КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. 8. Виды финансового контроля
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Студенты должны уяснить, что финансовый контроль пронизывает собой все сферы финансовой деятельности. Это позволяет провести его основную классификацию и деление в зависимости от сферы на такие виды, как бюджетный, налоговый, банковский, страховой и валютный. Основным направлением финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства. Проведение финансового контроля в бюджетной сфере имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач. Названной цели соответствуют определенные задачи, стоящие перед бюджетным финансовым контролем: контроль за соблюдением законности при составлении, утверждении проекта бюджета, государственных внебюджетных фондов, при исполнении бюджета и государственных внебюджетных фондов; при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджета и государственных внебюджетных фондов. Объектом бюджетного контроля являются общественные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса. Формами бюджетного контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. На основе анализа бюджетного законодательства студентам следует охарактеризовать эти формы бюджетного контроля. Следует подробно остановиться на характеристике полномочий по осуществлению бюджетного контроля представительных (Федеральное Собрание, представительные органы субъектов РФ, муниципальных образований) органов власти, Президента Российской Федерации, исполнительных органов власти (Правительство Российской Федерации, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору). Особое внимание должно быть уделено рассмотрению статуса и полномочий Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ, Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору, а также Федерального казначейства. На основании Бюджетного кодекса РФ, Положения о Федеральном казначействе рассмотреть и проанализировать меры, применяемые при нарушении бюджетного законодательства. Другим видом финансового контроля является налоговый контроль, правовая основа которого установлена главой 14 НК РФ и иными законодательными актами. Основываясь на законодательстве, налоговый контроль можно определить как деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и их должностными лицами в формах, установленных законодательством о налогах и сборах, с целью соблюдения названного законодательства и правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами. В 14-й главе НК РФ определены формы налогового контроля, важнейшими из которых являются налоговые проверки. Особое внимание следует уделить вопросам регламентации назначения и проведения различных видов налоговых проверок: камеральных и выездных. Тщательного рассмотрения требует вопрос о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, для чего необходимо изучить не только соответствующие главы НК РФ, но и Положение о Федеральной налоговой службе. Новеллой НК РФ явились нормы о правовом режиме налоговой тайны (ст. 102 НК РФ). Внимательного изучения требует глава 16-я НК РФ о составах налоговых правонарушений и порядке привлечения к ответственности налоговыми органами за нарушения законодательства о налогах и сборах. Важнейшим направлением финансового контроля является банковский надзор. Следует обратить внимание на соотношение таких понятий, как «контроль» и «надзор». Банк России является основным органом банковского регулирования и надзора. В его структуре создан соответствующий Комитет банковского надзора. При изучении банковского законодательства следует обратить особое внимание на полномочия Центрального банка РФ как органа банковского надзора, в первую очередь меры воздействия, содержащиеся в ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России) Российской Федерации». Особое внимание следует уделить рассмотрению правового режима банковской тайны. Самостоятельным видом финансового контроля является страховой надзор. Он осуществляется Федеральной службой страхового надзора, правовому статусу и полномочиям которой следует уделить специальное внимание. Целью этого вида контроля являются надзор за деятельностью субъектов страхового дела по соблюдению страхового законодательства, предупреждение и пресечение нарушений страхового законодательства, обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективное развитие страхового дела. Всесторонней характеристике страхового надзора будет способствовать изучение соответствующей правовой основы, принципов его организации, направлений, форм. Важнейшее направление финансового контроля — сфера осуществления валютных операций. Понятие, цели и принципы валютного контроля содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Особо следует уделить внимание анализу полномочий субъектов валютного контроля в рамках проводимой административной реформы исполнительных органов власти, которые подразделяются на органы и агенты. Валютный контроль помимо Правительства Российской Федерации осуществляет Банк России, к органам относятся также Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Особая роль в осуществлении валютного контроля отводится Федеральной службе по финансовому мониторингу. Перечисленные виды финансового контроля относятся к общегосударственному виду финансового контроля. В то же время, в министерствах и ведомствах осуществляется ведомственный финансовый контроль, регламентируемый соответствующими подзаконными актами отраслевых министерств, в которых определяются цели, задачи, субъекты контроля, его виды, формы и методы. В последние годы с развитием местного самоуправления начинает формироваться муниципальный контроль, правовой основой которого являются законодательные акты о местном самоуправлении. Студентам следует обратить внимание на то, что эффективному проведению финансового контроля способствует согласованность, взаимодействие различных контрольных органов между собой, а также с правоохранительными органами. Для этого необходимо проанализировать задачи, направления и формы такого взаимодействия.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |