Умственная логика. Пожалуй, наиболее известная на сегодняшний день реализация идеи ум- ственной логики содержится в формализованной модели Лэнса Рипса [Rips
Пожалуй, наиболее известная на сегодняшний день реализация идеи ум- ственной логики содержится в формализованной модели Лэнса Рипса [Rips, 1991]. В соответствии с моделью Рипса все события, связанные с решением логических задач, разворачиваются во временном хранилище информации, или рабочей памяти. Информация попадает туда либо из структур, отвеча- ющих за восприятие, либо из долговременной памяти и имеет вид пропо- зиций. Рабочая память включает два типа пропозиций — утверждения (assertions) и цели (goals). Утверждения представляют собой пропозиции, которые мы в данный момент принимаем, пусть даже это будет временно, чтобы проверить, к каким выводам они ведут. Цели же являются пропози- циями, истинность которых мы желаем проверить на основе принимаемых нами утверждений. Например, в рабочей памяти могут находиться следую- щие утверждения: «Если я получу двойку на экзамене, то я брошу занятия психологией»; «На экзамене я получил четверку». Цель может заключаться в ответе на вопрос: «Брошу ли я заниматься психологией?»
Как только пропозиции попали в рабочую память, они начинают под- чиняться оперативным принципам, которые имеют право устранять из ра- бочей памяти старые пропозиции и добавлять новые. Рипс вводит в свою систему три таких принципа.
Первый принцип заключается в прямом поиске и состоит в применении правила: «Когда рабочая память содержит утверждение вида: если р, то q, и утверждение р, то утверждение ^ добавляется в рабочую память». Так, при наличии в рабочей памяти утверждений «Если Джон получит двойку на эк- замене, то бросит занятия психологией» и «Джон получил двойку» система выводит новое утверждение «Джон бросит занятия психологией».
Второй принцип состоит в применении правила: «Когда рабочая память содержит цель q? и утверждение типа: если р, то q, то подцель р? должна быть добавлена в рабочую память». Например, при наличии утверждения «Если Джон получит двойку на экзамене, то бросит занятия психологией» и цели «Бросит ли Джон занятия психологией?» система добавляет подцель «Получил ли Джон двойку на экзамене?»
Наконец, третий принцип заключается в применении правила «Когда ра- бочая память содержит цель/) и q?, подцели p?w ^?добаачяются в рабочую па- мять». Например, при наличии цели «Является ли Вундт основателем первой в мире лаборатории по экспериментальной психологии и автором интроспектив- ного метода?» система добавляет в рабочую память две подцели: «Является ли
Умственная логика
Вундт основателем первой в мире лаборатории по экспериментальной психо- логии?»; «Является ли Вундт автором интроспективного метода?».
Сравнив вводимые Рипсом принципы с тем, как задается логическая система (см. Приложение к этой главе), легко видеть, что модель Рипса фактически постулирует тождество операций, производимых когнитивной системой, и логических действий. Так, основная функция в рассуждении отводится modus ponens.
Приведенные выше принципы позволяют системе выполнять действия булевой алгебры, однако они недостаточны для реализации исчисления предикатов. Другими словами, они позволяют действовать на уровне це- лых пропозиций, но не на уровне их частей. Описанная выше система дает возможность правильно ответить на вопрос «Является ли Вундт автором романа "Война и мир"?», однако не действует в случае вопроса «Кто на- писал роман "Война и мир"?».
Для расширения возможностей системы Рипс уточняет понятие пропо- зиции: она состоит из предиката и аргументов. Например, пропозицию «Толстой является автором романа "Война и мир"» можно представить сле- дующим образом: Автор (Толстой, «Война и мир»). Тогда система сможет задать вопрос «Кто написал роман "Война и мир"?» следующим образом: {какойх) Автор (х, «Война и мир»)?
Наложив три изложенных выше принципа логического вывода на предика- тивное описание пропозиции, Рипс получает компьютерную модель, способ- ную выполнять действия как булевой алгебры, так и исчисления предикатов.
Итак, механизм мышления с позиции сторонников умственной логики может быть представлен примерно следующим образом. Вначале задача сводится к набору пропозиций, затем к получившейся репрезентации при- меняются операции, соответствующие логическим правилам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление