Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон гласит




30 декабря 2008 года № 7‑ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАТЬЯ 1

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) в части 1 статьи 103:

а) дополнить новым пунктом «в» следующего содержания:

«в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;»;

б) пункты «в» – «ж» считать соответственно пунктами «г» – «з»;

2) пункт «а» части 1 статьи 114 изложить в следующей редакции:

«а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;».

 

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции РФ. Значительную их часть составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов – это законы о Правительстве Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно‑правовые состояния, например закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства. Федеральные конституционные законы в соответствии со статьей 76 Конституции РФ имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке при условии наличия квалифицированного большинства, т. е. не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В определении предметов, по которым могут приниматься конституционные акты, имеют место буквальный и расширительный подходы. Адекватное (буквальное) понимание состоит в том, что для принятия федерального конституционного закона необходимо прямое указание этого в Конституции РФ с точным наименованием закона, как сделано, например, в части 3 ст. 118 Конституции РФ. В соответствии с расширительным подходом количество конституционных законов может быть увеличено путем выделения особо важных предметов. Так, например, предполагается принятие в форме конституционного акта закона о Федеральном Собрании.

Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы, которые регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Достаточно многочисленны тематические федеральные законы, посвященные регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, федеральные законы «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Кодекс выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли.

Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой России, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения на исключительные и совместные. Они издаются по вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, например Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подробнее основы законодательства рассмотрены в качестве одного из видов кодифицированного акта.

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции РФ. Особенность этих актов состоит в том, что в результате их принятия международные акты включаются в отечественную правовую систему. В соответствии с пунктом 4 ст. 15 Конституции РФ, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, данный документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», в форме договоров – в Бюллетене международных договоров.

Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам, регулирующим данную сферу. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области».

В действующем законодательстве широко представлены законы и с иными, уже устаревшими наименованиями, например, законы СССР, РСФСР, законы Российской Федерации. Это обусловлено переходным периодом в реформировании законодательства. Создание новой российской государственности в 1993 году началось не с нуля, а на довольно разработанном законодательном поле. Многие акты СССР и РСФСР до сих пор не отменены и продолжают действовать. Другие же акты не действуют в силу того, что предмет их правового регулирования перестал существовать. Такова судьба актов о советских органах государственной власти. Законодатель, не отменяя законы, установил общую формулу их действия, которая закреплена пунктом 2 раздела второго Конституции РФ: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». При сохранении действия указанные акты с устаревшими наименованиями считаются равными по силе федеральным законам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.