мы положим перед нашим испытуемым несколько цветков, некоторые из которых будут васильками, а оставшиеся — фиалками, мы зададим отно- шения классификации. Конститутивная операция здесь, по мнению Пиа- же, — объединение и разъединение. Совместно группировки асимметрич- ных отношений и классификации образуют числовые операции, отражая две стороны числа — ординальную (порядковую) и кардинальную (число как совокупность элементов). Остальные виды логических группировок здесь рассматриваться не будут. Желающие ознакомиться с этим вопросом глубже могут обратиться к книге Ж. Пиаже [Пиаже, 1969].
Кроме логических, Пиаже выделял инфралогические операции, т.е. опе- рации не с дискретными, а с непрерывными величинами. Инфралогические операции определяют мышление, связанное с пространственными и времен- ными отношениями. Пиаже выделяет также шесть типов инфралогических группировок, которые в точности параллельны группировкам логическим.
Еще шесть типов группировок существует в сфере операций, относя- щихся к ценностям. Они устанавливают связь средств и целей.
Наконец, по мнению Пиаже, существуют операции второго порядка. Эти операции действуют на результатах операций первого порядка. Они образуют формальное, гипотетико-дедуктивное мышление.
С точки зрения процессов решения задач позиция Пиаже может быть представлена примерно следующим образом. При столкновении с задачей субъект извлекает из долговременной памяти группировку операций, не- обходимую для того, чтобы репрезентировать задачу. Одна и та же груп- пировка может быть использована для решения множества задач. На- пример, группировка операций, обеспечивающих асимметричные транзитивные отношения (А > В > С > D), нужна для решения задачи о па- лочках разной длины, а также задач, описывающих любые другие предме- ты и их свойства: рост, вес или ум людей, высоту деревьев и т.д. Эта груп- пировка нужна для задачи типа: дано А > В и В > С, что больше — А или С. Но она нужна и для того, чтобы выстроить палочки в порядке возраста- ния. По Пиаже, для решения любой из этих задач необходимо репрезен- тировать всю структуру с конституирующими ее операциями: в данном слу- чае — прибавления. Когда человек обладает способностью к созданию та- кой репрезентации, он может решить соответствующие задачи.
Центральное понятие для Пиаже — это не логика, а структура задачи. Структура включает элементы и связывающие их отношения. Логика со- стоит в возможности вывода одних отношений из других. Например, если даны элементы А, В и С и отношения между ними А > В и В > С, то логи- ческое преобразование позволяет нам вывести отношение А > С. Логика, таким образом, оказывается приведением в действие, динамической сто- роной структуры.
Правомерно предположить, что сложность трансформации репрезен- тации зависит от структуры задачи, т.е. характера системы отношений, связывающих элементы задачи. Для разных структур сложность вывода умозаключений оказывается разной. Этим определяется сущность струк- турного анализа в психологии интеллекта. Пиаже систематически иссле-
Глава 8. Мышление
довал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и собрал колоссальный эмпирический ма- териал об особенностях детского интеллекта.
Возьмем простой пример, подобный тому, который мы уже рассматри- вали выше в связи с вопросом о пространственной и пропозициональной репрезентации.. Экспериментатор показывает испытуемому две палочки А и В. Испытуемый констатирует, что А длиннее В. Тогда экспериментатор прячет палочку А и достает вместо нее палочку С. После того, как испыту- емый убеждается, что В длиннее С, экспериментатор спрашивает, какая палочка длиннее — А или С. Если испытуемым является нормальный взрослый человек или развитой ребенок старше 7—8 лет, то он сразу же по- нимает, что А длиннее.
Мы можем констатировать, что на начальном этапе мышления у испы- туемого была репрезентация ситуации, включающая два отношения А > В и В > С. Затем взрослый испытуемый смог таким образом трансформиро- вать свою репрезентацию, что вывел ненаблюдаемое свойство А > С.
С младшими детьми картина иная. Совсем маленький ребенок вообще не сможет понять, какая палочка больше. Дети постарше правильно срав- нивают палочки, однако не могут ответить на заключительный вопрос Например, ребенок до 6—7 лет может сказать, что не видел палочки А и С вместе, поэтому не знает.
Самый маленький ребенок, таким образом, не способен даже воспри- нять отношение А > В. Ребенок постарше может воспринять это отноше- ние, но не способен его осмыслить, т.е. сделать элементом для вывода не- наблюдаемого свойства. Способность мыслить (осуществлять вывод нена- блюдаемых свойств) возникает тогда, когда отношения выстраиваются в систему типа A>B>C>Dw т.д. Отношение «больше — меньше», таким образом, психологически приобретают смысл только в контексте скоорди- нированной системы всех отношений.
Более конкретно и подробно, с описанием эмпирических данных те- ория Пиаже рассмотрена в главе, посвященной когнитивному развитию. В той же главе описаны и многочисленные проблемы, с которыми стол- кнулась эта теория. Одной из наиболее принципиальных среди этих проблем является, пожалуй, следующая. Пиаже предпринял попытку выстроить иерархию сложности задач только по их структуре. Структура действитель- но определяет необходимые для решения операции с репрезентациями. Од- нако этот фактор не является единственным, влияние других факторов приводит к неодинаковой сложности задач, имеющих одинаковую струк- туру, к феномену «декаляжей».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление