Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение исходных данных




Исходными данными для работы с координатором служат:

- полные прямоугольные координаты исходного пункта , и пункта назначения , ;

- географическая широта исходного пункта Б;

- разности (приращения) координат между пунктом назначения и исходным пунктом и ;

- коэффициент корректуры пути К;

- дирекционный угол продольной оси машины на исходном пункте .

Исходные данные для движения записывают на карте в виде таблицы (рис. 19).

Координаты измеряют с графической точностью по карте масшта­ба 1:50000 и крупнее, пользуясь циркулем-измерителем поперечным (линейным) масштабом (рис.20) или координатомером. Координаты пунктов геодезической сети можно выбрать из каталогов координат геодезических пунктов.

 

Рис. 20. Определение географической широты и прямоугольных координат по карте по линейному масштабу

Определение прямоугольных координат по карте:

- записать абсциссу нижней километровой сетки линии квадрата, в котором расположена точка А;

- измерить расстояние между нижней километровой линией квадрата и точкой А (используя циркуль, поперечный или линейный масш­таб карты);

- прибавить полученную величину к абсциссе нижней километровой линии квадрата;

- записать ординату левой километровой линии квадрата, в котором находится точка А;

- измерить расстояние между левой километровой линией квадрата и точкой А;

- прибавить полученную величину к ординате левой километровой линии квадрата.

 

Пример:

: 6065 км + 750 м = 6065 750 м

: 4308 км + 840 м = 4308 840 м

 

Географическую широту В определяют по карте (рис.20) и округляют до градуса.

 

Определение географической широты (В):

- провести параллель через точку А;

- определить количество минут и секунд между параллелью точки А и южной параллелью листа карты;

- прибавить полученное количество минут и секунд к широте южной параллели карты.

 

Пример:

 

: 51°41' + 1' 14" = 51°42' 14"

 

Разности (приращения) координат определяют по формулам:

и округляют до 0,2 км или до 0,02 км, в зависимости от положения переключателя МАСШТАБ координатора (10 м или I м). При установке их значений необходимо учитывать знаки " + " или " - " данных величин, которые зависят от направления движения (абсолютных зна­чений координат).

Величину коэффициента корректуры пути определяют контроль­ным проездом со скоростью 25 - 30 км/час прямолинейного участка местности длиной не менее 1000 м, характерного для района пред­стоящих действий и тщательно измеренного по карте. В начале за­езда на координаторе устанавливают нулевые значения координат X и Y, коэффициента корректуры пути, исходный дирекционный угол равный

60-00 –

Переключатель МАСШТАБ ставят в положение 1 м.

Коэффициент корректуры пути рассчитывают дважды ив двух заез­дов в прямом и обратном направлении по формуле:

где X - отсчет по счетчику X координатора после проезда измерен­ного участка;

S - длина участка маршрута, измеренного по карте.

Окончательное значение коэффициента корректуры пути вычисляется как среднее из двух коэффициентов, вычисленных по результатам проезда участка в прямом направлении и - в обратном направ­лении:

После этого вводят в координатор значение и делают контрольный заезд. При движении на равнинной местности по грунто­вым дорогам или по снежной целине глубиной 15-20 см величина кор­ректуры пути обычно не превышает для гусеничных машин 3%, для колёсных - 5%. На холмистой и в горной местности её значение возрастает еще на 2-5%.

Дирекционный угол продольной оси машины в зависимости от обстановки определяют:

- по карте;

- с помощью буссоли ПАБ-2А;

- по Полярной звезде с помощью азимутальной насадки АНБ-1 буссоли ПАБ-2А;

- по данным каталога (списка) координат геодезических пунктов;

- по гирокомпасу.

 

 

Определение дирекционного угла по карте.

На исходном пункте устанавливает машину примерно в направлении удаленного на 2 - 3 км ориентира, точно опознанного на карте и местности. На карте остро заточенным карандашом соединяют прямой ориентир и исходный пункт до пересечения с ближайшей вертикаль­ной линией сетки координат в точке А.

По хордоугломеру:

- устанавливают раствор циркуля-измерителя на величину 10 - 00 и отмечают этим раствором с точки А на вертикальной линии координат­ной сетки точку , а на линии от исходного пункта до ориентира точку ;

- устанавливают раствор циркуля на величину и, приложив его к хордоугломеру, передвигают левую иглу по крайней левой линии хордоугломера до совпадения правой иглы с каким-либо пересечением горизонтальной и наклонной линий;

- снимают отсчет равный углу в делениях угломера. На рис. 21 он равен 3-68.

Это и есть величина дирекционного угла с исходной точки на башню.

С помощью хордоугломера измеряют только углы от 0 до 15 - 00 (). При измерении тупых углов, т.е. больше 15 - 00 () необ­ходимо пользоваться схемой расположения четвертей (квадрантов) круга (рис. 22) и таблицей 3.

При определении четвертей (квадрантов) за центр принимается исходная точка. Счет четвертей ведется по ходу часовой стрелки от 0, который совмещается с северным направлением вертикальной линии сетки координат или линией ей параллельной и проходящей через исходную точку. Первая четверть охватывает угол от 0 до 15-00 (от до ), вторая - от 15-00 до 30-00 (от до ), третья - от 30-00 до 45-00 (от до ) и четвертая - от 45-00 до 60-00 (от до ).

В соответствии с номером четверти, в которой находится ориентирная линия, по данным табл.3 определяют величину дирекционного угла ориентира по соответствующим формулам:

Таблица. 3

Номер четверти (квадранта) Формулы для вычисления дирекционного угла
I   II   III     IУ      

 

 

Рис.21. Определение дирекционного угла продольной оси машины по карте с помощью хордоугломера

 

Так как установить машину точно в направлении ориентира не всегда возможно, то с помощью башенного угломера измеряют угол визирования по ходу часовой стрелки между продольной осью машины и направлением на ориентир. В нашем примере он равен 55 - 58.

 

Рис.22. Расположение и обозначение четвертей (квадрантов) круга

Дирекционный угол продольной оси машины вычисляется по формуле:

60-00

Т.о. 3-66 – 55-58 + 60-00 = 8-10

Точность измерения углов хордоугломером до 0-01 ().

При отсутствии хордоугломера дирекционный угол можно измерить по карте с помощью транспортира или артилле­рийского круге.

Рис.23. Измерение дирекционных углов траспортиром:

а) дирекционный угол на мост = 274°;

б) дирекционный угол на яму = 65°.

Транспортиром дирекционные углы по карте измеряют в таком порядке (рис.23):

- исходную точку и ориентир соединяют тонкой прямой линией, длина которой от точки её пересечения с вертикальной линией координатной сетки должна быть больше радиуса транспор­тира;

- совмещают транспортир с вертикальной линией координат­ной сетки или параллельной ей прямой, проходящей через исходную точку, сообразуясь с величиной угла, при этом центр транспорти­ра совмещают с точкой пересечения вертикальной линии сетки координат и направлением, соединяющим исходный пункт и ориентир;

- снимают отсчет по шкале транспортира против прочерчен­ной линии.

Средняя ошибка измерения угла транспортиром офицерской линейки составляет (0-08). Результат, полученный при измерении угла транспортиром необходимо перевести в деления угломера по табл.1.

Артиллерийским кругом (рис. 24) дирекционные углы на карте измеряют так же, как и транспорти­ром. Центр круга совмещают с исходной точкой, а нулевой радиус - с северным направлением вертикальной линии координат­ной сетки или параллельной ей прямой. Против прочерченной на карте линии считывают по внутренней шкале круга значение изме­ряемого дирекционного угла в делениях угломера. Средняя ошиб­ка измерений артиллерийским кругом составляет 0-03 (10').

Рис.24. Артиллерийский целлулоидный круг АК-3

 

Вычисления производят на специально подготовленном бланке “Карточка начального ориентирования” (рис. 27).

Рис. 27. Карточка начального ориентирования машины




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.