Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические концепции изучения психических явлений 4 страница




На этой основе в структуре личности юриста выделяются следующие группы свойств:

– мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

– интеллектуально-мыслительные, куда входят общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

– психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

– физические свойства, т. е. возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.).

Подобный подход не является исчерпывающим и единственным. В структуре личности можно выделять такие компоненты, как:

– политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;

– высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

– высокий и «специализированный» нравственный уровень – подчинение деятельности юриста ряду этических норм (таких, как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и др.);

– надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;

– глубокое знание законодательства и практики его применения;

– общеюридические практические навыки – «умения» (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических документов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.);

– общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;

– навыки научно-исследовательской работы;

– качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений.

Каждое из свойств личности юриста может быть, в свою очередь, нормативным. Они могут быть присущи всем юристам, группе юристов, индивидууму. Далее, свойства по иному критерию могут быть одобряемыми, осуждаемыми, нейтральными. Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на ведущие, существенные, малозначимые.

 

2. Психологические черты юриста

 

Исследование психологической деятельности юриста позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать творческое мышление, коммуникабельность, волевые качества, организаторские способности, способность противостоять отрицательным эмоциям.

Творческое мышление характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий – моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных положений не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

Коммуникабельность – это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, – важное условие любого общения, и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми, причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

 

3. Психология профессионального общения юриста

 

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого являются взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности. В общении можно выделить четыре взаимосвязанных процесса: 1) связь или коммуникацию; 2) познание людьми друг друга; 3) взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга; 4) взаимоотношения сторон общения.

Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, «чтения» внешности другого человека и оценки его действий. Взаимодействие сводится к координации и согласованию действий людей, к интеракции, воздействию друг на друга в целях решения задач деятельности, в том числе правоохранительной деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку.

Профессиональное общение работников имеет ряд важных характеристик. Профессиональное общение может быть социально либо личностно ориентированным. Общение, имеющее целью воздействие на конкретного человека, является личностно ориентированным. Общение с большой аудиторией через средства массовой информации или посредством выступления перед публикой с сообщением, докладом является социально ориентированным, так как рассчитано на множество людей.

Важная характеристика профессионального общения – степень опосредованности общения. Это количественная характеристика профессионального общения, позволяющая оценить «дистанцию» общающихся лиц. Контакт человека с человеком «лицом к лицу» является непосредственным общением, межличностным по своей направленности. Однако в деятельности органов правопорядка существует и ярко выражено опосредованное общение посредством различных нормативно-правовых документов (приказов, распоряжений, отдельных поручений и т. п.) и осведомительных документов (оперативных ориентировок, сообщений, запросов и т. п.). Опосредованное общение может осуществляться через средства массовой информации, например, в случае обращения к населению с просьбой о помощи в розыске опасного преступника и др. В связи с опосредованным общением иногда говорят о симметричном или асимметричном общении. В первом случае естественными являются взаимные влияния, а во втором воздействие носит односторонний характер (например, приказ начальника или процессуальное решение следователя).

Другой элемент профессионального общения юриста – нормативная регламентация общения. В профессиональном общении работников органов правопорядка всегда присутствует элемент определенных правил и норм поведения, выраженных в различных правовых документах. Так, в законе Российской Федерации «О милиции» говорится: «Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом». Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. В ряде правовых норм, адресованных работникам органов правопорядка, прямо указывается, каким образом необходимо организовать профессиональное общение.

Очень важной является психологическая динамика общения. Психологическое содержание профессионального общения от контакта к контакту приобретает новые черты. Люди больше узнают друг друга, между ними могут возникнуть отношения доверия, взаимного уважения либо углубиться антипатия, отталкивание, неприязнь, приводящие к межличностным конфликтам. Динамика общения связана с оценками и переживаниями людей по поводу результативности контактов и содержания возникающих взаимоотношений. Общение влияет на изменения психических состояний и психических свойств людей как в положительном, так и отрицательном направлении. Следующий аспект профессионального общения – семиотическая специализация общения. Эта характеристика общения раскрывается через понимание того, какими средствами пользуются работники в процессе деловых контактов. Знаковое общение здесь может быть в форме: а) речевого общения (как устного, так и письменного); б) вторичных знаковых систем с опорой на язык (язык профессиональных и юридических сокращений, условных названий, псевдонимов, шифров, кодов, топографических знаков и т. п.); в) языка телодвижений, жестов, поз (так называемое личностно-смысловое невербальное поведение).

