КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод бухгалтерского учета и его слагаемые 2 страница
Как факт подтверждения совершенной хозяйственной операции, первичный учетный документ должен быть составлен и принят к учету по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации межотраслевого значения, разработанных Госкомстатом Российской Федерации. Перечень таких форм первичных учетных документов разрабатывается применительно к отдельным участкам бухгалтерского учета. Унифицированные документы — это типовые документы, утвержденные в установленном порядке Госкомитетом РФ по статистике и представленные им в виде утвержденных альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий. При этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются данным комитетом с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ. Унифицированные документы предназначены для оформления однородных операций в организациях с различной формой собственности и различными отраслевыми особенностями. Среди унифицированных документов различают авансовые отчеты, платежные поручения и т. п. Они обязательны к применению всеми организациями, независимо от форм собственности, осуществляющими деятельность на территории РФ. Унификация документов ведет к упорядочению документации. Документы, форма которых не представлена в этих альбомах, приобретают правовую юридически доказательную силу наравне с унифицированными документами при наличии следующих обязательных реквизитов: · наименование документа (доверенность, карточка складского учета материалов и т. п.); · дата составления (дата, месяц, год); · наименование организации, от имени которой составлен документ; · содержание хозяйственной операции и основание для ее совершения · единица измерения (в натуральном, количественном и стоимостном выражении); · наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; · личные подписи указанных лиц. Эти требования закреплены в п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете». Исходя из специфики отдельных документов, приведенные выше реквизиты, могут быть расширены. При наличии ошибок, искажающих содержание хозяйственной операции, исправления допускаются исполнителем, оформившим соответствующий документ, по согласованию с другими участниками хозяйственной операции и заверяются подписями этих же лиц с указанием даты внесения исправлений. Внесение исправлений, помарок, подчисток, а также использование корректирующей жидкости в кассовых и банковских документах не допускается. Такой документ должен быть перечеркнут с указанием надписи «испорчен». После чего следует оформить новый первичный документ. Первичный учет является основой синтетического и аналитического учета. Документооборотом называется процесс движения документов, начиная от их составления, приемки и обработки на всех стадиях и заканчивая сдачей их на хранение в архив; регулируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Каждая из процедур, включаемая в систему документооборота, должна содержать набор определенных операций, соблюдение которых обеспечивает четкую организацию документооборота. Так, на стадии приемки документов в бухгалтерии, они подлежат обязательной проверке как по форме (полноте и правильности оформления документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (соответствие законности зафиксированных в документе экономических событий, логическая увязка отдельных показателей). Процесс обработки в бухгалтерии принятых от исполнителей документов включает три этапа: таксировку, группировку и контировку. Таксировка, или расценка, предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Как правило, эта процедура осуществляется в самом первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуре (м, кг и пр.) на цену за единицу. Если в документе указан трудовой измеритель, выраженный в единицах времени — рабочих днях, часах, минутах, то его величина умножается на стоимость единицы данного времени. Группировка представляет собой следующий этап учетной обработки документов. Последние подбираются в пачки, однородные по экономическому содержанию зафиксированных в них хозяйственных операций. Характер группировки обусловлен перечнем представленных протаксированных документов. Так, документы по расходу — в разрезе наименований и направлений в использовании: · на производственные нужды; · на непроизводственные цели (непромышленным производствам и хозяйствам и пр.); · продажи на сторону и т. п. Цель группировки — подготовить сводные данные по движению отдельных видов имущества и обязательств за отчетный период. Тем самым упрощается ведение первичного учета. Контировка — указание в первичном документе бухгалтерской записи, т. е. корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа. Этот этап представляет более высокий уровень работы с документами. Предельный срок хранения документов определен для расчетов по оплате труда как списочного, так и несписочного состава (лицевые счета, расчетные ведомости). Он установлен в 75 лет Сдаче в архив документов предшествуют определенные подготовительные процедуры. Документы следует подобрать в папки по однородности совершенных хозяйственных операций в хронологическом порядке. Документы постоянного и временного хранения помещаются в разные папки. Однако общим для них является то, что они группируются по каждому отчетному периоду (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год). В папках документы должны быть переплетены. При передаче документов в архив составляется справка. Изъятие документов в организации может иметь место только на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией. Выявить и оформить факты отклонений относительно информации, зафиксированной в первичных документах и отраженной в учете, становится возможным только при обнаружении этих фактов в процессе проведения инвентаризации путем проверки средств в натуре, а также состояния расчетов с другими организациями. Одновременно решается задача проверки и документального подтверждения фактического наличия имущества. Следовательно, инвентаризация является продолжением документации. Она дополняет и уточняет достоверность данных текущего бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности. С ее помощью обеспечивается организация более четкого контроля за наличием и движением имущества и источников его формирования, работой материально ответственных лиц. Достоверность учетной информации обеспечивается проведением инвентаризации. Технически она представляет собой периодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные инвентаризационные ведомости (описи). Инвентаризации подлежат и те виды активов, которые не принадлежат организации и учитываются в связи с этим за балансом (002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 004 «Товары, принятые на комиссию», и др.). Наряду с этим в процессе проведения инвентаризации решаются и другие задачи: · установление отдельных наименований товарно-материальных ценностей, не соответствующих своим потребительским качествам согласно ГОСТам и ТУ; · выявление неходовых, залежавшихся и неиспользуемых видов имущества; · подтверждение реальности оценки отдельных статей баланса; · проверка обоснованности подбора материально ответственных лиц и заключения с ними договора о полной материальной ответственности; · проверка условий хранения производственных запасов в соответствии с их физическими характеристиками; · установление состояния складского и весоизмерительного хозяйства. Различают плановые и внеплановые (внезапные) инвентаризации. В зависимости от объема проверки инвентаризации подразделяются на полные, частичные и выборочные. По периодичности проведения они бывают текущие и перманентные (постоянные, непрерывные). Наконец, по перечню решаемых вопросов различают комплексные и тематические инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации требуется, когда имеет место: · смена материально ответственных лиц — на дату передачи дел, но не позднее дня увольнения работника; · передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия — на дату оформления данных хозяйственных операций; · составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. По основным средствам она может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет; · установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей — сразу же при их обнаружении; · стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации, вызванные форс-мажорными обстоятельствами, — сразу после их окончания; · ликвидация (реорганизация) предприятия — перед составлением ликвидационного (разделительного) бухгалтерского баланса; · другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию, рабочие или постоянно действующие комиссии. Первые из них имеют соответствующие правомочия, если в организации малый объем работ по проверке сохранности имущества и достоверности финансовых обязательств. В других случаях вся эта деятельность возлагается на рабочие инвентаризационные комиссии, которые функционируют под контролем постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Состав инвентаризационной комиссии по количеству и персонально утверждает руководитель фирмы с включением в него представителей администрации, бухгалтерии, а в зависимости от целей и объекта проверки и других специалистов. При необходимости состав комиссии может быть пополнен работниками службы внутреннего аудита данной фирмы или независимой аудиторской организации. Отсутствие одного из членов комиссии на период проведения инвентаризации дает основание рассматривать ее результаты как недействительные. Перед проведением инвентаризации все первичные документы по приходу и расходу должны быть составлены и предъявлены комиссии или сданы в бухгалтерию, а от материально ответственных лиц получены расписки о том, что на дату проведения инвентаризации нет неоприходованных или не списанных в расход отдельных наименований имущества. Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации на «» (дата). После этого бухгалтерия формирует учетные остатки отдельных видов имущества на дату инвентаризации. Фактические остатки по каждому наименованию имущества комиссия вносит в инвентаризационные описи после тщательного взвешивания, подсчета, обмера и т. п., по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в текущем бухгалтерском учете. Постранично в конце каждого листа инвентаризационной описи прописью показывается число порядковых номеров внесенных наименований товарно-материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, независимо от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны. Во время проведения инвентаризации присутствие материально ответственного лица обязательно. По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. По этим наименованиям информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях. Излишние относительно учетных данных остатки товарно-материальных ценностей оприходуются с отнесением на финансовые результаты организации. Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности в пределах действующих норм естественной убыли рассматриваются как текущие затраты и списываются на издержки производства или обращения. Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи имущества, равно как и его порчи, списываются на финансовые результаты организации. Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском отчете. Нередко возникает необходимость в исчислении эффективности проводимых мероприятий, результатов деятельности, когда наряду с натуральными и трудовыми измерителями требуется применить сводные (обобщающие) показатели. С этой целью в бухгалтерском учете применяется способ, называемый оценкой. С его помощью осуществляется перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный (стоимостный) измеритель. Принципы оценки активов и обязательств являются едиными для всех коммерческих и некоммерческих организаций, с учетом их организационно-правовой формы собственности. В бухгалтерском учете вопросы оценки имущества и обязательств организации имеют ключевое значение, поскольку от этого зависит финансовое положение организации. В связи с этим организация в приказе по учетной политике должна утвердить методы оценки соответствующих активов и обязательств, в том числе выраженных в иностранной валюте. Правила оценки отдельных наименований активов и обязательств устанавливаются Министерством финансов РФ в разрабатываемых им соответствующих положениях по бухгалтерскому учету. Оценка есть способ перевода учетных объектов из натурального или трудового измерителей в стоимостной (денежный). Тем самым становится возможным приводить разнородные активы организации исходя из их технико-экономической характеристики к единому измерителю. По предмету выделяются оценки по: · измеряемому объекту (индивидуальные и агрегатные, т. е. комплексные); · отношению субъекта измерения к оценкам (исторические, т. е. первоначальные и калькуляционные). Калькуляционные оценки применяются исходя из действующих способов исчисления соответствующих активов в зависимости от целей управления; · отношению критериев исчисления к субъекту оценки (объективные и субъективные); · временной принадлежности (оценки, применяемые в прошлом, настоящем и будущем, по отношению к моменту исчисления); · видам измерителя (номинальные и фиксированные). Предусматривается разграничение оценок на количественные, качественные и дифференцированные по разновидностям одного измерителя. Номинальная оценка характеризует объект в разрезе разных периодов времени (прошлого, настоящего и будущего). Фиксированная же оценка используется при исчислении восстановительной стоимости, т. е. в современных условиях воспроизводства конкретного наименования актива; · типам расчетов (затратные, подоходные и условные). Затратные методы оценки определяют затраты по формированию стоимости актива. Подоходные рассматривают стоимость как потенциальный доход, ожидаемый от использования того или иного вида актива. Условные же виды оценок применяются в тех случаях, когда нельзя применить иные методы оценок. Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем сложения фактически понесенных затрат на его покупку. Имущество, полученное на безвозмездной основе, принимается к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Имущество, произведенное самим экономическим субъектом, оценивается в сумме фактических затрат на его изготовление. Приобретение активов в качестве финансовых вложений принимается к учету в сумме фактических расходов. Текущая рыночная стоимость объекта формируется на основе цены, действующей на дату его оприходования, подтвержденной документально или экспертным путем. Предполагается, что объект оценки представлен на рынке в форме публичной оферты, между участниками сделки не имело принуждения к совершению сделки с чьей-либо стороны и т. п. Определение цены экспертным путем должно осуществляться в рамках Закона РФ «Об оценочной деятельности» от 29.07.98 г. № 135. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, оценка объекта, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком по постановлению суда или по решению уполномоченного органа. При отпуске материально-производственных запасов на производственные и иные цели их оценка может осуществляться по одному из следующих методов: · по себестоимости каждой единицы, сложившейся на момент приобретения; · по средней себестоимости; · по себестоимости первых по времени приобретения таких запасов (метод ФИФО); · по себестоимости последних по времени их приобретения (метод ЛИФО). Таким образом, основным правилом оценки в отечественном учете, прямо вытекающим из базового принципа бухгалтерского учета — принципа непрерывности деятельности организации, является правило оценки приобретаемого соответствующего вида имущества в сумме фактических затрат на покупку. Валютные счета организаций и операции в иностранной валюте показываются в бухгалтерском учете в рублях путем пересчета этой валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что оценка является определяющим фактором в рыночной экономике. Сопоставление текущих издержек и конечных результатов достигается через оценку их в стоимостном измерении, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости. Калькуляция (лат. calculatio, счисление) — исчисление всех элементов себестоимости и продажной цены продукции, товаров, работ, услуг; область учета, занимающаяся определением издержек, относящихся к производству, реализации, содержанию и управлению фирмы. Общие правила калькуляции устанавливаются постановлениями Правительства РФ, Министерством финансов РФ. На их основе министерства и ведомства разрабатывают отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции, товаров, работ и услуг. С вводом в действие с 01.01.2002 г. главы 25 части второй Налогового кодекса РФ вопросы калькулирования себестоимости продукции, выполненных работ и оказанных услуг регулируются в рамках налогового законодательства. Причем в основу калькулирования положен не постатейный, а поэлементный вариант исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг). Независимо от этого оценка и калькуляция выступают в качестве определяющего критерия для целей стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета. Процесс управления только тогда достигает цели, когда в текущем учете контроль за наличием и движением имущества, формированием и погашением обязательств осуществляется по отдельным их группам, видам, наименованиям в разрезе каждой позиции по местам нахождения или возникновения. Такая необходимость обусловлена различием в составе и функциональной роли отдельных объектов бухгалтерского учета. Поэтому в учете объекты должны быть сгруппированы по экономической однородности. Решается эта задача при помощи системы счетов бухгалтерского учета. Счет — локальная информационная система, определяющая группировку экономически однородного объекта учета, его сущность и изменение. С его помощью реализуется контрольная функция бухгалтерского учета. Хозяйственные операции на счетах отражаются методом двойной записи. Двойная запись есть продукт кругооборота хозяйственных средств, отражающего двойственность самих хозяйственных процессов. Например, в хозяйственной операции поступления денежных средств, полученных из банка в организацию, одновременно следует отразить в учете оприходование их в кассу и списание с расчетного счета. Этим подтверждается факт свершения хозяйственной операции и раскрывается экономическая сущность хозяйственной операции. Счета и двойная запись применяются с цепью регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственными операциями. Счета и двойная запись имеют приоритетное значение, так как именно их применение позволяет подготавливать для нужд управления с различной степенью детализации и обобщения информацию, необходимую для достижения конечной цели деятельности организации — получения прибыли. Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности. Достигается эта цель путем составления бухгалтерского баланса. Он не только раскрывает состав имущества конкретного субъекта по его видам, составу, функциональной роли и источникам формирования, но и содержит данные, анализ которых позволяет оценить уровень качества работы управляющих, финансовое состояние организации, эффективность деятельности организации. Бухгалтерский баланс включает остатки счетов, которые формируют имущество организации, его собственный и заемный капитал. Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренний аппарат управления, так и внешние пользователи, имеющие финансовые интересы в данной организации, или потенциальные инвесторы. Поэтому отчетность должна быть составлена по определенным правилам и стандартам. В конечном итоге бухгалтерский баланс и отчетность выступают как способ итогового обобщения и соизмерения текущей учетной информации об активах и источниках создания организации.
Каждый из элементов метода несет не только самостоятельную нагрузку, но и является исходной предпосылкой для функционирования следующего, что позволяет уяснить причинную связь между фактами хозяйственной деятельности и обеспечивает полное, непрерывное и объективное их отражение в бухгалтерском учете. Итак, метод бухгалтерского учета есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |