Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы интеграции цивилизации




Потребность в модели

ПРИРОДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В XX в. было предпринято несколько смелых попыток определить и описать великие культуры. О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и А. Кребер предложили выдающиеся концепции отделенных друг от друга, сохраняющихся длительное время, но смертных макрокультур, получивших название «цивилизации». Эти попытки вызвали несомненный интерес в немалой степени благодаря ощущению, что наша собственная цивилизация тоже может столкнуться с возможностью конца, т.е. «умирания», подобно тому, как это случилось с другими цивилизациями в прошлом.

Однако большинство ученых, хотя и высоко оценив ученость и отвагу этих авторов, подняли принципиальные вопросы относительно правомерности этого подхода в целом. Имеют ли такого рода цивилизации, простирающиеся на тысячи километров и живущие тысячи лет, значимые внутренние связи? Можно ли охарактеризовать их как исторические субъекты? Возможно ли разобраться в хитросплетениях истории и выделить в ней такого рода компоненты? И даже если О. Шпенглер или А. Тойнби дают те или иные ответы на эти вопросы, выявили ли они что-либо реальное или же нашли лишь удобный способ упростить историю?

Ответы, данные разными авторами в то время на эти вопросы, были в основном отрицательными. Выявленные О. Шпенглером или А. Тойнби цивилизации вели себя так правильно именно потому, что они были фиктивными созданиями. И так как они не были реальными, они не могли жить или умереть и, конечно, не могли выступать как субъекты.

Однако время дало иной ответ. Многие историки работают теперь с обостренным сознанием значимости культурной интеграции и устроения общества. Они устанавливают соотношение между политикой, экономикой и художественной культурой, отвергают политическую историю, исходящую из причинно-следственных связей, как устаревшую, как что-то относящееся к XIX в. Они отвергли в учениях основоположников догматизм в их представлениях о периодизации. Тем не менее базисные понятия выдержали проверку временем. Цивилизации в самом деле имеют значимые внутренние взаимосвязи, они обладают своим устроением и отличаются одна от другой.

Попытаемся выделить области согласия между учеными, занимающимися сравнительной историей. Что можно считать повторяющимся, обычным, нормальным в характеристике большинства цивилизаций? Что представляет из себя нормальная цивилизация?

Обычно цивилизации включают в себя множество культур и языков. Но они всегда сохраняли определенные рамки, в которых можно выявить их собственное содержание, отличное от содержания других цивилизаций. Хотя не всегда можно провести четкие их территориальные границы, они сохраняют свои отличия даже после того, как вступают в физическое соприкосновение.

Эти цивилизации являются в определенной степени интегрированными общностями. Составляющие их части взаимодействуют друг с другом и с целым. Если цивилизация состоит из нескольких государств, то эти государства в большей степени связаны между собой, чем с государствами в других цивилизациях. При этом они могут часто воевать и вступать в дипломатические отношения между собой, сохранять большую степень взаимозависимости в экономическом плане.

Степень интеграции составных частей цивилизаций может быть различной, подвергаясь изменениям с течением времени. Иногда эти части тесно связаны друг с другом, так что изменение в одной из них влияет на все остальные как в географическом, так и в мировоззренческом плане. Иногда же они слабо связаны между собой и изменения в одной из них мало влияет на остальные.

Полная интеграция никогда не достигается: иначе изменения были бы невозможны. Такое состояние присуще только некоторым примитивным культурам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.