 

4. Методики профессионального общения юриста

 

Исследователями при анализе структуры профессионального общения работников органов правопорядка и его динамики выделяется четыре основных этапа:

1. Психическое «чтение» особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица.

2. Поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта.

3. Интеракция и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач.

4. Оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями, подчиненными).

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка человека. Следует отметить, что психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, учетах, уголовных и оперативно-поисковых делах, рассказах о нем других сотрудников и т. п.

При непосредственном наблюдении за человеком предметом психического «чтения» являются его вербальные и невербальные акты поведения: речь, ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики; выразительные движения, мимика и пантомимика, жесты, экспрессия лица, глаз, тела; движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение; физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары и т. п.).

Большое значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика человека: особенности его одежды и манеры одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование моде или ее игнорирование, подражание в ношении одежды другим людям (часто выдающимся артистам, спортсменам, политикам и др.) и т. д.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т. п.), внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т. п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек, эмоционального тона обращения и т. п.), динамику личного поведения человека и степень его участия в криминальных действиях. При общении с людьми, находящимися в «опасных» состояниях (алкогольное или наркотическое опьянение, отклонение от психической нормы поведения), чрезвычайно важно контролировать внешние параметры поведения, так как по ним можно определить мотивацию (порой неосознаваемую) их дальнейших действий.

Необходимо отметить, что эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности.

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности: направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы); операциональные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения); психохарактерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности; психологические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности); социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности); биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства).

Практика показывает, что основными способами построения психологического портрета в процессе профессионального общения могут выступать эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации. Рефлексия основывается на познании и оценке работником органов правопорядка своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, ходе его мыслей, ближайших и перспективных планов поведения. Стереотипизация строится на основе переноса выявленных в практике сотрудника типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения. Индивидуализация – способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями работника органов правопорядка, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей предпосылкой эффективного общения выступают выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.

Составление психологического портрета связано с анализом следующих репрезентативных систем:

1. Визуальная:

– предикаты, связанные со зрительными образами: ярко, видимо, прозрачно, перспектива, ясно, видеть, глядеть, следить, ослепительно и т. п.;

– лексические формы визуальной репрезентации: «Моя работа выглядит безразлично. Жизнь так тускла. Этот образ останется в моей памяти. Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними глазами. Давайте посмотрим на это. Это слишком неопределенно, чтобы рассмотреть».

2. Аудиальная:

– предикаты, связанные со звуковыми образами: громко, созвучно, логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать, резко и т. п.;

– лексические формы аудиальной репрезентации: «Это правильное решение прозвучало во мне. Это просто шепот. Это слишком большие разногласия в наших отношениях. Я старался говорить себе: "Ты не можешь делать ничего правильно". Это слишком далеко от ритма».

3. Кинестетическая:

– предикаты: чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно и т. п.;

– лексические формы: «Это вызывает неоднозначные чувства. Он горячий. Она – холодная рыба. Эта вещь давит на мою память. Да, я чувствую нечто выше этого».

Наблюдение за человеком и обращение внимания на предикаты, применяемые им в процессе коммуникаций позволяют определить его основную репрезентативную систему. Как следствие этого появляется задача построения диалога с учетом языка взаимодействующего человека, то есть его основной репрезентативной системы.

Другим способом диагностики репрезентативных систем является анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации («паттерны движения зрачков»). В исследованиях было выявлено, что люди систематически перемещают глаза в строго определенных направлениях, в зависимости от того, какие процессы мышления у них доминируют. На основе анализа таких перемещений глаз можно определить репрезентативную систему человека.

Можно выделить зоны репрезентативной системы визуальной модальности (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево).

Для определения глазных сигналов доступа перед партнером по общению можно поставить ряд вопросов. (Можете вспомнить Вашу наиболее удачную прогулку в лес за последние три года? Можете представить шум набегающих волн при звездном небе? Какое у Вас самое светлое детское воспоминание? Какого цвета обои в Вашей квартире? Какого цвета глаза у Вашей матери? Какая музыка Вам нравится больше? Как Вы чувствуете себя по утрам? Вспомните, как Вы из теплой комнаты вышли на мороз?
и т. п.).

Кроме указанных способов, существуют дополнительные приемы определения основной репрезентативной системы человека по жестам рук (визуальная модальность – на уровне лица, аудиальная – выше пояса, кинестетическая – ниже пояса), по темпу речи (визуальная модальность – ускоренный, аудиальная – ровный, размеренный, кинестетическая – замедленный), по интонации голоса (визуальная модальность – повышенная, аудиальная – монотонная, кинестетическая – пониженная).

Для того чтобы партнер по профессиональному общению понимал сотрудника органов правопорядка, последнему необходимо выбирать предикаты, согласующиеся с предикатами взаимодействующего лица. Стремясь получить нужную информацию, целесообразно строить свои вопросы, ориентируясь на основную систему партнера по общению. Отсутствие такого подхода может привести к непониманию и неэффективности общения.

Эффективность такого общения часто равна нулю, так как коммуникация строится в системах различных предикатов. Задача сотрудника органов правопорядка состоит здесь в следующем: а) определить в соответствии с указанными способами модальность партнера по общению; б) обратиться к партнеру с предикатами, отражающими его основную репрезентативную систему.

Второй этап профессионального общения имеет также целью планирование содержания и условий предстоящего контакта. Такой план должен включать в себя следующие параметры: цель общения; предполагаемые результаты; место непосредственного контакта; приемы и способы воздействия на партнера; приемы снятия напряженности в отношениях и разрешение возникающих противоречий; необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц; нормативные требования к организации общения; способы фиксации полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т. п.); время общения и продолжительность контакта и др.

Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами (работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т. д.), имеющий целью получение определенной информации и воздействие на партнера. Можно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т. д.). Безусловно, в этих видах общения существует специфика, но есть и общие психологические закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиции участников коммуникации. Воздействия могут приводить к децентрации, то есть принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам.

Очень важно, что этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы. Приемы воздействия в процессе общения работников правоохранительных органов специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности.

Общение работников органов правопорядка может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям); отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников; различные интересы у взаимодействующих должностных лиц; недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе; функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Специфика внеорганизационного общения сотрудников правопорядка (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями и т. д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках подробного нормативно-правового урегулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т. д. Все указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке работников правопорядка. Практический интерес в связи с этим представляют способы и приемы повышения эффективности общения в затрудненных условиях. Разработанная в рамках юридической психологии методика контакта между людьми в условиях затрудненного общения, например, в процессе допроса подозреваемого, предлагает поэтапное, постадийное достижение согласия между партнерами на основе применения совокупности приемов.

В содержание этой методики включаются шесть стадий (предполагается, что в начале общения партнеры незнакомы друг с другом): 1) накопление согласий между общающимися лицами; 2) поиск общих или совпадающих интересов; 3) принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения; 4) поиск и выявление скрываемых свойств и сторон личности (выявление качеств, затрудняющих общение); 5) адаптация партнеров и реализация индивидуальных воздействий; 6) достижение контактных отношений и построение полей согласованных действий.

Для работников органов правопорядка представляет интерес то обстоятельство, что каждая стадия контактного взаимодействия имеет свой инструментарий, то есть набор конкретных приемов воздействия на другую сторону общения. Например, первая стадия включает в себя приемы «чтения состояния» и «соотнесенных вопросов», вторая стадия – приемы «нарастания», «детализации», «проблемы», «переключения», «перерывов» и т. д.

Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работниками органов правопорядка. Его умение по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также на основе невербальных действий (жестов, взглядов, поз) собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.

Четвертый этап в динамике профессионального общения – осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов, так как взаимодействие невозможно без оценки удачи или неудачи, успеха или неуспеха, без выявления факторов, которые способствуют общению или осложняют его.

В психологической литературе большое внимание уделяется тому, как человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами, даются определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми.

 

5. Психологические особенности работы следователя

 

Психологические аспекты деятельности следователя связаны прежде всего с достоверностью в его познавательной деятельности. Установлению истины по конкретному уголовному делу способствует предварительное следствие, которое проводит следователь. Деятельность следователя имеет ряд особенностей: процессуальная регламентированность средств и сроков предварительного следствия; практические навыки; противодействие в ходе следствия заинтересованных лиц и т. п.

Следователи занимаются не только сбором отягчающих вину обстоятельств по расследуемому делу, но и установлением истины по делу в процессе его расследования. Не случайно закон запрещает под страхом уголовного наказания получение показаний обвиняемого путем насилия и угроз.

Повышенная психическая напряженность деятельности предъявляет ряд требований к качествам психики следователя. Сенситивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия. Эмоциональная устойчивость – пониженный уровень тревожности, т. е. умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях. Резиапентность – сопротивляемость различным психотравмирующим условиям. Толерантность – привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям. Важнейшими качествами следователя, которые имеют первостепенное значение при расследовании уголовных дел, являются его волевые, коммуникативные и, главное, интеллектуальные качества. Следователь должен обладать наблюдательностью, чувством долга, а также соответствующими нравственной и социальной позициями. Его деятельность должна постоянно подчиняться процессуальному закону, а не его предвзятости и подозрительности. Следователь должен также иметь такие качества характера, как хладнокровие, поскольку его профессиональная деятельность протекает в эмоционально экстремальных ситуациях. Он никогда не должен пользоваться лозунгом, в соответствии с которым отсутствие у человека судимости – это не заслуга самого человека, а недоработка следователя.

Как было замечено ранее, деятельность любого следователя направлена на установление истины по делу путем всестороннего, полного и объективного расследования; это возможно только при наличии знания норм уголовно-процессуального законодательства, которые следователь должен правильно применять. Закон устанавливает два вида доказательств – прямые и косвенные.

Расследование преступления складывается из сбора таких доказательств, которые одинаково ценны и способствуют реконструированию целостной картины преступления. Проводя различные следственные действия по уголовному делу, следователь должен всегда учитывать, что каждый человек под влиянием ситуации по-разному воспринимает увиденное. Здесь огромную роль играют эвристические, т. е. познавательные способности следователя. Для этого он должен обладать соответствующим творческим воображением и развитостью своего мышления. Познание следователя характеризуется проверяемостью сделанных им выводов для получения достоверного знания о событии, которое необходимо расследовать.

Наиболее распространенным способом получения следователем доказательств является идентификация, доказательственное значение которой состоит в том, что благодаря ей реализуется правовой принцип индивидуализации вины и ответственности. На принципе идентификации следователю необходимо распознать те объекты, которые в конечном счете являются неопровержимым доказательством причастности конкретного лица к преступлению. Это значит, что следователь должен распознать в ходе расследования определенные признаки конкретного объекта как знаки.

Что же касается мышления следователя, то оно разворачивается в процессе расследования на основе гипотезы, версии, указывающей путь познания при конкретной исходной информативной базе. Мышление следователя строится: а) на дедукции, представляющей анализ частного случая в свете общеизвестных положений; б) индукции – творческом обобщении частного случая путем сравнения и эксперимента.

Поэтому огромное значение при расследовании уголовных дел принадлежит профессиональной интуиции следователя, которая представляет собой способность постижения истины в результате ее усмотрения, мысленного охвата сложившейся непростой ситуации без полной и развернутой системы рассуждений.

В процессе расследования по уголовному делу следователь проверяет доказательства и устанавливает согласуемость всей их совокупности, т. е. проводит критический анализ сведений о фактической стороне дела. Факт – это объективно существующая реальность, а достоверность факта – свойство определенных знаний о самом факте. Следует заметить, что достоверными и недостоверными могут быть не только факты, но и сведения об этих фактах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.