Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СТАТЬЯ 83. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

ЗАКОН ГЛАСИТ

ЗАКОН ГЛАСИТ

12 декабря 1993 года

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАТЬЯ 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

СТАТЬЯ 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

 

Правовой акт выражает волю определенной социальной группы. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен, а также выражены соответствующие социальные интересы.

Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами.

Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это основополагающее свойство для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.

 

 

28 июня 2004 года № 5‑ФКЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

2. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

3. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

 

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени. Для характеристики нормативного правового акта, оценки его реального действия используется понятие «юридическая сила».

Термин «юридическая сила» имеет несколько значений:

• обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого нижестоящим органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне;

• место акта в иерархии нормативных правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, актам, принятым вышестоящим органом.

Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным основанием их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Юридическая сила акта позволяет установить соотносимость и соподчиненность с другими актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, системе законодательства.

Юридическая сила выражается:

• в обязательном соответствии принципам и нормам Конституции РФ;

• в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законом официальной классификации правовых актов;

• в признании обязательной соподчиненности между видами актов – конституция, закон, указ, постановление, приказ, инструкция и т. д. Именно в такой последовательности убывает юридическая сила каждого названного акта и увеличивается поле обязательности для него других актов;

• в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое или низкое место в механизме государства;

• в определении основания и рамок принятия того или иного акта, его содержания. Формулы «на основании», «в соответствии», «во исполнение» выражают эту правовую связь;

• в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Для этого существует набор специальных средств: приостановление действия акта, оспаривание, отмена, признание недействующим или утратившим юридическую силу акта и связанных с ним других актов и порожденных ими правовых последствий.

С понятием юридическая сила нормативных правовых актов непосредственно связано выражение «война законов», которое отражает конфликт юридической силы различных нормативных актов, принятых разными органами государственной власти на различных уровнях государственной иерархии.

Высшую юридическую силу имеет Конституция, которую, исходя из этого критерия, называют основным законом. Меньшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, далее по убыванию юридической силы идут обычные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Уменьшение юридической силы является отражением принципа подзаконности, определенного соответствия в построении системы нормативных правовых актов.

Статус основного закона имеют конституционные акты нашего государства, начиная с Конституции 1918 года. Современная российская Конституция в сравнении со своими предшественницами еще более усилила свое учредительное значение как основного закона. Конституция РФ провозглашена актом прямого действия. Применение данного правила пока незначительно, но уже имеют место решения судебных органов с непосредственной ссылкой на конституционные статьи. Юридическая сила Конституции РФ выражается в том, что она выступает юридической основой для всего действующего законодательства. Основополагающие положения Конституции РФ развиваются и детализируются в других нормативных правовых актах, нормы которых должны ей соответствовать.

Реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия – трудная задача, решаемая как всеми государственными органами, так и специальными механизмами (Конституционным Судом Российской Федерации, иными судебными органами, прокуратурой и др.).

Юридическая сила законов меньше Конституции, но по отношению к иным нормативным правовым актам подзаконного характера они обладают большей силой. Верховенство законов в системе нормативных актов предопределяется тем, что они принимаются представительными органами государственной власти или всенародным голосованием (референдумом). Их высшая юридическая сила выражается в необходимости приведения нижестоящих нормативных актов в соответствие с принятым законом. Закон может быть отменен только тем органом, который его принял.

Система законов также построена по правилам иерархии, предопределяющей различную юридическую силу разных актов. Выглядит эта система следующим образом: законы Российской Федерации о поправках в Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы (включая кодексы, основы), федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации делятся на учредительные (конституции и уставы) и текущие законы.

Подсистемы правовых актов органов местного самоуправления отличаются разнообразием видов нормативных правовых актов. Они могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от того, кем они принимаются, кто является субъектом, уполномоченным на издание данного вида нормативных актов, выделяют акты органов законодательной и исполнительной власти.

Исходя из сферы действия установленных нормативными правовыми актами норм, существуют акты общегосударственные и региональные; по отраслям права: гражданские, уголовные, семейные и др.

Нормативные правовые акты по юридической силе разделяют на законы и подзаконные акты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.