Алгоритм определяется как общепонятная система точных предписаний, представляющая в общем виде решение всех задач определенного класса и позволяющая безошибочно решать любую задачу этого класса за конеч- ное число шагов. Для организации мышления было бы очень удобно, что- бы для любой задачи был расписан свой алгоритм — строгая, однозначно определенная последовательность шагов, операций, которая бы всегда бе-
Исследовательское поведение
зошибочно приводила к решению. Еще лучше было бы разработать на- столько универсальный алгоритм, чтобы он был приложим не только к от- дельному типу задач или к отдельной области (например, геометрии), а во- обще к любой задаче, с которой только могут столкнуться люди в какой угодно области. Иначе говоря, хорошо было бы иметь метод — «универ- сальный решатель задач» по терминологии А. Ньюэлла и Г. Саймона.
Однако надежды на существование такого универсального метода ока- зались несбыточными. В XX веке было открыто чрезвычайно важное яв- ление алгоритмической неразрешимости: было строго доказано, что мно- гие однотипные, корректно поставленные массовые задачи, относящиеся к одному и тому же классу, в принципе не имеют каких-либо алгоритмов решения. Однотипность этих задач означает лишь полную однотипность условий и требований, но не однотипность методов решения, которая здесь, как ни парадоксально, невозможна!
Алгоритмическая неразрешимость массовой проблемы не означает не- разрешимости той или иной единичной проблемы данного класса. Та или иная конкретная проблема может иметь решение, причем даже вполне оче- видное, а для другой проблемы может существовать простое и очевидное доказательство отсутствия решения (доказательство того, что множество решений пусто). Но в целом данный класс проблем не имеет ни общего универсального алгоритма решения, применимого ко всем проблемам это- го класса, ни ветвящегося алгоритма разбиения класса на подклассы, к каждому из которых был бы применим свой специфический алгоритм. Для решения отдельных подклассов задач нужно разрабатывать свои алгорит- мы; для некоторых отдельных задач требуется разработка методов, вынуж- денно ограниченных, уникальных.
Алгоритмически неразрешимыми, например, являются: проблема рас- познавания: закончит ли свою работу (остановится ли) или же «зависнет» в бесконечном цикле произвольно выбранная программа действий алго- ритмического типа (не только компьютерная, но и реализуемая человеком по алгоритмическому типу); проблема эквивалентности программ; тожде- ства двух математических выражений; проблема распознавания того, мож- но ли из имеющихся автоматов собрать заданный автомат; множество дру- гих проблем, относящихся к топологии, теории групп и другим областям.
Алгоритмическая неразрешимость как невозможность обобщенной си- стемы точных предписаний по решению задач одного и того же типа име- ет принципиальное значение для психологии мышления и для теории по- знания вообще. Она означает наложение ряда принципиальных ограниче- ний на основные компоненты деятельности человека или деятельности любой другой системы, обладающей психикой. Это — ограничения на пла- нирование деятельности, на ее осуществление, на контроль результатов, коррекцию. Данные компоненты не могут быть построены на алгоритми- ческой основе. Они могут включать в себя те или иные алгоритмические процедуры, но принципиально не могут быть сведены к ним. В решении сложных задач всегда наличествуют неалгоритмизуемые компоненты, и именно они представляют основную сложность.
Глава 8. Мышление
Возникает вопрос: как же люди решают конкретные задачи, относящи- еся к классу алгоритмически неразрешимых. А ведь они их решают— за- дачи и на планирование, и на доказательство тождества математических выражений, и на конструирование заданных автоматов из имеющегося на- бора, и на поиск неисправности в системе, и многие другие.
Решения алгоритмически неразрешимых задач и доказательства их пра- вильности возможны и осуществляются очень часто. Но для каждого та- кого решения приходится каждый раз особым образом комбинировать раз- личные элементы знания. При этом построение «здания» решения алго- ритмически неразрешимой задачи с неизбежностью требует творчества: способ решения не выводится из более общего известного типового мето- да, а изобретается. Достижимость решения здесь не может быть гаранти- рована на 100% никакими методами — в отличие от ситуации с алгорит- мически разрешимыми задачами. Здесь неизбежно начинают играть роль индивидуальные творческие возможности решающего.
Объективная невозможность универсальных точных предписаний, од- нозначно приводящих к заданному результату, означает свободу выбора и необходимость творческого поиска. Эта необходимость в творчестве ни- когда не исчезнет и не уменьшится при любой степени продвинутости вы- водного знания и построенных на его основе точных предписаний и ин- струкций.
Еще в XIX веке крупнейший американский психолог и философ Виль- ям Джемс предложил следующее описание процесса решения творческих задач. Фактически любая задача предполагает выделение в некотором яв- лении Этакого его аспекта М, который позволяет удовлетворить цели за- дачи Р. Задача заключается в том, что дано S и Р, а требуется найти про- межуточное звено М. Например, для установления площади треугольника нужно обратиться к тому свойству треугольника, что он может быть пред- ставлен в виде половины четырехугольника, писал Джемс. Целостное яв- ление треугольника S обладает множеством свойств, но для решения за- дачи, связанной с определением площади Р, требуется учесть только одно из этих свойств М (см. рис. 8.8).
Джемс называет свойство, благодаря которому человек может выделить нужное свойство М из всех других свойств вещи, проницательностью. Он пишет, что важную роль в вычленении М играет ассоциация по признаку подобия. Сопоставляя подобные случаи, человек выявляет тот посредству- ющий элемент, который характеризует все эти случаи.
Более ясная теория на этот счет была выдвинута чуть позднее немец- ким психологом Георгом Элиасом Мюллером. Эта теория, названная те- орией констелляций, предполагает, что 5и У, входя в поле сознания, вле- кут за собой ассоциативно связанные содержания. Пусть, например, с S связаны элементы Л/, Л/, Мк> Мп и т.д., а с Р— К, Lt, Л/, N, и т.д. Тогда Л/, будучи связано с обоими элементами задачи, будет обладать наибольшей силой ассоциативных связей и выделится в сознании, в то время как ос- тальные ассоциации оттормозятся. Схематически теория констелляций может быть изображена следующим образом (рис. 8.9).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление