У теории умственной логики есть ожесточенные противники, наиболее известным из которых, пожалуй, является британский ученый Филипп Джонсон-Л эрд. Джонсон-Лэрд приводит следующие аргументы против ум- ственной логики.
Во-первых, эта теория плохо объясняет, почему люди ошибаются в сво- их логических умозаключениях. Сторонники умственной логики (напри- мер, ученица М. Вертхаймера Мери Хенли) объясняют ошибки теории за- ключения тем, что испытуемые неправильно интерпретируют посылки. Другими словами, если репрезентация создана, то субъекты автоматичес- ки правильно манипулируют с ней. Трудность же, по мнению Хенли, зак- лючается в создании репрезентации. Однако Джонсон-Лэрд показывает та- кие случаи ошибок испытуемых, которые связаны с манипуляциями с ре- презентациями.
Во-вторых, неясно, какой именно логикой пользуются люди. В разделе о логике (см. Приложение к этой главе) мы покажем, что современная на- ука выделяет большое количество различных логических систем. Кроме
Глава 8. Мышление
того, одна и та же логика может задаваться различным способом — напри- мер, правила вывода могут упрощаться за счет введения большего числа ак- сиом.
В-третьих, очень трудно объяснить, каким образом умственная логика усваивается людьми. Ведь единственный ясный способ — индуктивное на- учение — уже предполагает наличие способности мыслить логически. Идея Джерри Фодора о том, что логика является врожденной, представляется Джонсон-Лэрду сомнительной.
В-четвертых, теория умственной логики не объясняет факт различной трудности задач, одинаковых по структуре, но различающихся содержанием.
Что же предлагает Джонсон-Лэрд взамен теории умственной логики? Прежде всего он считает, что люди оперируют не с пропозициональными репрезентациями, а с тем, что он называет умственными моделями. Что- бы определить, что такое умственная модель по Джонсон-Лэрду, необхо- димо вспомнить математические понятия гомоморфизма и изоморфизма. Две структуры являются гомоморфными, если любому элементу каждой из структур может быть поставлен в соответствие элемент другой структуры, причем отношения между аналогичными элементами структур являются идентичными. Изоморфизм же предполагает одностороннюю связь: любо- му элементу структуры 5, можно поставить в соответствие какой-либо эле- мент структуры S2, однако обратное неверно.
Умственная модель, по Джонсон-Лэрду, является репрезентацией, изо- морфной объекту. Объект, конечно, является более сложным, чем его ум- ственная модель, поэтому говорить о гомоморфизме не приходится. Для иллюстрации того, что такое умственная модель, Джонсон-Лэрд приводит пример маленького робота на колесах, сконструированного его коллегой К. Лонгет-Хиггинсом. Этот робот ездит по столу, но, подъехав к краю, на- чинает звенеть, хотя и не имеет никакого воспринимающего устройства. Все дело в том, что внутри робота находятся маленькие колесики, которые при перемещении робота по столу ездят по наждаку, повторяющему в ми- ниатюре форму стола. У краев наждак утолщается, колесико, попав туда, отжимается, замыкая цепь и включая звонок. Маленькие колесики с наж- даком являются моделью положения робота в пространстве. Эта модель и регулирует поведение робота.
Не является ли, однако, пропозициональная репрезентация вариантом умственной модели? Джонсон-Лэрд дает отрицательный ответ на этот воп- рос. Пропозиция является описанием множества моделей. Например, про- позиции «Некоторые психологи любят сыр» соответствует несколько раз- ных умственных моделей. В одной из этих моделей любой психолог любит сыр, в другой есть психологи, не любящие сыр.
Джонсон-Лэрд разработал теорию, показывающую, как люди решают силлогизмы, используя репрезентации, построенные по принципу ум- ственных моделей.
Возьмем следующий силлогизм:
Некоторые ученые суть родители.
Все родители суть водители.
Умственная логика
Джонсон-Лэрд предполагает, что испытуемый при помощи знания язы- ка создает умственные модели посылок. Вначале испытуемый представляет некоторое количество ученых, затем они мысленно связываются так, что- бы показать их соответствие родителям:
Согласно обозначениям, которые здесь используются по примеру Джон- сон-Лэрда, скобки указывают на то, что есть ученые, не являющиеся ро- дителями, и наоборот.
Теперь, когда модель первой посылки создана, к ней может быть добав- лена информация из второй посылки (все родители являются водителями):
На этом этап построения модели закончен, и наступает этап опериро- вания внутри модели. В данном случае оперирование несложно— проис- ходит лишь извлечение вывода. Джонсон-Лэрд установил интересную за- кономерность относительно того, как делается вывод: порядок терминов в нем соответствует последовательности, в которой термины вошли в ра- бочую память. Так, в рассматриваемом силлогизме большинство испыту- емых делают вывод «некоторые ученые суть водители», и лишь очень не- многие дают совершенно аналогичное заключение «некоторые водители суть ученые».
Может показаться, что используемая Джонсон-Лэрдом форма представ- ления посылок аналогична так называемым кругам Эйлера или диаграм- мам Венна. С их помощью приведенный выше силлогизм можно изобра- зить следующим образом (рис. 8.5).
Рис. 8.5. Способы графического представления силлогизмов.
Глава 8. Мышление
Джонсон-Лэрд считает, однако, что обе эти формы не вполне адекват- ны, поскольку ставят в соответствие конечным наборам элементов беско- нечное множество точек. Тем самым не выполняется требование изомор- физма объекта и его репрезентации, в результате чего эта репрезентация не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к умственным моделям.
Рассмотренный выше силлогизм имеет самую удобную форму— со сближенным средним термином, что может быть представлено следующим образом: А—В, В—С. Можно ли распространить примененную к нему схе- му на более сложный вариант типа В—А, С—В, например:
Все пчеловоды суть химики. Некоторые художники суть пчеловоды?
Джонсон-Лэрд предполагает следующий путь решения. Вначале субъект конструирует модель первой посылки, но затем не может добавить в нее непосредственно информацию из второй. Тогда он создает отдельную мо- дель второй посылки, повторно интерпретирует первую, и дополняет со- держащейся в ней информацией модель.
Силлогизм, имеющий вид А—В, С—В, еще сложней. Здесь возможны два пути решения. Первый путь — сначала создается модель на основе посылки А—В, а затем посылка С—В подвергается «переворачиванию», и информа- ция из нее добавляется к модели. Переворачивание означает замену мо- дели типа
Второй путь — сначала создается модель на основе посылки С— В, за- тем посылка А—В повторно интерпретируется, переворачивается и добав- ляется к модели.
Все рассуждения выглядят достаточно логично, но можно ли их дока- зать экспериментально? Джонсон-Лэрд делает это, регистрируя время ре- шения задачи испытуемыми и процент допускаемых ими ошибок. Логич- но предположить, что повторные интерпретации посылок и особенно пе- реворачивания приведут к дополнительным затратам времени на решение и увеличению числа ошибок. Теоретически реконструировав операции, необходимые для решения разных типов силлогизмов, можно предсказать, что решение некоторых из них будет занимать больше времени и приво- дить к большому проценту ошибок. Кроме того, теория позволяет предска- зать наиболее вероятную форму заключения. Эксперименты, проведенные Джонсон-Лэрдом, подтверждают различия, предсказываемые теорией [Johnson-Laird, 1983].
Интересным выводом из исследования Ф. Джонсон-Лэрда является то, что представление «некоторые А суть В» в психологическом смысле не тож- дественно представлению «некоторые В суть А». Разница заключается в
Умственная логика
том, что является субъектом (о чем говорится), а что — предикатом (что го- ворится).
Джонсон-Лэрд наиболее подробно исследовал функционирование умственных моделей в решении силлогизмов. Однако он считает, что на основе тех же принципов может быть объяснено и мышление в иных об- ластях, и выделяет другие типы умственных моделей: реляционные, про- странственные, временные, кинематические, динамические, монади- ческие, образы, и т.д.
Умственная логика и структурализм
Жана Пиаже часто причисляют к сторонникам теории умственной логи- ки, хотя более углубленный анализ показывает, что у него была своя ори- гинальная и сложная точка зрения на этот вопрос. Непонимание, которое нередко вызывают представления Пиаже, возможно, имеет две основные причины. Первая состоит в том, что этот человек, ставший одним из наи- более крупных психологов XX века, был по образованию биологом, имел ученую степень доктора только по биологии и не сдал в своей жизни ни одного экзамена по психологии. Вторая, более глубокая причина кроется втом аспекте, который больше всего интересовал Пиаже в сфере мышле- ния: это не столько познание отдельного человека, сколько всемирно-ис- торический рост познания — в науке, онтогенезе, филогенезе.-Недаром Пиаже называл область своих занятий не психологией, а генетической эпи- стемологией, т.е. теорией развития познания. Эти особенности породили своеобразие терминологии и стиля объяснения, применявшегося Пиаже. Он постоянно говорил о таких вещах, как конструирование знаний субъек- том во взаимодействии с объектом, ассимиляция и аккомодация и т.д. Все эти процессы имеют мало отношения к тому, что происходит с человеком, решающим в данный момент задачу. Кроме того, предмет теории Пиаже — не функционирование процессов мышления в реальном времени, не про- цесс решения задач людьми, а развитие интеллекта. Пиаже изучал после- довательность, в которой дети становятся способными решать задачи раз- личной структуры.
