КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автомашины
Уроки, извлекаемые из аварий самолетов, происходящих на аэродромах или поблизости от них, постоянно растущий опыт личного состава пожарно-спасательных служб, появление огнегасительных веществ повышенной эффективности, — все это позволяет установить основные положения, касающиеся борьбы с пожарами на самолетах. Уже сейчас возможно определить как основные характеристики пожарного вооружения, так и тактику использования этого вооружения. В настоящее время в крупных аэропортах необходимо иметь две категории пожарных машин, причем число машин каждой категории будет зависеть от интенсивности работы аэропорта и веса самолетов: 1. Машины наблюдения за взлетно-посадочными полосами и местами стоянок самолетов (машины первой помощи), называемые "быстроходными пожарными машинами". 2. Основные пожарно-спасательные машины, называемые "тяжелыми пожарными машинами". Машины наблюдения за взлетно-посадочными полосами, или машины первой помощи. "Быстроходная пожарная машина" предназначена для наблюдения за взлетно-посадочными полосами и местами стоянок (наблюдение за заправкой самолетов горючим, за запуском моторов, за взлетом и посадкой). В случае аварии она обеспечивает спасение пассажиров и тушение пожара (если он возникает). Эта машина мгновенного действия. Основное ее качество —скорость; необходимо, чтобы она двигалась и действовала очень быстро. Все ее агрегаты должны быть рассчитаны на максимальную быстроту действия. Ниже приводятся тактико-технические характеристики этой машины. Ш асс и: вездеходное (две ведущие оси); скорость движения;по взлетно-посадочной полосе или хорошей дороге — не менее 100 км/час; по более или менее рыхлому и неровному грунту рядом со взлетно-посадочной полосой — 50—60 км/час; быстрый набор скорости: первый километр при трогании с места — менее чем за 50 сек; полезная нагрузка 1000—2000 кг; кабина — 3-местная, хорошо защищенная, с большим обзором (как по высоте, так и по горизонту); 1 генератор (5 кВт) или независимый электрогенерующий агрегат. Пожарное вооружение: В состав пожарного вооружения машины не входит насос, так как требование мгновенности действия исключает возможность его применения. Огнегасительные вещества постоянно находятся под давлением в металлических резервуарах, готовые к немедленному использованию, для чего достаточно открыть вентиль. Огнегасительные вещества распределяются следующим образом: 100—120 кг СО2; 150—300 кг галоидированных веществ высокой огнегасительной способности и эквивалентное количество жидкости для получения воздушно-механической пены, выбрасываемой с помощью сжатого углекислого газа; резервуары, содержащие эти огнегасительные вещества, снабжены всем необходимым для их использования (раструбы, рукава и т. п.). Спасательное снаряжение: 1 двойная лестница (простую лестницу не всегда удобно использовать), которая должна легко превращаться в выдвижную; 1 простая металлическая лестница с достаточно широкими маршами; малый инструмент для вскрытия фюзеляжа (топоры, ломы, ножницы и т. п.); 1 кабестан, впереди машины; 1 электрическая пила (портативная, способная действовать на расстоянии до 20 м от машины). Осветительная аппаратура: 2 управляемых электрических прожектора, достаточно мощных, чтобы облегчить проведение операций по спасанию и пожаротушению в ночных условиях; снаряжение для светового обозначения места аварии. Боевой расчет: 2 или 3 человека (в том числе водитель). Основная пожарная машина ("тяжелая пожарная машина"). Предназначена для борьбы с крупными пожарами (и в случае необходимости — для спасательных операций). Ниже приводятся ее характеристики. Шасси: вездеходное (2 или 3 ведущие оси); скорость движения — 80 км/час по взлетно-посадочной полосе или хорошей дороге; быстрый набор скорости — первый километр за 55 сек (при трогании с места); полезная нагрузка 8—10 т; кабестан впереди. Пожарное вооружение: 