14)Разве можно чудеса звездного неба в какой-нибудь мере сравнить с тем, что открывает нам астрономия. (15)Но знание тем хорошо, что открывает нам силу человека, не такого отдельного, как я и мои знакомые, а всего соединенного законами жизни человека.

(16)После нашей луны, как являлась она нам среди деревь­ев в аромате лугов и садов, что скажут нам открытые на ней мертвые бесчеловечные пустыни? (17)Этот глаз соединенного знанием человека, пронзающий пространства, и этот ум одного великого человека, переходящий по наследству к другому, на­растающий в культуре, и просторы возможностей в будущем... (18)Когда же, наконец, педагоги начнут нашим детям расска­зывать о знании, не обманывая их в открытиях чем-то лучшим, а открывая им перспективу нарастающей мощи восходящего в единстве своем человека, способного в будущем повелевать Вселенной!

(По М. Пришвину)

16. Среди предложений 1-5 укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

17. Среди предложений 3, 4 укажите сложносочиненное пред­ложение.

18. Среди предложений 1-7 укажите сложноподчиненное с придаточным сравнительным.

19. Среди предложений 4-7 укажите сложноподчиненное с придаточным определительным.

20. Среди предложений 7-12 укажите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.

21. Среди предложений 7-12 укажите предложения с разны­ми видами союзной связи.

22. Среди предложений 12-15 укажите предложение с после­довательным подчинением придаточных предложений.

23. Среди предложений 16-18 укажите сложноподчиненное предложение.

Задание В7

Текст

(1)Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля - наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2)Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в го­лову десяткам публицистов. (3)Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в сво­ей силе и убедительности.

(4)Дом наш! (5)Но ведь Земля - дом миллиардов и миллиар­дов людей, живших до нас! (6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тес­ное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7)И не только произведений гениев! (8)Сколько обычаев, милых традиций. (9)Сколько всего накоплено, сохранено. (10)Сколько возможно­стей. (11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиан­тами. (12)Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.

(13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14)Это можно легко доказать математически. (15)Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую куль­туру.

(16)И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!

(17)Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

(Д.С.Лихачев)

1. Среди предложений 2-6 найдите таксе, которое соединя­ется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

2. С помощью какого средства осуществляется связь 2 и 3 предложений? Напишите.

Текст

(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только по­стоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями, лесами, заречьями, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2)Должно быть, у каждого человека случается свое счастли­вое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами.

(4)В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далеки­ми и непережитыми. (5)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (6)А вот теперь оказалось, что в каж­дом слове заложена бездна живых образов.

(7)Какие же это слова? (8)Их так много, хоть отбавляй, что неизвестно даже, с каких слов начинать. (9)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

(10)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - поло­совые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (про­ливни).

(11)Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - ис­пытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заклю­чена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

(12)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (13)Тогда за каж­дым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(14)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

(15)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

(16)Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то са­мые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему пере­дать.

(17)В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого - подтекста.

(К.Г. Паустовский)

3. Среди предложений 7-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения и лексического по­втора. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 7-12 укажите такое, которое соединя­ется с предыдущим при помощи противопоставления. Напишите номер этого предложения.

Текст

(1)Мещанин - это взрослый человек с практичным умом, ко­рыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды. (2)Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребенок или подросток с повадками мещанина - всего лишь попугай, подражающий мане­рам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной. (3)Обыватель и мещанин - в какой-то степени синонимы: в обывателе удручает, не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность его представлений.

(4)Обыватель — явление всемирное. (5)Оно встречается во всех классах и нациях. (6)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

(7)Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыра­зительными словами. (8)Истинный обыватель весь соткан из за­урядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет. (9)Но надо признать, что все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы. (10)Это не означает, однако, что все люди - обыватели, но предостерегает от машинального обмена любезностями. (11)Обман - верный союзник настоящего обывателя! (12)Великие слова Красота, Любовь, Природа - звучат в его ус­тах фальшиво и своекорыстно. (13)Таков, например, Чичиков из «Мертвых душ».

(14)Обыватель с его низменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принад­лежать к избранному кругу.

(15)Он не увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой - вся его природа искусству враждебна, -но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов.

(16)В своей приверженности к утилитарным, материальным, ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса.

(В. В. Набоков)

5. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 7-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите его номер.

Текст

(1)Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2)Потому что это дар данай­цев. (3)В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4)Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видео­магнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга - фак­тически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежут­ках немного пьем и жуем, жуем, жуем...

(5)Телевидение - символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6)Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7)И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о есте­ственных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8)Умерли - и довольны. (9)Впереди - компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

(10)В подсознание - основную творческую лабораторию че­ловека - попадает только то, что прошло через чувства. (11)Через чувства проходит прежде всего живое, непосредствен­ное воздействие другого человека, природы, мира, а информаци­онное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12)От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, кото­рый, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатле­ниями, смешивается с ними. (13)Хоккей на стадионе, даже на­блюдение, а тем более собственную игру, помнит все тело, весь человек. (14)И так любые события. (15)По телевидению мы были везде, на всей планете, и слышали обо всем. (16)Но что это дает? (17)Общее впечатление без переживания. (18)«Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно», - пел В. Высоц­кий. (19)Многие удовлетворяются жизнью без истины - живут как наблюдатели. (20)Некоторые уже и не нуждаются в пережи­вании.

(В.Кутырев)

7. Среди предложений 7-12 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напи­шите номер этого предложения.

8. Среди предложений 10—20 найдите такое, которое соединяется в предыдущим при помощи антонимов. Напишите его номер.

Задание В8

Текст

(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русско­го идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизве­стное за границей.

(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубо­чайшую порядочность с почти смехотворным неумением осущест­вить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравствен­ной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное.

(3)Таков человек, проходящий в обличий врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террори­стами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой - неудачливый защит­ник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, ко­торого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рас­сказы - это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. (7)Он всегда несчастен и де­лает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны. (11)Но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (12)Они не спали ночами, выду­мывая миры, которых не могли построить, но само существова­ние таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.

(В.В. Набоков)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, про­пущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В.В. Набоков стремится донести до читателя свое понимание и оценку характеров чеховских героев. В предложениях 6 и 7 автор использует прием________, с помощью которого усиливает впечатление от изображения слабости натуры чеховских персонажей. В предложении 10 дано несколько ______, образно характеризующих этих людей. В предложениях 7, 9 и 10 использован прием__________, актуализирующий мысль об удивительных противоречиях в характерах чеховских героев-интеллигентов.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

11) антитеза

12) эпитет

Текст

(1)Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблач­ной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. (2)Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. (З)Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими не­удачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. (4)Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах!

(5)Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной!

(6)Андерсену хотелось так думать и так жить, но действитель­ность совсем не была милостива к нему, как он того заслуживал.

(7)Было много, слишком много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов, писателей и музы­кантов.

(8)Слишком часто, даже в старости, Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему — сыну сапожника и бедняка — следует знать свое место среди господ советников и профессоров.

(9)Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не од­ну чашу горечи.

(10)Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались.

(11)За что?

(12)За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был по­хож на спесивых и благополучных обывателей, за то, что он был ис­тинный поэт божьей милостью, был беден, и, наконец, за то, что он не умел жить.

(13)Неумение жить считалось самым тяжким пороком в фили­стерском обществе Дании. (14)Андерсен был просто неудобен в этом обществе — этот чудак, этот, по словам философа Киркегора, оживший смешной поэтический персонаж, внезапно появившийся из книги стихов и забывший секрет, как вернуться обратно на пыль­ную полку библиотеки.

(14)«Все хорошее во мне топтали в грязь», — говорил о себе Андерсен.

(15)Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряют камни, но не из злости, а ради пустой забавы.

(16)Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по но­чам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан венками.

(17)Были годы трудного и унизительного учения, когда Андер­сену приходилось сидеть в школе за одной партой с мальчиками, бывшими моложе его на много лет. (18)Были годы душевной путаницы и мучительных поисков своей настоящей дороги. (19)Сам Андерсен долго не знал, какие об­ласти искусства сродни его таланту.

(20)«Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, — гово­рил о себе под старость Андерсен, — так я медленно и тяжело за­воевывал свое место в литературе».

(21)Андерсен страдал жестоко, и можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на своем житей­ском пути ни доброжелательства к людям, ни жажды справедливо­сти, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть.

(По К. Паустовскому)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, про­пущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«О том, сколько горечи и обид пришлось пережить великому сказочнику, помогают понять _______(«страдал жестоко»),________(«за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи»). Сложен был его путь к славе, и________(«как горец вырубает ступеньки в гранитной скале») позволяет читателю увидеть это. Однако истинное мужество Андерсена не столько в том, что он «медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе», сколько в том, что остался способен видеть чудесное всюду, и _________(«поэт божьей милостью») абсолютно точно характеризует наше современное отношение к этому удивительному человеку».

Список терминов:

1) ирония

2) эпитет

3)литота

4) гипербола

5) метафора

6) фразеологизм

7) сравнение

8) градация

9) антонимы

10) олицетворение

Текст




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.