Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в области охраны окружающей среды: этапы становления и развития 4 страница




- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также в области охраны и использования иных объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водным биологическим ресурсам, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

- за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

- за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 (в редакции от 29 мая 2008 г.), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. N 282 (в редакции от 29.05.2008 г.) Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 293 (в редакции от 29.05.2008 г.) Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. N 372 (в редакции от 29 мая 2008 г.) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения. Кроме того, она осуществляет:

- обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

- организацию составления прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата;

- обеспечение работы противолавинной службы;

- организацию и обеспечение выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- участие в установленном порядке в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и проектов освоения территорий;

- согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;

- исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитного поля Земли.

Согласно Положению о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. N 372 (в редакции от 29.05.2008 г.) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Таким образом, согласно новой структуре и системе федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724, функции по осуществлению государственного экологического контроля сохраняются только за Росприроднадзором. Вместе с тем, за Ростехнадзором закрепляются специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Вышеизложенное позволяет выделять следующие этапы в становлении и развитии системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

1) 1992 - 1996 гг. (Указ Президента РФ от 12 мая 1992 г. N 511 "Об упорядочении системы государственного управления", Указ Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти", Указ Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти").

В рамках реализации контрольных функций в сфере охраны окружающей среды и природопользования этот этап можно разбить на два периода:

- 1992 г. - 1994 г., в котором специально уполномоченным органом государственного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов являлось Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, а Комитет РФ по геологии и использованию недр и Роскомвод являлись самостоятельными центральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль в соответствующей сфере деятельности. При этом Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ координировало деятельность Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы геодезии и картографии России по вопросам, отнесенным к компетенции Минприроды России, в соответствии с положениями об этих органах.

- 1994 г. - 1996 г., в котором Комитет по геологии и использованию недр и Роскомвод также входили в систему специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды в порученной им сфере управления и их деятельность в этой части координировалась Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

2) 1996 - 1999 гг. (Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Указ Президента РФ от 09.07.1997 г. N 710 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента РФ и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177").

Так, в 1996 году Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитет по водному хозяйству и Комитет по геологии и использованию недр были упразднены и на их базе образовано Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

Согласно Положению Госкомэкология России являлся специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, осуществляющим государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу, а в последующем - государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, государственный контроль за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами - в пределах своей компетенции.

Министерство природных ресурсов РФ также согласно Положению являлось специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, однако с оговоркой - "в пределах своей компетенции". При этом основными задачами министерства являлось обеспечение и проведение в пределах своей компетенции государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, использованием и охраной водных объектов.

3) 1999 - 2004 гг. (Указ Президента РФ от 25.05.1999 г. N 651 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"; Указ Президента РФ от 17.08.1999 г. N 1062 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"; Указ Президента РФ от 17.05.2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти").

Так, в 2000 году были упразднены Госкомэкология России и Федеральная служба лесного хозяйства, функции которых были переданы Министерству природных ресурсов РФ.

Согласно Положению Министерство природных ресурсов РФ являлось специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, а также в других сферах деятельности и осуществляло как государственный экологический контроль, так и иные виды государственного контроля в сфере природопользования.

4) 2004 г. (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти").

В марте 2004 года были образованы следующие органы, находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов РФ: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию.

При этом функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды и природопользования были переданы Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования.

5) 2004 - 2007 гг. (Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", Указ Президента РФ от 03.10.2005 г. N 1158 "О внесении изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти").

В мае 2004 года:

- Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования была преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

- Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

При этом функции в сфере экологического надзора, раннее принадлежавшие Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования, были переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ведении Министерства природных ресурсов РФ находились:

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство лесного хозяйства;

- Федеральное агентство по недропользованию.

Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Правительство РФ осуществляло непосредственно.

Согласно утвержденным Положениям государственный экологический контроль в зависимости от сфер ведения осуществляли как Росприроднадзор, так и Ростехнадзор.

6) 2007 г. (Указ Президента РФ от 24.09.2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти").

В рамках реализации контрольных функций ситуация не изменилась. Государственный экологический контроль осуществляли как Росприроднадзор, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов РФ, так и Ростехнадзор, подведомственный Правительству РФ.

7) 2008 г. (Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти").

В мае 2008 года Министерство природных ресурсов РФ было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в чьем ведении находятся следующие ведомства:

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство по недропользованию.

Таким образом, из подчинения Министерства природных ресурсов и экологии РФ уходит Федеральное агентство лесного хозяйства. Вместе с тем в ведение Министерства природных ресурсов и экологии переходят две службы, раннее руководство деятельностью которых осуществляло Правительство РФ: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В свою очередь, функции по осуществлению государственного экологического контроля сохраняются только за Росприроднадзором. Вместе с тем, за Ростехнадзором закрепляются специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Таким образом, на протяжении уже около двух десятилетий неоднократно менялась не только система и структура федеральных органов исполнительной власти в целом, но и неоднократные радикальные изменения касались также государственного управления в сфере охраны окружающей среды. В результате проведенного сравнительно-правового анализа, мы увидели, как менялась система и структура специально уполномоченного органа государственной власти в области охраны окружающей среды, а также пришли к выводу о том, что функции государственного экологического контроля на определенных этапах осуществлялись разными ведомствами, количество которых достигало от одного и более.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.