1 цистерна для воды (емкостью 4—5 тыс л); 1—2 мотопомпы или лучше насоса, приводимых от тягового двигателя машины, с общим расходом воды 250 м3/час при давлении 12 кг или 50 м3/час при давлении 30 кг; пеногенераторы (воздушно-механической пены), способные питать: 2 лафетных ствола (вращающаяся платформа составляет верхнюю часть цистерны для воды); 2—4 ручных ствола (эти стволы могут по желанию подавать или пену или распыленную воду). Общий расход пены должен составлять не менее 25— 30 м3/мин. 1 бак пенообразователя (500 л), предназначенный для получения пены. Спасательное снаряжение: 2 двойные лестницы (легко превращаемые в простые); комплект инструментов для вскрытия: домкраты, ломы, ножницы, топоры. Осветительная аппаратура: 2 электрических прожектора, установленных на вращающейся платформе и питаемых от аккумуляторной батареи машины, от генератора или от независимого электрогенерирующего агрегата. Боевой расчет: 3 человека (в том числе водитель). Тяжелые (большой мощности) машины, предназначенные для борьбы с пожарами на самолете. Учитывая, что описанная выше конструкция пожарной машины дает повод к бесконечным словопрениям, часто не представляющим большого технического интереса, нам казалось целесообразным остановиться на некоторых вопросах, рассмотрение которых может оказаться полезным для тех, кто должен будет принимать решение при выборе машины. Общие положения. Борьба с огнем на самолетах складывается из двух стадий, которые по времени очень точно соответствуют обстоятельствам пожара (независимо от того, является он следствием аварии или нет). Обстоятельства: 1. Пожар возник на земле во время заправки или обслуживания самолета. 2. Авария самолета с последующим пожаром или без него. Последствия: В первом случае (имеет место только на аэродроме) пожар может быть более или менее крупным, но так как борьба с огнем начинается немедленно, то нет опасности, что огонь охватит весь самолет. В этом случае тушение осуществляется машиной первой помощи. Во втором случае, если авария не сопровождается пожаром, следует принять все меры для предупреждения его внезапного появления; если же за аварией следует пожар, он может быть как небольшим и легко ликвидируемым, так и значительным пожаром, способным охватить половину крыла (топливный бак), тогда как вторая консоль крыла будет защищена фюзеляжем. Считается, что если все крыло и его содержимое охвачено огнем, то тушение пожара имеет лишь моральное значение, так как самолет в этом случае теряет всякую коммерческую ценность; что же касается спасания пассажиров, то об этом не может быть и речи, несмотря на все предлагавшиеся способы. Вышеизложенные соображения позволяют утверждать, и с этим обычно все согласны, что для борьбы с огнем на самолетах необходимо иметь два типа машин — машины первой помощи и машины большой мощности. (Как те, так и другие должны иметь хорошую скорость и мобильность на любой местности или, по крайней мере, на дорогах.) Если в отношении характеристик машин первой помощи нет никаких разногласий (находящиеся сейчас в эксплуатации образцы не требуют каких-либо существенных изменений), то в отношении машин большой мощности между техниками, потребителями и конструкторами нет единства взглядов. Различные мнения отражают точки зрения многих заинтересованных лиц, причем некоторые из этих лиц представляют себе эти машины так, что они скорее должны удовлетворять их желаниям, чем действительно быть приспособленными для выполнения своей задачи. Машины большой мощности. Учитывая, что эти машины предназначаются для тушения крупных пожаров, масштабы которых прямо зависят от времени, когда произошло загорание, и что пожар может возникнуть "а расстоянии до 4—5 км от места стоянки машин, необходимо отыскать какое-то приемлемое соотношение между скоростью передвижения машин и их огнетушительной мощностью. Огнетушительная мощность. Машина большой мощности должна быть в состоянии ликвидировать пожар на большом самолете (класса DC-6, "Констэллэйшн", "Арманьяк"). Количество горючего на борту таких самолетов достигает примерно 30 000 л. Если, как это было указано выше, допустить, что огонь охватил только одно крыло, то количество горючего, способного загореться, составит около 15000 л. Предполагается (берем самый неблагоприятный случай), что если это горючее вследствие разрыва баков и трубопроводов разольется слоем толщиной 5 см, то охваченная огнем поверхность будет равна . Горящая жидкость на такой площади может быть потушена лишь с помощью пены — единственного огнегаситель-ного вещества, способного обеспечить необходимый эффект тушения (другие огнегасительные вещества — порошки, га-лоидированные продукты, углекислый газ — если и могут дать местный эффект тушения, то все же не способны обеспечить необходимый результат по времени). Для того чтобы потушить горящую жидкость на площади 300 м2, надо покрыть ее слоем пены толщиной 15 см. Отсюда объем пены: 0,15x300 = 45 м3. Для того чтобы эти 45 м3 пены были эффективными, они должны быть применены в течение не более 2 минут. Принимая десятикратный выход пены по отношению к объему воды (кратность пены=10), получаем соответствующий объем воды 4500 л. Что касается насоса, то, учитывая, что эти 4500 л воды, необходимые для получения 45 м3 пены, должны быть израсходованы в 2 минуты, получаем максимальный расход воды — 2500 л/мин (примерно). Если предусмотреть — что может быть лишь в исключительном случае — одновременную работу лафетных и ручных стволов (2 ручных ствола с расходом воды 500 л/мин), получим общую производительность насоса — 3350 л/мин, или приблизительно 200 м3\час. Такую одновременную работу стволов можно допускать лишь в исключительных случаях на непродолжительное время, так как ограниченность запаса воды не обеспечивает необходимого времени тушения. Мобильность машины. По статистическим Данным, 67% всех аварий и катастроф самолетов происходит на аэродроме или на расстоянии до 4 км от географического центра аэродрома. Нужно, следовательно, доставить в минимальное время необходимые средства пожаротушения к месту пожара или аварии. Если на аэродроме, где взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и прочие дороги обеспечивают возможность быстрого и легкого передвижения, эта доставка не представляет трудностей, то этого обычно нельзя сказать в отношении его окрестностей, где рельеф местности и характер почвы и растительного покрова могут значительно снизить скорость движения машины. Однако время следования на пожар должно быть максимально сокращено. Огнетушительная мощность (величина постоянная) будет использована тем эффективнее, чем скорее машины будут доставлены к месту операции. Поэтому, как было сказано выше, проблема сводится к отысканию компромисса между элементами, взаимная связь между которыми указана ниже:
Идеальной машиной будет та, для которой выражение будет иметь наибольшее значение. (Можно было бы не показывать параметр D в знаменателе, который находится одновременно и в числителе и в знаменателе. Однако, учитывая, что, с одной стороны, он должен стремиться к верхнему, а с другой, к нижнему пределу, нам казалось целесообразным сохранить его.) Эта формула позволила бы: создать наиболее мощный мотор, увеличить запас воды, увеличить производительность насоса и вместе с тем максимально снизить нагрузку и потребную мощность для насоса. Можно сразу же обнаружить здесь два противоречия: между количеством воды (которое должно быть максимальным) и полезной нагрузкой (которая должна быть минимальной), а также между удельным расходом воды в единицу времени D, который должен быть минимальным в знаменателе (чтобы иметь наибольшее время действия) и максимальным в числителе (чтобы иметь необходимую огнетушительную мощность). Один расчет сам по себе не может определить наиболее выгодные количественные показатели, обеспечивающие наибольшую эффективность. Однако в интересующем нас случае есть одно известное число — это запас воды от 4 до 5 тыс. л, которое нужно использовать с максимальной эффективностью. Практика показывает, что вес перевозимой воды равен весу пожарного вооружения, так что общая нагрузка машины составит около 9 г (эта величина близка к тем, которые обычно допускаются как ©о Франции, так и за границей). Было бы выгодно уменьшить вес пожарно-технического вооружения, что вполне возможно и даже легко осуществить, если хотя бы немного отойти от действующих в настоящее время инструкций, базирующихся в течение 30 лет на одних и тех же методах. Характеристика пожарно-технического вооружения машины. Мы начинаем с анализа характеристик пожарно-технического вооружения, потому что они должны определять характеристики машины в зависимости от нагрузки и скорости, которую она должна будет иметь. Рис. 13. Машина первой помощи на шасси "Латиль", имеющая 160 кг углекислоты, ствол для тушения моторов, ствол для тушения загораний в багажном отделении, 150 л бромо-фтора в 2 баллонах, два ствола-пистолета, радиостанцию и т. д. Рис. 14. Машина первой помощи на шасси "Латиль" представляет собой вариант показанной на предыдущем рисунке (сфотографирована до установки кузова). Пожарно-техническое вооружение смонтировано на ложном съемном шасси, которое может устанавливаться на другой подобной машине или машине, имеющей сходные характеристики. Рис. 15. Машина первой помощи на шасси пикапа "Де-лаэ". Пожарно-техническое вооружение установлено на ложном съемном шасси. Выгода такой конструкции очевидна. Рис. 16. Пожарная автомашина на вездеходном шасси G.M.C., имеющая 2800 л воды, независимый бак пенообразователя — 300 л, мотонасос на 60 м3, способный питать 2 водяных ствола (30 м3 каждый) или 2 лафетных пенных ствола и 2 ручных ствола. Пол снят, чтобы можно было видеть пеногенерирующее устройство. Рис. 17. Тяжелая пожарная автомашина на шасси "Рено", имеющая 5000 л воды, 600 л пенообразователя, 2 мотонасоса "Крайслер-Хэйл" с производительностью 120 м3 при 27 кг/см2 или 240 м3 при 12 кг/см2, 2 лафетных ствола "Монитор", подающих пену струей или в распыленном виде (каждый расходует 900 л воды в минуту), 2 ручных ствола, подающих огнегасительное вещество сплошной струей и в распыленном виде. Рис. 18. Эта машина (с шасси G.M.C.) перевозит 20 баллонов углекислоты по 37 кг каждый, расположенных в 4 группах по 5 баллонов. Углекислота может выбрасываться либо через передний раструб (лафетный ствол), либо через 2 подвижных ствола, более легких в пользовании и в некоторых случаях более эффективных.
Количество воды (4500 л) было установлено из расчета тушения большого огня, с которым можно эффективно бороться (при условии, что тушение может быть обеспечено в 2 минуты). Производительность насоса была определена ранее в 200 м3 час (при давлении 12—15 кг). Рис. 19. Автомашина пенного тушения на шасси G. М. С. Вмещает 2000 л воды (по желанию заказчика объем может быть увеличен до 3500 л) и 500 л пенообразователя. Лафетный ствол "Монитор" расходует 900 л воды в 1 мин. Пена может подаваться сплошной струей и в распыленном виде. 2 ручных ствола расходуют 400 л воды в 1 мин. Мотонасос "Крайслер-Хэйл", имеющий производительность 120 м3 при давлении 12—16 кг. Пеногенераторная система должна позволить получать пену как в насосе (питание лафетных и ручных стволов на небольшом расстоянии от машины), так и на месте применения непосредственно в самих стволах (когда стволы находятся от машины на расстоянии от 40 до 200 м). Второй способ необходим при тушении пожаров на самолетах, упавших в месте, недоступном для машины (болото, карьер, непреодолимое препятствие, река и т. п.). Лафетные стволы должны устанавливаться так, чтобы они могли действовать одновременно и раздельно, не мешая один другому. Один из них можно расположить, например, над кабиной шофера, а другой — в центре над резервуаром для воды. Ручные стволы расположены на уровне шасси и питаются посредством рукавов, находящихся на катушках, расположенных на том же уровне по обеим сторонам машины. Диаметр рукава 70 мм, длина (на катушке) 40 м(с возможностью наращивания). Р и с. 20. Автомашина пенного тушения на вездеходном шасси "Рено" с мотором 125 л. с. Емкость цистерн—1800 л воды, 300 л пенообразователя. Мотонасос, независимый от тягового мотора (от 60 до 75 ж3 при давлении 10 кг). 1 лафетный ствол и 2 ручных пенных ствола, 2 ствола распыленной воды.
Кроме того, на той же высоте по обеим сторонам шасси будут расположены две рукавные катушки с осевым питанием (диаметр рукава 23 мм; длина 40 м), предназначенные для питания двух стволов водораспылителей. Давление, необходимое для распыления, обеспечивается отдельным насосом (15 м3/час, 50 /кг/см2). Распыление должно быть достаточно сильным для того, чтобы можно было воздействовать на раскаленный магний, не вызывая ни взрыва, ни слишком сильной реакции. Если это не дает результатов или если магний находится в середине пламени, то необходимо с помощью пены воздействовать на горящую жидкость, а магний тушить с помощью специальных огнетушителей. В пожарно-техническое вооружение машины должны входить также инструмент для вскрытия кабин, спасательное снаряжение и осветительная аппаратура, абсолютно необходимая для действий ночью. Рис 21 Автомашина пенного тушения на шасси "Рено". Вид сверху сзади, показывающий расположение пенных стволов (в центре) и стволов распыленной воды (сзади). Конструкция и размещение пожарно-технического вооружения. Пожарно-техническое вооружение, общий максимальный вес которого доходит до 8—10 т, представляет собой целый ряд агрегатов, размещение которых на машине должно отвечать требованиям удобства и быстроты использования, а также правильного распределения нагрузки на шасси (центровки). Надо стремиться к тому, чтобы общий вес пожарно-технического вооружения и снаряжения машины был минимальным, и не пренебрегать в этом отношении никакими мерами, ведущими к его облегчению. Так, например, насос, вместо того чтобы работать от отдельного мотора, может приводиться в действие тяговым мотором, что даст выигрыш в весе примерно на 400—500 кг. Цистерну из толстой листовой стали весом около 1500 кг можно заменить цистерной из легкого металла, что также обеспечит значительный выигрыш в весе. Такие части машины, как кузов, трубопроводы, платформа и т. п., также должны изготавливаться из легкого металла. Таким путем можно снизить общий вес вооружения и оснащения, который в настоящее время почти вдвое превышает вес перевозимой жидкости. Конечно, некоторые специалисты могут возразить, что перевод насоса на работу от тягового мотора приведет к снижению гибкости маневра, так как во время перемещения машины вокруг горящего самолета нельзя, мол, будет использовать пенные стволы. Против такого возражения можно привести следующие доводы: 1. В случае когда насос работает от тягового мотора, он может все же работать во время передвижений машины. На самом деле эти передвижения, происходящие на 1-й и 2-й скоростях, не требуют всей мощности мотора, хотя он работает на больших оборотах, что как раз и необходимо для центробежных насосов. 2. Эти передвижения производятся по необходимости на короткие расстояния. Расчет машины ни в коем случае не должен, пользуясь возможностями машины, без нужды кружить вокруг самолета. (К тому же на значительной части пути во время такого движения вокруг самолета машина будет находиться в неблагоприятных условиях — с подветренной стороны, что не позволит ей действовать эффективно.) 3. Вследствие тряски всей машины из-за неровностей почвы работать стволами во время перемещения не рекомендуется, так как ствольщик не может точно направить пену в нужное место. 4. Учитывая значительный расход пены через лафетные стволы, следует ограничивать их работу по времени (не более 1 мин.). После первой минуты, когда большая часть поверхности горящей жидкости или самолета уже покрыта пеной, тушение должно продолжаться ручными стволами, которыми легче и эффективнее ликвидировать отдельные менее доступные очага пожара и в частности — оставшиеся под крыльями и фюзеляжем. Слишком часто бывает так, что лафетные стволы подают пену только на верхнюю плоскость крыльев, которая покрывается все более толстым слоем пены, в то время как огонь продолжает спокойно гореть на нижней поверхности. Поэтому следует как можно быстрее и уж во всяком случае не позднее конца первой минуты тушения переходить на использование ручных стволов. Как только будут введены в дело ручные стволы, перемещаться должны ствольщики, а не машина, ибо она вообще сможет перемещаться лишь с большим трудом, так как рукавные линии будут часто проложены в разных направлениях. Получение пены должно быть обеспечено как на машине, так и в стволах. Современная пеногенераторная система должна обеспечивать каждый раз, когда машина сможет подойти близко к самолету (так обычно и бывает), получение большего объема пены при данном количестве воды (увеличение на 30—40%). Когда машина не сможет приблизиться к самолету на расстояние меньше 150—200 м, образование пены должно происходить непосредственно в воздушно-пенных стволах (подача по гладким рукавам водного пенообразователя вместо пены, которую можно подавать по рукавной линии на расстояние, даже в лучшем случае не превышающее 60 м). Само собой разумеется, что максимальный диаметр рукавов в этом случае будет равен 70 мм, так как трудно представить себе возможность легкой и быстрой прокладки на аэродроме или на пересеченной местности рукавных линий большего диаметра. Характеристики шасси. Машина, способная быстро доставлять к месту пожара полезную нагрузку весом 8—10 т как по дорогам, так и по любой местности, должна иметь достаточный запас мощности. При полезной нагрузке 8 т, весе шасси 4т и эффективной мощности 180 л. с. получаем отношение 180 л. с./ 12 = 15 л. с. на 1т веса. При полезной нагрузке 10 т, весе шасси 5 т получаем при той же эффективной мощности 180 л. с./ 15 =12 л. с. на 1 т веса. Хотя в последнем случае удельная мощность несколько меньше, однако она еще достаточна. (В связи с этим можно указать на разведывательный бронеавтомобиль E.B.R.-75 "Панар", состоящий на вооружении французской армии, который при полной нагрузке 13—14 г и мощности мотора, эквивалентной предлагаемой нами, является действительно вездеходным и развивает на дорогах скорость до 100— 110 км/час.) Машина должна иметь две ведущие оси (такое решение, очень экономичное с точки зрения используемой мощности, является приемлемым, если общий вес не превышает или даже не достигает 14т; на самом деле на ось можно допустить нагрузку в 7т). При таком решении можно обойтись без третьей ведущей оси, которая при общем весе менее 14т берег больше дополнительной мощности, чем дает преимуществ. Кажется, что третья ведущая ось оправдывает себя лишь в случае, когда общий вес равен или превышает 14 т. Характеристики маневренности (угол поворота, радиус поворота, наибольшая — габаритная — длина), не имеющие первостепенного значения на аэродромах, где нет недостатка в месте, не должны приноситься в жертву рациональному распределению нагрузки на каждую из осей (3/8 веса — на переднюю ось, 5/8 — на заднюю ось). Этот вопрос распределения нагрузки ("центровки") должен быть изучен очень тщательно. Тормозные качества пожарных машин должны быть такими же, как и у других машин подобной категории. В случае если при движении вне дорог удельная нагрузка на колесо будет слишком высокой, можно прибегнуть к установке двух промежуточных колес без оси, только несущих, связанных с шасси посредством подвески с переменной амортизацией (системы Грегуара). Таким образом устраняются трудности, связанные с установкой третьего моста (слишком большой вес, потери в мощности), но сохраняются преимущества, которые дают два дополнительных несущих колеса. Необходимая мощность — примерно 180—200 л.с. Эта мощность вполне достаточна, как это было показано выше на примере разведывательного бронеавтомобиля "Панар". Что касается двигателя, то целесообразнее использовать двигатель с воздушным охлаждением — такой же, как на разведывательном бронеавтомобиле. Этот двигатель имеет следующие преимущества: малый вес (менее 400 кг); большую надежность (шатуны на роликах, что устраняет опасность заедания при запуске в холодном состоянии); отсутствие опасности замерзания (с дополнительным выигрышем в весе, так как нет радиатора и воды); небольшие размеры, позволяющие разместить двигатель в любом месте машины. Оборудование кузова (кабины) должно обеспечивать прямую связь между шофером и по крайней мере одним из ствольщиков (тем, который будет находиться впереди для обслуживания переднего лафетного ствола—монитора). Шасси должно удовлетворять следующим требованиям: скорость (по дороге или по летному полю) — 60 км/час в течение 40 сек (первый километр — не более чем за 60 сек); максимальная скорость — не менее 100 км/час; мобильность (скорость) от 60 до 80 км/час по травянистой местности, свободной от бугров и препятствий, или 40 км/час по слою жидкой грязи толщиной 30 см. Приемные испытания. Цель этих испытаний — проверка мобильности машины и эффективности ее пожарно-технического вооружения. Эти испытания должны проходить в условиях, приближенных к реальным, и в отношении самой автомашины быть особенно строгими. Так как задача состоит в том, чтобы при любых обстоятельствах в минимальное время перевезти с помощью машины максимум средств, то ее испытания должны быть комбинированными. Разумеется, что указанные испытания не исключают предварительных частичных испытаний как самой автомашины, так и ее специального оборудования. Схема комбинированных испытаний: 1. Движение машины. Общая длина пути 2 км, включая: 1000 м по взлетно-посадочной полосе, 800 м по хорошей местности (с травянистым покровом без значительных бугров и ям), 200 м по вспаханной мокрой земле (средняя толщина мокрого слоя 30 см). Время: 1 мин для пробега по взлетно-посадочной полосе, 1 мин 30 сек для пробега по траве, 2 мин для пробега по вспаханной земле; всего 4 мин 30 сек. Это общее время является максимально допустимым. (В дальнейшем в связи с развитием автомобильной техники оно может быть сокращено.) 2. Испытание пожарно-технического вооружения. Тушение бензина, газойля, керосина и т. п. на поверхности, имеющей форму сектора круга радиусом 40 м и с центральным углом 40°; площадь тушения приблизительно равна 300м2. Рис. 22. Схема комбинированных испытаний (ходовых). На расстоянии 6 м (по горизонтали) от вершины душ сектора и симметрично биссектрисе центрального угла сектора расположены три участка размером 4 X 4 м, политые бензином и разделенные 3-метровым интервалом. Эти участки защищены со стороны основного сектора экранами, чтобы помешать действию лафетных стволов (мониторов). Рис. 23. Схема комбинированных испытаний (пожаротушение). Тушение должно начинаться сразу же по прибытии машины к месту пожара. При тушении машина ни в коем случае не должна пересекать линию, перпендикулярную оси системы и обозначенную на местности натянутой веревкой, линией флажков или другими хорошо заметными сигналами. Время должно замеряться: от старта машины до ее прибытия ('Сигнал старта подается из пункта назначения акустическим или оптическим способом); с момента прибытия до окончания тушения. Должно учитываться также количество жидкости (воды и пенообразователя), оставшееся в емкостях по окончании тушения. В качестве показателя эффективности машин может быть принято произведение времени, затраченного на тушение, на количество использованной жидкости. Машина, у которой это произведение будет наименьшим, окажется наиболее эффективной.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |