Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. 8. Виды финансового контроля




ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Студенты должны уяснить, что финансовый контроль пронизы­вает собой все сферы финансовой деятельности. Это позволяет про­вести его основную классификацию и деление в зависимости от сферы на такие виды, как бюджетный, налоговый, банковский, стра­ховой и валютный.

Основным направлением финансового контроля является кон­троль за соблюдением бюджетного законодательства.

Проведение финансового контроля в бюджетной сфере имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муници­пальными образованиями своих функций и задач. Названной цели соответствуют определенные задачи, стоящие перед бюджетным фи­нансовым контролем: контроль за соблюдением законности при со­ставлении, утверждении проекта бюджета, государственных вне­бюджетных фондов, при исполнении бюджета и государственных внебюджетных фондов; при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Объектом бюджетного контроля являются общественные отно­шения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Формами бюджетного контроля являются предварительный, те­кущий и последующий контроль. На основе анализа бюджетного за­конодательства студентам следует охарактеризовать эти формы бюджетного контроля.

Следует подробно остановиться на характеристике полномочий по осуществлению бюджетного контроля представительных (Федеральное Собрание, представительные органы субъектов РФ, муни­ципальных образований) органов власти, Президента Российской Федерации, исполнительных органов власти (Правительство Рос­сийской Федерации, Федеральная служба по финансово-бюджетно­му надзору). Особое внимание должно быть уделено рассмотрению статуса и полномочий Счетной палаты, контрольно-счетных орга­нов субъектов РФ, Федеральной службы по финансово-бюджет­ному надзору, а также Федерального казначейства. На основании Бюджетного кодекса РФ, Положения о Федеральном казначействе рассмотреть и проанализировать меры, применяемые при наруше­нии бюджетного законодательства.

Другим видом финансового контроля является налоговый кон­троль, правовая основа которого установлена главой 14 НК РФ и иными законодательными актами. Основываясь на законодательст­ве, налоговый контроль можно определить как деятельность, осуще­ствляемая уполномоченными органами и их должностными лицами в формах, установленных законодательством о налогах и сборах, с це­лью соблюдения названного законодательства и правильности исчис­ления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюд­жет и внебюджетные фонды налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами.

В 14-й главе НК РФ определены формы налогового контроля, важнейшими из которых являются налоговые проверки. Особое внимание следует уделить вопросам регламентации назначения и проведения различных видов налоговых проверок: камеральных и выездных.

Тщательного рассмотрения требует вопрос о правах и обязанно­стях налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, для чего необходимо изучить не только соответствующие главы НК РФ, но и Положение о Федеральной налоговой службе.

Новеллой НК РФ явились нормы о правовом режиме налоговой тайны (ст. 102 НК РФ).

Внимательного изучения требует глава 16-я НК РФ о составах налоговых правонарушений и порядке привлечения к ответственно­сти налоговыми органами за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Важнейшим направлением финансового контроля является бан­ковский надзор. Следует обратить внимание на соотношение таких понятий, как «контроль» и «надзор». Банк России является основ­ным органом банковского регулирования и надзора. В его структуре создан соответствующий Комитет банковского надзора. При изуче­нии банковского законодательства следует обратить особое внима­ние на полномочия Центрального банка РФ как органа банковского надзора, в первую очередь меры воздействия, содержащиеся в ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России) Рос­сийской Федерации». Особое внимание следует уделить рассмотре­нию правового режима банковской тайны.

Самостоятельным видом финансового контроля является стра­ховой надзор. Он осуществляется Федеральной службой страхового надзора, правовому статусу и полномочиям которой следует уде­лить специальное внимание. Целью этого вида контроля являются надзор за деятельностью субъектов страхового дела по соблюдению страхового законодательства, предупреждение и пресечение нару­шений страхового законодательства, обеспечение защиты прав и за­конных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и го­сударства, эффективное развитие страхового дела. Всесторонней ха­рактеристике страхового надзора будет способствовать изучение соответствующей правовой основы, принципов его организации, на­правлений, форм.

Важнейшее направление финансового контроля — сфера осуще­ствления валютных операций. Понятие, цели и принципы валютно­го контроля содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Особо следует уделить внимание анализу полномочий субъектов валютного кон­троля в рамках проводимой административной реформы исполни­тельных органов власти, которые подразделяются на органы и аген­ты. Валютный контроль помимо Правительства Российской Феде­рации осуществляет Банк России, к органам относятся также Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансо­во-бюджетного надзора.

Особая роль в осуществлении валютного контроля отводится Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Перечисленные виды финансового контроля относятся к обще­государственному виду финансового контроля. В то же время, в ми­нистерствах и ведомствах осуществляется ведомственный финансо­вый контроль, регламентируемый соответствующими подзаконны­ми актами отраслевых министерств, в которых определяются цели, задачи, субъекты контроля, его виды, формы и методы.

В последние годы с развитием местного самоуправления начи­нает формироваться муниципальный контроль, правовой основой которого являются законодательные акты о местном самоуправле­нии.

Студентам следует обратить внимание на то, что эффективному проведению финансового контроля способствует согласованность, взаимодействие различных контрольных органов между собой, а также с правоохранительными органами. Для этого необходимо проанализировать задачи, направления и формы такого взаимодей­ствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.