Тем не менее, из текстов Пиаже можно восстановить и мысли, относя- щиеся к проблеме решения логических задач, и репрезентации, на базе ко- торой осуществляется их решение. Пиаже выделяет фактически два пре- дельных типа репрезентации. Первый — так называемый «фигуративный», который состоит только в представлении данных восприятием элементов без возможности их связей или операций над ними. Второй — операцио- нальный, который собственно и обеспечивает возможности мышления. Операциональная репрезентация допускает различные трансформации, которые аналогичны внешним действиям с предметами. Здесь у Пиаже возникает проблематика интериоризации, которая понимается им как вы- полнение внешних действий во внутреннем плане, т.е. в оперировании с умственными репрезентациями. Следует заметить, что термин «интерио-
Глава 8. Мышление
ризация» у Пиаже не означает процесса, протекающего при решении за- дач. Интериоризация выражает только тот факт, что внутренние операции, производящиеся над репрезентацией, аналогичны (если угодно, изомор- фны) внешним действиям с предметами. Как подчеркивают представите- ли школы С.Л. Рубинштейна, интериоризация должна пониматься как факт, но не как объяснительный механизм, поскольку нелепо было бы предположить, что действия в каком-то физическом смысле «вращивают- ся», проникают внутрь нашей психики.
Согласно Пиаже, репрезентировать некоторые отношения объектов оз- начает иметь возможность осуществлять операции над репрезентацией.. Например, отношение «больше—меньше» задается операцией прибавления. Отношение «А больше В» репрезентируется в виде операции прибавления некоторого ненулевого элемента к В, в результате чего получается А.
В каком-то смысле то, что говорит об операциях Пиаже, может напом- нить идею изоморфизма Джонсона-Лэрда. Вроде бы операции, по Пиаже, изоморфны действиям с объектами. Важен, однако, как мы увидим, этот акцент на операции. Для Джонсон-Лэрда изоморфизм заключен в анало- гичности отношений между элементами, тогда как Пиаже говорит об ана- логичности операций. Можно считать, что это одно и то же, поскольку от- ношения задают операции, а операции — отношения. Однако для Пиаже это центральный момент: в плане функционирования и онтогенеза исход- ным пунктом он считает операции.
Для теории Пиаже центральной является следующая мысль: для того чтобы человек обладал способностью мыслить, необходимо, чтобы ум- ственные операции у него образовывали уравновешенную систему. Возьмем пример с отношением А > В> С > D. Как уже упоминалось, по мнению Пиаже, эти отношения конституируются операцией прибавления ненулевой величины. Назовем операцию прибавления отрезка к Сс целью получения В— с, а операцию прибавления отрезка к В с целью получения А — Ь. Тогда для получения А из С нужно осуществить совокупность опе- раций b + с = d. В соответствии с теорией Пиаже человек тогда овладевает способностью решать задачи, т.е. мыслить, когда его умственные опера- ции образуют уравновешенную систему. Он говорит, что равновесие пред- ставляет собой возможность возвратов и обходных путей (les detours et les retours). Субъект, осуществивший умственное действие, может вернуться в исходную точку, совершив обратное действие. У него есть также возмож- ность перейти от С к А не через b + с, а через с + Ь, то есть прибавив вна- чале с, а потом Ь.
Но что же все-таки означает эта возможность возвратов и обходных пу- тей с точки зрения процессов мышления, разворачивающихся в реальном времени при решении задач? Теория Пиаже оставляет возможность для двух интерпретаций.
1. Первая интерпретация может состоять в том, что возвраты и обход- ные пути означают реальные действия, осуществляемые при решении за- дачи. Возьмем приведенный выше пример с действием прибавления, ко- торое составляет основу асимметричных транзитивных отношений. Тогда
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление