Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы формирования репрезентации проблемной ситуации




Как говорилось выше, мышление предполагает создание репрезентации про-
блемной ситуации и вывод внутри этой репрезентации. Репрезентация созда-
ется не на пустом месте, а из «строительных элементов», различных структур
знаний, находящихся в долговременной памяти. Из этих элементов в поле
внимания создается репрезентация, относящаяся только к данной задаче.
Мышление, таким образом, — процесс комплексный; в нем задействованы
многочисленные психические структуры и процессы, рассматриваемые в дру-
гих главах учебника. При мышлении, например, происходят те же процессы
поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памя-
ти. Разница, однако, заключается в том, что процесс мышления требует со-
здания из известных элементов новой репрезентации, тогда как память в пря-
мом ее понимании предполагает простое извлечение того, что было в нее за-
ложено. В самом простом случае структуры, необходимые для понимания за-
дачи, уже хранятся в долговременной памяти субъекта. Этот случай может
быть смоделирован средствами искусственного интеллекта.

Компьютерная модель ИСААК, разработанная в 1977 г. Дж. Новаком, со-
здает на основании текста школьных задач из области физической статики
систему уравнений, которую она затем пытается решить, и рисует чертеж ус-
ловий задачи. Лингвистический анализ, проводимый ИСААКом, стремится
свести условия к одному из «канонических рамочных объектов», содержащих-
ся в памяти системы, таких, как твердое тело или массивная точка. Один и
тот же физический объект может быть сведен к разным «каноническим ра-
мочным объектам». Например, человек, переносящий доску, может интерпре-
тироваться как точка опоры, а тот же человек, сидящий на доске, — как мас-
сивная точка. На следующем этапе ИСААК устанавливает взаимное распо-
ложение объектов, создает на этом основании систему уравнений и рисует
чертеж из набора стандартных фигур, зафиксированных в его памяти.

ИСААК моделирует самый простой вариант понимания задачи, при ко-
тором уже зафиксирован исходный небольшой набор операциональных
структур и существуют простые правила перевода ситуации в эти структуры.


Исследовательское поведение

Память когнитивной системы, которая способна к построению репре-
зентации тем же способом, что и ИСААК, можно представить в виде на-
бора целостных структур, схем по типу описанных в главе «Память» фрей-
мов и скриптов, которые актуализируются при понимании условий зада-
чи. Такая система могла бы очень эффективно функционировать, но, к со-
жалению, при одном условии: в случае, когда для решения задачи в памя-
ти есть уже готовая схема.

В некоторых случаях субъекту не удается актуализировать схему, необхо-
димую для решения задачи. Случай, когда схема актуализируется автомати-
чески, можно представить примерно так (рис. 8.6). Однако возможен и сле-
дующий случай, когда доступ к нужной схеме для субъекта затруднен (рис. 8.7).

В первом случае необходимый для решения элемент находится в зоне
поиска субъекта, во втором — вне зоны поиска. Различие задач первого и
второго типа можно только относительно данного субъекта, поскольку то,
что находится в зоне поиска одного, выходит за ее границы у другого. Тем
не менее существуют некоторые закономерности относительно людей,
живущих в примерно одинаковых условиях.


Рис. 8.6. Схема «нетворческой» задачи.


Рис. 8. 7. Схема творческой задачи.

 

Почему одни элементы попадают в зону поиска, а другие — нет? Это зави-
сит как от способностей человека, так и от его прошлого опыта. Наш опыт скла-
дывается из задач и ситуаций, с которыми мы сталкивались в прошлом. Если


Глава 8. Мышление


новая задача требует использования Таблица 1

N Дано Требуется получить
  21, 127,3  
  14, 163, 25  
  18,43, 10  
  9, 42, 6  
  20, 59, 4  
  23, 49, 3  
  15, 39, 3  
  28, 76, 3  
  18, 48, 4  
  14, 36, 8  

тех же свойств, которые уже встреча-
лись в прошлом опыте, то она вызы-
вает у нас меньше проблем.

Известное исследование, показы-
вающее тормозящее влияние прошло-
го опыта на мышление, провели А. и
Е. Лачинсы. Испытуемым предлага-
лись задачи на переливание жидко-
стей при помощи сосудов разного
объема. Например, даны емкости 29 и
3 л, нужно получить 20 л. Ответ заклю-
чается в том, чтобы из сосуда 29 л 3
раза взять по 3 л. После такого разъяс-
нения задачи испытуемым давалось 10
новых задач, на решение каждой из
которых отводилось по 2,5 мин. Усло-
вия задач показаны в табл. 1.

Решение первых пяти задач до-
стигается одинаковым способом: из второго объема надо один раз вычесть
первый и два раза — третий. Например, 127 — 21 —2x3= 100 или 59 — 20
— 2x4 = 31. Шестая и седьмая задачи могут быть решены тем же спосо-
бом, но у них есть и значительно более простое решение: 23 — 3 = 20 для
шестой и 15 + 3 = 18 для седьмой. Восьмая же задача не решается тем же
способом, что первые пять. Правильное решение для нее: 28 — 3 = 25. Де-
вятая и десятая задачи подобны шестой и седьмой.

Результаты показывают впечатляющий эффект установки, создаваемой
первыми пятью задачами. Подавляющее число испытуемых решает шес-
тую и седьмую задачи сложным путем и вообще не справляется с восьмой
в отведенное время. Эффект усиливается, если испытуемые получают ин-
струкцию торопиться — например, если им говорят, что цель эксперимента
состоит в оценке их способности быстро решать задачи. Лачинсы пишут о
прокрустовом ложе, в которое превращаются наши привычки.

До сих пор речь шла о задачах, для решения которых у субъекта уже была
готовая схема, пусть иногда и труднодоступная. Существуют, однако, и та-
кие, собственно творческие, задачи, где схема должна быть заново пост-
роена субъектом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.