КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретические концепции изучения психических явлений 7 страница
2. Юридическая профессиограмма
В юридической профессиограмме отражаются следующие стороны юридической деятельности: социальная; поисковая (познавательная); удостоверительная; организационная; реконструктивная. Профессионально важные качества следователей, судей, прокуроров обусловлены, прежде всего, их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке каждой личностью глубокого понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспитывает чувство долга, справедливости, объективности, честности как комплекс профессиональных функций, а также предопределяет активность личности как стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом социально важную инициативу. Сложность и ответственность деятельности по осуществлению правосудия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку последние прямо зависят от ее психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предъявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субъект, выполняющий правоохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применительно к избранной им профессии. В судебно-психологических исследованиях последнего времени анализируется, главным образом, структура профессиограмм, относящихся к деятельности следователя. Профессиограммы же других представителей правоохранительных органов пока не получили должного освещения. Профессиограмма следователя включает подробное описание всех сторон его деятельности, необходимых качеств и навыков. Первое исследование профессиограммы следователя принадлежит В.Л. Васильеву и представляет собой своего рода профессиональный портрет следователя, основанный на данных психологических и социологических методов изучения его деятельности. Профессиограммма следователя – это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности. Профессиограмма следователя состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности. К ним, в частности, отнесены: – поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация); – коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним); – удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь); – организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми); – реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция); – социальная деятельность, включающая в себя общие (патриотизм, гуманность, честность, принциапиальность) и специальные качества (стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика). В приведенной профессиограмме главенствующее место принадлежит социальной деятельности, поскольку она способствует формированию профессиональных качеств. Вместе с тем элементы данной структуры взаимосвязаны таким образом, что наличие одного из них определяет эффективность функционирования других. Следует отметить, что профессиограммы ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров, способствуют диагностике профессионализации юристов, работающих в различных правоохранительных органах.
3. Правовая культура и ее виды
Правовая культура – неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры – политической, моральной, эстетической. Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи – создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т. е. ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Правовая культура личности предполагает наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный уровень); превращения накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический уровень); готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т. е. поступать правомерно, в соответствии с законом – использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий уровень). Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной ценности, а главное – активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности – это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть. Правовая культура общества – часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др. Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовую культуру личности составляют правосознание и правовое мышление, правомерное поведение, результаты правомерного поведения и правового мышления. Правовая культура личности (общая и специальная – профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества, специфики профессиональной деятельности, индивидуальной неповторимости творчества каждой личности. Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права. Профессиональная правовая культура – одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки. Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т. д.). Причем уровень профессиональной культуры, например сотрудников милиции, различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т. д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права. Главное в профессиональной правовой культуре – значительная роль права, его верховенство и соответствующее этому правовое поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т. д. Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура как социальное явление едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп. Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина. Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т. е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов. Юрист – личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто. Нередко работа по раскрытию и расследованию преступлений – схватка между личностями, характерами. Человек формируется в процессе социальной практики. Юридическое образование – первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом. Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, правового поля государства, а не только его отдельных направлений. Культура юриста включает знание государственного языка, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность. Профессиональная культура юриста предполагает, прежде всего, знание законодательства и возможностей юридической науки (тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан), убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости. Общество и государство не могут и не должны терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан. Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции. Исключительно важна проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки «юристов-середнячков», от выпуска дипломированных специалистов, имеющих низкий профессиональный уровень. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, следует уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др. Разумеется, культура юриста-профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан. Содержание профессионального мышления юриста составляют установки на высокую нормативную культуру; обостренное чувство справедливости, выражающееся в умении критически оценить поведение окружающих людей и самокритичном отношении к собственным действиям; общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных.
4. Профессия, специальность и квалификация юриста
Профессия – широкая область профессионально-трудовой деятельности, требующая знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в сфере социальных услуг. Профессия юриста раскрывается через следующие понятия: – деятельность, взятая как определенная реальность; – профессионализм как качество деятельности; – юридический характер как особая сфера деятельности, в отличие от экономической, управленческой и др. Профессия юриста – широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. Она определяется специфическими условиями деятельности данной сферы и выражается в высокой правовой культуре юридического работника этой сферы. Общие черты профессии юриста можно свести к следующему: юрист служит гражданскому обществу и государству; его деятельность имеет, прежде всего, общественный и государственный характер; юрист имеет дело, как правило, с социальными аномалиями, «болезнями» в обществе; юрист пользуется официальным статусом должностного лица (при занятии должности он нередко присягает на верность своему профессиональному долгу); юрист своим трудом не принимает прямого участия в создании материальных и духовных благ; он обладает определенными властными полномочиями, которые содержат в себе управленческие начала (но не обязательно являются исключительно управленческими). Так, труд прокурора, судьи, следователя, оперативного работника милиции и др. предполагает наличия особых властных полномочий – прав и обязанностей применять власть от имени закона; юрист действует автономно, его работа не полностью совпадает с деятельностью учреждения, ведомства, работником которого он является; юрист призван действовать творчески – он находится в постоянном поиске истины, у него нет стандартов, поскольку он решает конкретные дела конкретного лица или случая; юрист – служитель закона, в своей деятельности всегда ограничен рамками закона. Профессионализм – это хорошее владение своей профессией. Свойство профессионализма отражает специфику работы юриста, отграничивает ее от правового сознания, правовой культуры всех субъектов права (не юристов). Действовать профессионально означает: 1. Осуществлять деятельность по правилам, выработанным и закрепленным в установленном порядке, действовать в соответствии с особым уровнем принимаемых на себя задач. 2. Соблюдать требования нормативно-правового, психологического, политического, этического и эстетического характера, которые предъявляются к процессу деятельности и ее результатам, руководствоваться морально-правовым долгом (а не соображениями корысти или выгоды) при ее выполнении. 3. Быть подконтрольным деятельности соответствующих государственных органов и (или) объединениям специалистов, свободным от непрофессионального (в том числе партийного) вмешательства. 4. Получать надлежащую оплату за квалифицированный труд. 5. Гарантировать осуществление работы – обеспечить непрерывность деятельности на надлежащем уровне в соответствии с поставленными задачами или запросами. Профессия, как правило, включает в себя целый ряд специальностей. Например, профессия «учитель» включает специальности: учитель математики, химии, биологии, истории, основ правоведения и др. Развитие науки и техники, изменения в экономической и политической сферах жизни страны вызывают появление новых и утрату отживших профессий и специальностей. В Государственном реестре насчитываются тысячи профессий и специальностей, которые постоянно обновляются или изменяются. Специальность – это узкая сфера профессионально-трудовой деятельности с четко обозначенными полномочиями, требующая конкретных правовых знаний и навыков, необходимого уровня профессионально-правового мышления и поведения (деятельности). В профессии юриста имеются специальности следователя (следователь уголовного розыска, прокуратуры и др.), прокурора (помощника прокурора и др.), адвоката, нотариуса, судьи (судья арбитражного суда и др.) и т. д. Юридические кадры, специалисты в области юридической практики имеют соответствующий должности уровень правовой культуры и квалификацию. Квалификация зависит от уровня специальных правовых знаний, практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого конкретного вида работы. Для отдельных специальностей большое значение имеет профессиональная пригодность: соответствие способностей, физических и психических свойств человека, избравшего профессию. Юристы, как правило, имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует личные интересы наряду с общественными. Все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, которая влияет на качество жизни общества и его правовую культуру, поэтому они должны обладать рядом специфических качеств. Качества юриста-профессионала как личности: – профессионально-деловые: глубокое уважение законов, работоспособность, ответственность за судьбу людей, любовь к своей профессии, способность критично оценивать свою деятельность, дисциплинированность и пунктуальность в работе; – морально-этические: твердость моральных устоев, высокие этические взгляды, совесть, принципиальность, ответственность за выполняемое дело, способность брать ответственность на себя, гуманность, нетерпимость к нарушителям законов; – интеллектуальные: умение отличать существенное от несущественного, главное от неосновного, эрудиция, глубина и логичность мышления, независимость мышления, здравый смысл, рассудительность, гибкость мышления (умение рассматривать вопрос со всех сторон), конструктивность и прогностический характер мышления, наблюдательность, продуктивная память; – эмоционально-волевые: умение в сложных условиях оставаться терпимым, рассудительным, уважительным, выдержанным, уравновешенным; – организационные: умение организовать собственную эффективную работу, а также работу коллег и всего коллектива.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |