Как говорилось выше, мышление предполагает создание репрезентации про- блемной ситуации и вывод внутри этой репрезентации. Репрезентация созда- ется не на пустом месте, а из «строительных элементов», различных структур знаний, находящихся в долговременной памяти. Из этих элементов в поле внимания создается репрезентация, относящаяся только к данной задаче. Мышление, таким образом, — процесс комплексный; в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы, рассматриваемые в дру- гих главах учебника. При мышлении, например, происходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памя- ти. Разница, однако, заключается в том, что процесс мышления требует со- здания из известных элементов новой репрезентации, тогда как память в пря- мом ее понимании предполагает простое извлечение того, что было в нее за- ложено. В самом простом случае структуры, необходимые для понимания за- дачи, уже хранятся в долговременной памяти субъекта. Этот случай может быть смоделирован средствами искусственного интеллекта.
Компьютерная модель ИСААК, разработанная в 1977 г. Дж. Новаком, со- здает на основании текста школьных задач из области физической статики систему уравнений, которую она затем пытается решить, и рисует чертеж ус- ловий задачи. Лингвистический анализ, проводимый ИСААКом, стремится свести условия к одному из «канонических рамочных объектов», содержащих- ся в памяти системы, таких, как твердое тело или массивная точка. Один и тот же физический объект может быть сведен к разным «каноническим ра- мочным объектам». Например, человек, переносящий доску, может интерпре- тироваться как точка опоры, а тот же человек, сидящий на доске, — как мас- сивная точка. На следующем этапе ИСААК устанавливает взаимное распо- ложение объектов, создает на этом основании систему уравнений и рисует чертеж из набора стандартных фигур, зафиксированных в его памяти.
ИСААК моделирует самый простой вариант понимания задачи, при ко- тором уже зафиксирован исходный небольшой набор операциональных структур и существуют простые правила перевода ситуации в эти структуры.
Исследовательское поведение
Память когнитивной системы, которая способна к построению репре- зентации тем же способом, что и ИСААК, можно представить в виде на- бора целостных структур, схем по типу описанных в главе «Память» фрей- мов и скриптов, которые актуализируются при понимании условий зада- чи. Такая система могла бы очень эффективно функционировать, но, к со- жалению, при одном условии: в случае, когда для решения задачи в памя- ти есть уже готовая схема.
В некоторых случаях субъекту не удается актуализировать схему, необхо- димую для решения задачи. Случай, когда схема актуализируется автомати- чески, можно представить примерно так (рис. 8.6). Однако возможен и сле- дующий случай, когда доступ к нужной схеме для субъекта затруднен (рис. 8.7).
В первом случае необходимый для решения элемент находится в зоне поиска субъекта, во втором — вне зоны поиска. Различие задач первого и второго типа можно только относительно данного субъекта, поскольку то, что находится в зоне поиска одного, выходит за ее границы у другого. Тем не менее существуют некоторые закономерности относительно людей, живущих в примерно одинаковых условиях.
Рис. 8.6. Схема «нетворческой» задачи.
Рис. 8. 7. Схема творческой задачи.
Почему одни элементы попадают в зону поиска, а другие — нет? Это зави- сит как от способностей человека, так и от его прошлого опыта. Наш опыт скла- дывается из задач и ситуаций, с которыми мы сталкивались в прошлом. Если
Глава 8. Мышление
новая задача требует использования Таблица 1
N
Дано
Требуется получить
21, 127,3
14, 163, 25
18,43, 10
9, 42, 6
20, 59, 4
23, 49, 3
15, 39, 3
28, 76, 3
18, 48, 4
14, 36, 8
тех же свойств, которые уже встреча- лись в прошлом опыте, то она вызы- вает у нас меньше проблем.
Известное исследование, показы- вающее тормозящее влияние прошло- го опыта на мышление, провели А. и Е. Лачинсы. Испытуемым предлага- лись задачи на переливание жидко- стей при помощи сосудов разного объема. Например, даны емкости 29 и 3 л, нужно получить 20 л. Ответ заклю- чается в том, чтобы из сосуда 29 л 3 раза взять по 3 л. После такого разъяс- нения задачи испытуемым давалось 10 новых задач, на решение каждой из которых отводилось по 2,5 мин. Усло- вия задач показаны в табл. 1.
Решение первых пяти задач до- стигается одинаковым способом: из второго объема надо один раз вычесть первый и два раза — третий. Например, 127 — 21 —2x3= 100 или 59 — 20 — 2x4 = 31. Шестая и седьмая задачи могут быть решены тем же спосо- бом, но у них есть и значительно более простое решение: 23 — 3 = 20 для шестой и 15 + 3 = 18 для седьмой. Восьмая же задача не решается тем же способом, что первые пять. Правильное решение для нее: 28 — 3 = 25. Де- вятая и десятая задачи подобны шестой и седьмой.
Результаты показывают впечатляющий эффект установки, создаваемой первыми пятью задачами. Подавляющее число испытуемых решает шес- тую и седьмую задачи сложным путем и вообще не справляется с восьмой в отведенное время. Эффект усиливается, если испытуемые получают ин- струкцию торопиться — например, если им говорят, что цель эксперимента состоит в оценке их способности быстро решать задачи. Лачинсы пишут о прокрустовом ложе, в которое превращаются наши привычки.
До сих пор речь шла о задачах, для решения которых у субъекта уже была готовая схема, пусть иногда и труднодоступная. Существуют, однако, и та- кие, собственно творческие, задачи, где схема должна быть заново пост- роена субъектом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление