Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные этапы следственной деятельности 2 страница




 

1. Общие тактические и психологические основы допроса

 

Допрос – одно из самых распространенных следственных действий. Его сущность заключается в получении от допрашиваемых лиц показаний о любых обстоятельствах, подлежащих установлению и доказыванию по делу. При всей кажущейся простоте – это трудоемкое, сложное, многоплановое следственное действие, требующее от следователя высокой профессиональной подготовки и мастерства.

Необходимым условием получения на допросе достоверных и полных сведений является тщательная подготовка к его проведению. При подготовке к допросу следователь определяет цель и задачи допроса, учитывает обстоятельства (в том числе и психологического характера), определяющие его эффективность. Подготовка включает в себя специальное изучение с этой целью материалов уголовного дела; определение предмета допроса, то есть круга обстоятельств, по которым необходимо получить показания; изучение психологических особенностей допрашиваемого, его морально-волевого облика, отношения к делу и взаимоотношений с основными участниками процесса, прежде всего с обвиняемым и потерпевшим; изучение имеющихся доказательств и подготовку их к наиболее эффективному использованию; обеспечение участия в допросе предусмотренных законом лиц (педагога, законного представителя несовершеннолетнего, переводчика, эксперта и т. д.), а также в случае необходимости специалистов; проверку готовности научно-технических средств (например, звукозаписывающей аппаратуры).

Готовясь к допросу, следователь должен заранее продумать формулировку вопросов, их последовательность. Вопросы, которые следователь планирует задать на допросе, должны отвечать ряду требований – быть понятными для допрашиваемого, конкретными и в то же время стимулирующими развернутый ответ, не содержать тактически проигрышной информации. Необходимо учитывать, что сама по себе постановка вопросов передает определенную информацию допрашиваемому. Система вопросов может создать впечатление о мере информированности следователя по расследуемому делу. Первоначально задаваются вопросы по таким фактам, которые не могут быть опровергнуты допрашиваемым. Следователю нужно прогностически оценить, как отреагирует допрашиваемый на то или иное доказательство, предусмотреть варианты своих аргументов, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить имеющиеся доказательства.

Если по делу требуется провести допросы нескольких лиц, то целесообразно определить их последовательность по общему правилу. Сначала допрашиваются те лица, которые располагают наиболее важной информацией (о случившемся, свидетелях, очевидцах, других источниках доказательств) или в силу разных причин могут по истечении времени забыть отдельные обстоятельства или детали происшедшего (например, в силу малолетнего возраста, болезни и т. п.). Раньше других допрашиваются лица, находящиеся в какой-либо зависимости от подозреваемого (обвиняемого), с тем, чтобы последний не успел повлиять на них. Не следует торопиться с допросом тех, кто легко может передать другим то, чем интересуется следователь.

Готовясь к допросу, необходимо предвидеть его организационную сторону, предотвратить все, что может нарушить процесс общения (сделать закладки на нужных страницах дела, выписать нужные при допросе фактические данные, подготовить необходимые схемы, фотографии, вещественные доказательства, подобрав их в определенной последовательности).

Следователь должен заранее наметить специальные вопросы, которые потребуют консультаций специалистов.

Большое значение имеет способ и порядок вызова на допрос. В ряде случаев тактически целесообразно срочно вызвать допрашиваемое лицо, направив ему повестку нарочным, а в других случаях важнее отложить вызов, тогда допрашиваемое лицо, ожидая допроса, испытывает нервное напряжение, а иногда предпринимает разоблачающие его действия. Надо заранее определить время, которое займут допрос и фиксация показаний. Если предстоит провести несколько допросов, то целесообразно спланировать их так, чтобы допрашиваемые не тратили время на ожидание и исключалась возможность какого-либо нежелательного их общения между собой.

Существенное значение для проведения допроса имеет обстановка общения. Выбор места допроса – один из существенных тактических факторов. Чаще всего допрос проводится в кабинете следователя. Психологически важно, чтобы следователь и допрашиваемое лицо оставались наедине. Присутствие многих лиц сковывает коммуникативную активность, лишает общение доверительности. В тактических целях местом допроса может быть избрано помещение какого-либо учреждения. Это позволит скрыть факт вызова на допрос определенного лица, усилить эффект неожиданности допроса, устранить предварительную подготовленность лица к допросу.

Завершается подготовка к допросу составлением письменного плана, в котором обозначаются все основные параметры допроса – время, задачи, круг выясняемых обстоятельств, их последовательность, доказательства, которые могут понадобиться.

Допрос – это регламентированная законом специфическая форма общения, которая может протекать в форме сотрудничества либо противоборства и психологической борьбы.

Одной из важнейших проблем психологии допроса является проблема тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя.

 

2. Подготовка к допросу

 

При подготовке к проведению допроса следователь должен определить его цель и задачи с учетом конкретных обстоятельств, т. е. создать информационную базу допроса, знакомясь предварительно с личностью допрашиваемого, его социальным положением и его психическими возможностями. Для этой цели, кроме материалов дела, следователь может запросить на интересующих его лиц характеристики и допросить близких родственников допрашиваемого лица для установления его образа жизни, связей и привычек. Готовясь к производству допроса, следователь может составить его план, содержащий ряд вопросов, на которые нужно получить ответы: обстоятельства или условия совершения преступления, мотивы преступления, способ совершения преступления, способ его сокрытия, отношение обвиняемого к содеянному.

Правильная постановка вопросов может создать у обвиняемого впечатление о соответствующей осведомленности следователя по расследуемому делу.

По различным категориям дел планы допроса могут меняться. При расследовании убийств в первую очередь выявляются свидетели, которым что-либо известно об обстоятельствах убийства, внешности преступника и его взаимоотношениях с потерпевшим. При расследовании краж сначала допрашивается потерпевший, у которого выясняется способ совершения кражи, количество и приметы похищенного и круг лиц, знавших о месте хранения в квартире ценных вещей.

По делам об изнасиловании, помня о психотравмированности потерпевшей, следователь должен быть предельно тактичен, деликатно задавая ей вопросы, касающиеся совершения данного преступления.

Готовясь к проведению допроса, следователь должен решать также и вопрос последовательности допроса различных участников процесса, учитывая их психологию и позицию по отношению к обвиняемому.

 

3. Производство допроса

 

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также о том, что одни и те же слова могут передаваться различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей. Главнейшей задачей, которая стоит перед следователем при производстве допроса, является выявление объективной чувственной первоосновы по субъективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаимодействии следователя с допрашиваемым и оказании последнему мнемонической помощи, суть которой состоит в содействии восстановлению в памяти допрашиваемого забытого им материала. Такая помощь оказывается следователем на основе оживления их смысловых и пространственно-временных связей и ассоциаций.

Припоминание по способу осуществления бывает автоматическое, когда быстро припоминают то, что хорошо помнят, конативное, для которого необходимо определенное напряжение или усиление, и рефлективное, когда для припоминания необходимо размышление.

В целях мобилизации памяти допрашиваемого следователь применяет один из следующих мнемонических приемов: возможность свободного рассказа; его повторение с различных стадий повествования (с середины или конца события); предъявление вещественных доказательств, которые находятся в определенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц и т. п.

Следователь может оказать помощь в припоминании забытого при помощи сопоставления и активизации осмысленного припоминания событий. При этом необходимо учитывать, что к непреднамеренно сложным показаниям обычно склонны лица эмоциональные и легковозбудимые.

Оказывая допрашиваемому мнемоническую помощь, следователь должен учитывать тип памяти этого лица, способность к смысловым ассоциациям и образности восприятия, а также его возрастные особенности. Очевидно, чем меньше возраст ребенка, тем больше ему могут быть непонятны какие-то явления. Следователь должен помнить и о том, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут быть определенные затруднения в припоминании. Так, если лицо находится в перевозбужденном состоянии, то проведение допроса следует прервать или вовсе отложить.

При оценке показаний допрашиваемого и определении их истинности следует обращать внимание на логическую связь сообщаемых сведений и их непротиворечивость или же, наоборот, противоречивость; соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам; общие психофизические особенности допрашиваемого.

Для правильной оценки показаний о продолжительности сложных событий следователь должен разделить их на эпизоды или части, при этом выявить продолжительность каждого из них с дальнейшим определением общей продолжительности всего события.

Что же касается показаний, связанных с установлением размера, цвета, формы, то следователь должен точно установить место расположения очевидца определенных событий и физические условия восприятия этих событий.

Следователь при производстве допроса может судить о возможной динамике поведения допрашиваемого по качествам его темперамента. Так, лицо с сильным типом высшей нервной деятельности (флегматик, сангвиник) более устойчиво к различного рода резким воздействиям, а меланхолики более чувствительны к различным событиям. При анализе особенностей личности допрашиваемого следователю требуется выявлять особенности принятия такой личностью решений, поведения в конфликтных ситуациях, качества интеллекта, пониженный или повышенный уровень притязаний и т. п. На допрашиваемого воздействует психически не только содержание вопросов, но и их последовательность, а эффективность вопроса следователя при допросе зависит от определенности такого вопроса, его лаконичности и простоты конструкции. Законом запрещены наводящие вопросы. Вопросы, задаваемые следователем, подразделяются условно на следующие группы:

1. Нейтральные – формулировка ответов на такие вопросы зависит полностью от следователя.

2. Разделительные вопросы строятся по принципу «или – или».

3. Альтернативные вопросы, которые требуют или положительного, или отрицательного ответа на них.

4. Вопросы косвенного внушения, которые предоставляют право выбора между двумя ответами.

5. Вопросы ложного содержания, которые являются приемом психического насилия.

 

4. Стадии допроса

 

В начальной стадии допроса следователь решает следующие задачи: устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливает его личность и разъясняет цель его прихода к следователю, а также ст. 51 Конституции Российской Федерации и процессуальные права и обязанности, что подписывается допрашиваемым, устанавливает взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу фигурантами.

После решения данных задач следователь может сделать предварительные выводы о предстоящей тактике допроса в конкретной ситуации и установить коммуникативный контакт с допрашиваемым.

Коммуникативный контакт – это система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, который основан на обратной связи. Для допрашиваемого наиболее важными являются первые слова следователя, а также внешний вид следователя и обращение к допрашиваемому по имени и отчеству. Иными словами, следователь не должен допустить ничего, что могло бы вызвать негативное отношение к нему со стороны допрашиваемого лица.

Значительный ущерб коммуникативному контакту зачастую наносится повышенным интересом следователя к уличающим, обвинительным доказательствам и его безразличие к смягчающим обстоятельствам.

Как было замечено ранее, законом запрещено добиваться показаний путем угроз, насилия и других незаконных действий под страхом уголовного наказания, как и за принуждение к даче показаний путем применения угроз или других незаконных действий.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса не давали правдивых показаний, часто связывали этот факт с отрицательным поведением следователя, его грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь должен твердо усвоить правило, что среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть врагов.

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса, суть которой составляют:

– восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей его высказываний и выяснение противоречий в его рассказе;

– оказание мнемонической помощи для полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

– получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

– установление причин умышленного замалчивания допрашиваемым отдельных событий преступления;

– изобличение ложных показаний;

– оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что допрашиваемое лицо каким-то образом ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит в выяснении мотивов такого противодействия, вторичном уточнении деталей показаний, анализе возможных причин появившихся в показаниях противоречий, изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо, ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

Вопросы следователя не только не должны содержать прямую подсказку ответа – в них не должны упоминаться те образы, которые могут быть включены в содержание ответа. Так, при необходимости выяснить, не было ли в руках у обвиняемого чемодана, правильно сформулированным вопросом будет: «Нес ли что-либо обвиняемый?». Наводящим будет вопрос: «Нес ли обвиняемый чемодан?».

На заключительной стадии допроса основная задача следователя состоит в полной и объективной фиксации полученных показаний. Здесь необходимы точные формулировки, адекватные данным ранее устным показаниям. Полученные показания заносятся в протокол допроса в первом лице и по возможности дословно. Протокол допроса должен отразить весь процесс допроса – вопросы следователя, предъявление документов, вещественных доказательств, речевые особенности ответов допрашиваемых лиц.

Избежать искажений и утраты информации в ходе допроса и процессуального закрепления их результатов помогает звуко-, видеозапись. Особенно целесообразно использовать ее при фиксации показаний несовершеннолетних и малолетних, при допросе с участием переводчика, а также допросе лиц, находящихся в результате ранения либо болезни в тяжелом, опасном для жизни состоянии.

При использовании звукозаписи допрашиваемый предварительно предупреждается об этом. Звукозапись должна содержать вводную часть, в которой фиксируется, кто, когда и в каком качестве допрашивается, кто проводит запись, марка магнитофона, тип ленты, скорость ее движения, местонахождение магнитофона и микрофона. Записывается весь ход допроса, звукозапись части допроса не допускается. Завершается звукозапись указанием о ее прослушивании допрашиваемым лицом и его заявлением о правильности звукозаписи. Звукозапись дисциплинирует речь допрашиваемого, делает его более чутким к своим формулировкам. При даче ложных показаний, записываемых на магнитную пленку, человек острее чувствует свои промахи. Звукозапись позволяет повторно детально проанализировать особенности показаний – паузы, умолчания, неуверенности в утверждениях и т. п. Прослушивая фонограмму допроса, в ряде случаев допрашиваемое лицо осознает допущенные просчеты, отказывается от противодействия.

По окончании допроса протокол предъявляется допрошенному лицу для прочтения или по просьбе допрошенного прочитывается ему следователем. Допрошенное лицо имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол. В конце протокола, перед подписью допрошенного лица, отмечается, прочитал ли он протокол лично или же он ему был зачитан следователем. Если протокол написан на нескольких страницах, то допрошенный подписывает каждую страницу отдельно. Следователь подписывает протокол последним.

 

5. Преодоление сопротивления при допросе

 

Лицо, дающее ложные показания, противодействует следствию. Чувствуя это, следователь должен прибегнуть к повторным и детализирующим вопросам, которые неизбежно приведут к расхождениям в показаниях, данных ранее.

Установив, что дающий показания лжет, следователь должен выбрать тактику своего поведения: изобличить лжеца при попытках ввести следствие в заблуждение, разрешить лжецу давать ложные показания, с тем, чтобы в дальнейшем его изобличить. Выбор тактики при производстве допроса зависит от личностных качеств допрашиваемого лица. Необходимо знать, что разновидностью ложных показаний являются сокрытие преступления, маскировка, т. е. утаивание истинных преступных намерений, инсценировка, – искусственное создание определенной обстановки для введения следствия в заблуждение; демонстрация вызывающего поведения; ложное алиби, т. е. отрицание своего присутствия на месте преступления во время его совершения. При установлении факта ложных показаний следователь должен, как было замечено ранее, задать детализирующие повторные вопросы. Другим тактическим приемом следователя будут однотипные вопросы, задаваемые в разной последовательности, и проведение ряда проверочных следственных действий с использованием приемов правомерного психического воздействия.

Преодолеть противодействие следствию помогают приемы правомерного психического воздействия, являющиеся стратегией следователя. Однако такие приемы, как было замечено ранее, должны носить только правомерный характер, закон запрещает домогаться показаний путем насилия, угроз и других запрещенных приемов.

Зачастую допросы проводятся с применением приемов психического воздействия, которые основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Ложность показаний допрашиваемого может быть изобличена следователем имеющимися в деле доказательствами, а также воздействием на психическое состояние обвиняемого путем формирования у него преувеличенного представления об информированности следователя. Для этого следователь должен использовать правила правильного и эффективного предъявления доказательств.

1. Перед тем как предъявить доказательства, необходимо задать вопросы, исключающие нейтрализующие уловки обвиняемого.

2. Доказательства, изобличающие вину обвиняемого, следует применять в целесообразных ситуациях, на фоне психического расслабления обвиняемого.

3. Предъявлять доказательства нужно по мере их значимости. По каждому доказательству следует получать объяснения, которые заносятся в протокол.

4. В случае признания ложности ранее данных показаний новые показания незамедлительно записываются с удостоверением их подписью допрашиваемого.

Основным средством психического воздействия на допрашиваемого являются вопросы следователя, которые должны быть обоснованными. В тактике проведения допроса широко используются противодействующие вопросы, которые демонстрируют допрашиваемому информационную осведомленность следователя по делу и предупреждают допрашиваемого о невозможности ввести следователя в заблуждение. Кроме того, следователь может использовать изобличающие вопросы, использующиеся при противодействии допрашиваемого.

Условием для успешного проведения допроса является превосходство рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью обвиняемого, зачастую позиция запирательства обвиняемого может перерасти в межличностный конфликт. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает проведение допроса обвиняемых, имеющих физические и психические недостатки, только в присутствии защитника. Ощущая поддержку со стороны защитника, противодействующее лицо зачастую укрепляется в своей ложно занятой позиции, поэтому следователь должен правильно определять, когда защитник может задавать вопросы в процессе допроса. Участие защитника, тем не менее, не должно ослаблять внимания следователя к смягчающим вину обвиняемого обстоятельствам.

Допрос является в первую очередь организацией следователем того психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности преступника.

Успешное взаимодействие двух систем – следователя и допрашиваемого, зависит от психологического контакта.

Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы. В зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого применяются те или иные тактические приемы.

Одна из важнейших проблем психологии допроса – проблема регулирования тех отношений, которые возникают в ходе допроса между допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на достижение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это – социально-психологические закономерности ролевого положения следователя (допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого отношениях.

Допрос – это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает психология.

Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории – «мы», а в следователе видит представителя другой группировки – «они», то это не способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к следователю как к «чужому» не вызывает у допрашиваемого желания сообщить этому «чужому» всю известную ему информацию о преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах. Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.

Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт подобного рода, много. Делая попытку наладить контакт с допрашиваемым путем создания общности «мы», следователь должен отыскивать в этом человеке положительные стороны. При всем этом он должен иметь в виду индивидуальные особенности допрашиваемого, а также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается необходимая информация.

Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от определения специального типа допрашиваемого. В основе рекомендаций по тактике допроса должен находится психологический анализ структуры личности допрашиваемого. Знание судебной психологии позволит следователю видеть не абстрактного свидетеля или обвиняемого, наделенного правилами и обязанностями, а живого человека, понимать все движения его психики.

Таким образом, во-первых, допрос на предварительном следствии – это целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не только не должны противоречить нормам уголовного процесса, но должны давать максимальный эффект в плане получения наиболее правдивых показаний способом, наиболее удобным для конкретного допрашиваемого. Во-вторых, от темперамента допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и его напряженность (сила), а от специального типа допрашиваемого – характер доказательств, на которые следует обращать особое внимание, и порядок их предъявления.

Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и эмоциональной сферой, а также в рамках закона эмоциями допрашиваемого.

Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация следователя в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специально предусмотренные законом формы – протоколы, постановления и т. д.

Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную.

Протокол должен удовлетворять следующим требованиям.

Язык его должен удовлетворять определенным критериям: грамматическому, стилистическому и юридическому. Он должен быть точным, достаточно понятным для тех, кто будет читать документ. В протоколе следует сохранять лексические особенности речи допрашиваемого. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального закона по внешнему оформлению и содержанию, а также (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

В настоящее время в следствии активно применяются следующие средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография.

От качества протокола зависит дальнейшее использование тех фактических данных (доказательств), которые в нем изложены, их достоверность и значение.

Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам принимает решения, реализует их, распоряжается рабочим временем, выбирает пути и средства для раскрытия преступления и т. п.

Показатель культуры следователя – умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.

Путем анкетирования следователей установлено, что период «втягивания» в работу продолжается примерно 0,5 – 2 часа. Затем наступает период продуктивной работы в течение примерно 3,5 часа, а далее – утомление и эффективность труда падает. В этом случае следует делать перерыв. После него возникает еще один рабочий цикл, но эффективность труда будет ниже, чем при первом цикле. Попытки в один день проделать еще третий и четвертый циклы ведут к переутомлению.

По истечении часа после начала рабочего времени начинается самое продуктивное время для работы. Но за час до обеденного перерыва продуктивность работы резко падает.

Во второй половине дня наиболее продуктивное время, как правило, наступает через час после обеденного перерыва и заканчивается за час до окончания рабочего времени. Это необходимо учитывать для правильного распределения своего рабочего времени: самая сложная работа должна планироваться в часы наивысшей продуктивности.

Диагностика и изобличение ложности показаний может быть охарактеризована следующим образом. В любых показаниях допрашиваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание.

Ложь – средство управления поведением людей путем их дезинформации. Лицо, противодействующее следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в позиционное противоборство, прогнозирует возможные действия следователя, пытается рефлексивно управлять его деятельностью. Лжец оценивает, как его ложные показания будут приниматься, оцениваться и использоваться следователем. При активном, «творческом» обмане он стремится создать псевдомодель события, состыковать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, привязать их к определенному месту и времени.

С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь: показания, полностью состоящие из вымысла, и показания, частично содержащие ложные утверждения, либо прикрывающие правду, которую допрашиваемый утаивает, либо являющиеся дополнением к ней.

Полный вымысел сравнительно легко опровергается. Детализация и последующая проверка места, времени и других обстоятельств вымышленного события неминуемо ведут к разоблачению лжи. Ложные показания, основанные на реальных фактах, требуют тесной увязки и согласования подлинного и вымышленного, без этого они не будут достаточно правдоподобны и убедительны. Согласование лжи и правды, стремление допрашиваемого придать своим показаниям видимость максимальной правдоподобности протекают часто в условиях дефицита времени и напряжения психики. Это обстоятельство является одной из причин возникновения в ложных показаниях неувязок и расхождений.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей – изобличить лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение либо позволить ему дать ложные показания и затем изобличить его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.