КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Формирование и подготовка
а) Комплектование Для того чтобы быстро создать эффективно действующую аварийно-спасательную службу, ее надо укомплектовать молодыми людьми, уже служившими в профессиональных пожарных командах (гражданских или военных). В этом случае не потребуется проводить основную пожарную подготовку личного состава. Нужно будет лишь "приспособить" имеющиеся знания в области борьбы с огнем к тем особым условиям и особой пожароопасности, которые свойственны аэропортам. Совершенно очевидно, что эффективность пожарно-спасательной службы намного уменьшится, если она будет укомплектована людьми, не имеющими необходимого опыта и никакого понятия о борьбе с огнем. В этом случае необходимо хотя бы руководящий состав службы набирать из числа лиц, служивших в профессиональных пожарно-спасательных командах (военных или гражданских). б) Подготовка личного состава Приводимая ниже программа подготовки предназначена главным образом для личного состава пожарно-спасательных служб аэропортов. Эта подготовка должна быть регулярной и непрерывной. Перерывы в подготовке могут допускаться лишь из-за неблагоприятных атмосферных условий (например, мороза), которые могут отрицательно влиять на готовность материальной части к боевому использованию. Таким образом, можно будет сравнительно легко создать спасательные команды, состоящие из молодых, смелых и решительных людей, занимающихся систематической серьезной тренировкой. Регулярная подготовка и тренировка тем более необходимы, что частота боевых выездов чрезвычайно различна; за периодами интенсивной деятельности могут следовать периоды затишья, в течение которых бдительность может ослабнуть. Вот почему необходимо держать личный состав в состоянии постоянной готовности. Программа должна рассчитываться приблизительно на 20 занятий, проводимых с учетом возможности перерывов по разным причинам приблизительно в течение месяца, Этот период является достаточно длительным. В случае его сокращения пришлось бы изучать слишком много тем в ограниченное время, а в случае увеличения, у личного состава были бы слишком длительные перерывы в теоретическом и практическом изучении различных тем программы. Каждое занятие должно состоять из следующих частей: первая часть — физическая подготовка (в пределах 20— 30 минут), вторая — теоретическая подготовка и третья — практическая подготовка (вторая и третья части — по одному часу). Занятия должны проводиться каждый день (даже в воскресенье, которое считается обычным днем, потому что аэропорт работает в воскресенье так же, как и в другие дни).
1. Физическая подготовка Цель этой подготовки состоит в том, чтобы поддерживать личный состав в удовлетворительном физическом состоянии и готовить его к физическим напряжениям, которые могут встретиться при выполнении служебных обязанностей. Отсюда видно, что речь идет о сугубо профессиональной подготовке, а не о подготовке с целью достижения спортивных результатов. Об этом никогда не следует забывать при выборе упражнений, которые должны являться средством к достижению цели, а не самоцелью. Не надо стремиться ни к эффекту, ни к достижению высоких показателей. Однако весь личный состав должен добиться следующих результатов: прыжок в высоту — 120 см; прыжки в длину — 4 м; прыжок с высоты — 4 м (с приземлением на мягкий грунт); бег— 10 мин в спортивном стиле; лазание по гладкому канату с помощью рук и ног — 10 м (от пола); поднятие и переноска тяжестей: поднять манекен весом 80 кг и перенести его на 100 м по ровной местности (способ переноски — произвольный); равновесие: пройти стоя по горизонтальной балке шириной 30 см, расположенной на высоте 4 м. Для сравнения приводим нормативы требований, предъявляемых министерством национальной обороны к кандидатам на должность пожарного на аэродроме: 1-й класс—кандидаты в возрасте до 30 лет: бег на 100 м—15 сек; на 1000 м — 4 мин; прыжок в высоту — 115 см (3 попытки); лазание без помощи ног — 5 м. 2-й класс — кандидаты в возрасте 30 лет и выше: бег на 1000 м — 4 мин 10 сек; прыжки в высоту — 105 см (3 попытки); лазание без помощи ног — 4 м. Выполнение указанных норм обязательно. Не выполнивший эти нормы кандидат не может быть принят на должность пожарного. Максимальное число очков — 300. Кандидат, набравший менее 180 очков, отстраняется. Необходимость неослабного наблюдения за летным полем и невозможность удаляться от станции обусловливают характер занятий и ограничивают возможности их проведения. Вся подготовка должна происходить в непосредственной близости от станции, что, кстати, позволяет использовать все оборудование станции (учебную вышку, снаряды для прыжков и т. п.), Кроме бега, большим преимуществом которого является то, что он поддерживает в прекрасном состоянии дыхательный аппарат, основными упражнениями должны быть прыжки (в том числе с высоты вниз), поднятие и переноска тяжестей и лазание. Учитывая целенаправленный, утилитарный характер физической подготовки, само собой разумеется, что для этих различных упражнений должно использоваться пожарно-техническое оснащение и вооружение (например, поднятие и переноска выдвижных и штурмовых лестниц, наиболее тяжелых и наименее удобных средств, которые наряду с канатами и шестами можно использовать также и для упражнений в лазании). Во время занятий, а также в свободное время следует устраивать спортивные игры. Наиболее подходящей игрой считается волейбол: не требуется много места и сложного инвентаря, играть можно прямо около пожарного поста. (и даже в помещении, если позволяют его размеры). Волейбол — интересная игра. Она требует некоторой ловкости и сыгранности, а когда игра идет в достаточно быстром темпе, она развивает рефлексы, особенно важные для лиц, нервная система которых, постоянно напряженная, должна быть в состоянии в любой момент управлять прекрасно натренированной мускулатурой.
2. Теоретическая подготовка Цель—изучение личным составом особенностей пожаров на самолетах и правил пожарной безопасности в аэропортах, для того чтобы действовать наилучшим образом в интересах безопасности как пассажиров, так и самого себя. Основные элементы этой подготовки включают: 1) изучение процесса горения вообще; 2) изучение горения углеводородов (бензина, масла) и легковоспламеняющихся жидкостей, применяемых на самолетах (антиобледенительная жидкость, жидкость, применяемая в гидравлических системах, и т. п.); 3) изучение способов и средств тушения пожара: вода (компактной струей и в распыленном виде), химическая пена, воздушно-механическая пена, углекислота, четырех-хлористый углерод, бромметил и другие галоидированные углеводороды (фреоны и т. д.); инертные вещества (песок, порошки и т. п.); 4) изучение особенностей пожара на самолетах: особая опасность, влияние ветра, тактика тушения, техника тушения, условия спасания; 5) изучение причин пожаров; поршневые двигатели: распределительная система, питание, выхлоп, электрическое оборудование; пожарная опасность бензина (меры предосторожности во время заправки горючим); реактивные двигатели (прямоточный, пульсирующий, турбореактивный); опасность и причины загораний (на земле, в воздухе); 6) изучение различных типов самолетов (особенно тех, которые обычно пользуются данным аэродромом): грузоподъемность, назначение (туристические, транспортные, пассажирские, грузовые, военные и т. д.); общее устройство (конструкция, оборудование), различные виды пожарной опасности, размещение баков (топливных, масляных, с различными воспламеняющимися жидкостями), расположение нормальных и запасных выходов, расположение на самолетах противопожарного (стационарного или переносного) оборудования, возможные места вскрытия фюзеляжа для спасания людей в случае аварии; 7) изучение средств обнаружения загораний и средств сигнализации; 8) связь с командно-диспетчерской вышкой, командованием аэропорта, телефонной станцией, внешними средствами помощи (городской пожарной командой, полицией, скорой медицинской помощью и т. д.); 9) изучение инструкции на случай аварии: а) на территории аэропорта, б) в непосредственной близости к аэропорту (объявление тревоги, выезд на пожар, тушение, спасание, эвакуация раненых); 10) упражнения в установлении радиосвязи; 11) изучение характерных пунктов на аэродроме и подступах к нему (маршруты, опасность падения и аварий, правила поведения и т. п.); 12) помощь раненым, получившим ожоги или пострадавшим от удушья; 13) элементарные правила полетов над городами и населенными пунктами; 14) правила пользования взлетно-посадочными полосами, правила движения автомашин по летному полю; 15) стационарные и передвижные пожарно-спасательные средства аэропорта; 16) уход за автомашинами; 17) уход за пожарно-техническим вооружением (передвижные средства пожаротушения и основное вооружение), огнетушители (проверка и контроль, условия действия, уход, меры предосторожности во время хранения и применения). Теоретическая подготовка личного состава пожарной охраны аэропортов должна давать знания, обеспечивающие умение действовать в любых условиях. Эта подготовка должна обеспечить пожарным возможность познакомиться с жизнью различных служб аэропорта, понимать их рабочий язык и обычаи (это особенно касается метеослужбы и службы воздушного движения). Поэтому, кроме получения чисто технических знаний, относящихся к пожаротушению и спасанию, личный состав должен будет изучить: основные правила полетов над аэропортами (заход и посадка), обычные методы, применяющиеся при этом; Q-код (в частности, необходимые выражения, применяющиеся при заходе, посадке и передвижении самолетов по взлетно-посадочным полосам и рулежным дорожкам); основы метеорологии (потолок, видимость) и метеорологичеокие условия работы аэропорта.
3. Практическая подготовка Техническая подготовка: аппараты и машины пожаротушения; установки; практическое применение ручных, передвижных и других огнетушителей; подготовка водителей автотранспорта и радиооператоров. Спасательные работы: вскрытие обшивки (цель) и пользование инструментом (условия выполнения): специальные топоры, ломы, ножницы и т. п.; поиски и спасание людей (пассажиров и членов экипажа); меры предосторожности; вынос и транспортировка людей, меры предосторожности в отношении раненых, обожженных, пострадавших от удушья и т. д.; тренировка в переноске на носилках - на малые и большие расстояния (Это упражнение предназначено для тренировки личного состава на случай переноски раненых, когда по условиям местности санитарные машины не могут подойти непосредственно к месту аварии.); перемещение самолетов и крупных обломков; поднятие несущих плоскостей, винто-моторных групп и т. п.; передвижка самолетов по ВПП; применение воздушных шаров для подъема (меры предосторожности в отношении людей и техники); вытаскивание и буксировка самолетов (использование кранов, тракторов, кабестанов и др.); изучение приемов вязки узлов; тушение огня (тактика применения средств); влияние ветра (учитывается, начиная с определенной скорости); применение различных огнегасительных средств и способов тушения (в зависимости от характера горящего вещества: бензин, керосин, масло, антиобледенительная жидкость, масло локхида и т. п.); применение воды (компактной струей, в распыленном виде; тушение бензина); применение пены: а) огнетушители ручные и возимые; б) лафетные и ручные стволы пожарных машин; применение углекислоты (для тушения и спасания); применение четыреххлористого углерода и бромметила (и других галоидированных углеводородов); применение инертных веществ (песка, земли, порошков, различные способы разбрасывания); способы приближения к огню (условия и меры предосторожности); тренировка на выносливость в условиях теплового излучения (в обычной и защитной одежде); тренировка специалистов (ношение асбестовой одежды); пределы использования специалистов, меры предосторожности и т. д. Примечание. Все эти темы должны быть изучены, как указывалось выше, приблизительно в течение одного месяца. В соответствии с этим и должны быть организованы ежедневные занятия. Лучший способ не упустить ни одной части программы — обозначить занятия номерами и проводить их строго в порядке нумерации, переходя К последующему занятию лишь после того, как материал предыдущего будет тщательно отработан. Условия проведения практической подготовки. Пожалуй, невозможно и, уж во всяком случае, слишком долго ждать, пока личный состав сформируется в процессе тушения действительных пожаров. Поэтому выгодно всегда ставить обучаемых в условия, максимально приближенные к условиям реального пожара. В связи с этим обучение должно производиться на самолетах, конечно, снятых с эксплуатации, на которых умышленно вызывают тот или иной пожар в зависимости от изучаемой обстановки. Опыт показывает, что самолет, имеющий металлическую конструкцию, может быть подожжен частично или целиком более 20 раз. Само собой разумеется, что каждый раз тушение огня начинается немедленно. Чтобы приучить личный состав переносить воздействие теплового излучения, а также научить его правильно перемещаться вокруг самолета, можно отрыть в земле ров, имеющий размеры и форму самолета, и наполнить его газойлем, маслом или бензином. Ствольщики смогут тренироваться на таком "самолете" в применении имеющихся у них средств, привыкая при этом к тепловому излучению.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |