Мышление в сложных семантически областях и компетентность
При решении задачи, которая не является принципиально новой для субъекта, решающий, функционируя на логическом уровне, актуализиру- ет нужные знания и создает адекватную модель. При столкновении с нео- бычной задачей логические знания субъекта оказываются недостаточными. Тогда функционирование психического механизма, по выражению Я.А. По- номарева, «спускается» на более интуитивные уровни. В сфере интуиции опыт менее структурирован, но более богат, поэтому субъекту иногда уда- ется найти ключ к решению задачи. Это нахождение ключа, как и вся дея- тельность на интуитивном уровне, эмоционально окрашено. Если прин- цип решения на интуитивном уровне найден, субъекту нужно еще его оформить в виде хорошо структурированной модели, перевести на логи- ческий уровень. Решающий, как говорил Я.А. Пономарев, «карабкается» по уровням психологического механизма.
Теория Я.А. Пономарева позволяет объяснить описанные выше стадии творческого процесса. Вначале происходит подготовка: субъект безрезуль- татно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созре- вания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен вклю- чается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмо- ционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логи- ческую работу по реализации замысла.
Характерной чертой современной жизни является профессионализация наиболее высоких уровней интеллектуальной и творческой деятельности. Этот феномен связан с тем, что высшие достижения интеллекта относят- ся к семантически сложным областям, т.е. к таким сферам, где индивид оказывается уже перед фактом наличия множества предшествующих раз- мышлений, идей, теорий. Например, человек, желающий заниматься пси- хологией, оказывается перед областью, где много неизвестного, но много и уже полученных фактов, построенных теорий, выработанных методов. Человек, желающий сегодня стать профессиональным шахматистом, дол- жен узнать о выработанных до него методах игры, дебютах, эндшпилях и т.д. Решение шахматистом отдельной задачи (нахождение хода) зависит от всего его предшествующего опыта решения подобных задач. В семантиче- ски сложных областях типа шахмат или области науки существуют задачи, по своей сложности превосходящие возможности решения человеком не только за короткий отрезок времени, но и в течение всей жизни. Такие за- дачи решаются коллективными усилиями человечества. Например, выяв- ление законов динамики является интеллектуальной и творческой задачей, которая потребовала от человечества многовековых усилий. Исаак Нью- тон, создавший последовательную теорию механики, признавая роль кол- лективного труда в своем открытии, говорил, что видел так далеко, пото- му что стоял на плечах у гигантов.
Глава 8. Мышление
Мышление в семантически сложных областях включает в себя длитель- ный процесс освоения содержания области. Если мы будем при помощи тестов измерять интеллект у людей разного возраста, то выявим следую- щую закономерность. До 17—18 лет интеллект по мере взросления чело- века повышается. Затем в течение некоторого времени показатели оста- ются неизменными, после чего происходит снижение интеллекта с воз- растом. Разные тесты имеют несколько разные графики. По тем тестам, которые предполагают использование накопленного опыта, показатели испытуемых позже достигают максимума и значительно позже начина- ют снижаться. Способность же решать задачи на выявление связей, не относящихся к прошлому опыту, раньше формируется, но и обнаружи- вает тенденцию к снижению в более раннем возрасте. На рис. 8.15 пред- ставлен график зависимости интеллекта, измеренного при помощи тес- та Равена, от возраста.
Как хорошо видно на графике, среди более интеллектуально развитых испытуемых снижение интеллекта происходит существенно позже и значительно слабее выражено, чем у менее развитых. Если интеллект до- стигает максимальных значений уже в очень молодом возрасте, то ус- пех в интеллектуальной профессиональной деятельности приходит зна- чительно позднее. Для того чтобы обладать сильным мышлением в сфе- ре, например, математики и биологии, нужно не только быть умным че- ловеком, но и овладеть рядом специальных умений. Герберт Саймон, исследуя шахматистов, предложил правило «десятилетней практики»: для достижения международного уровня человек должен заниматься шахма- тами не менее 10 лет. Максимального для себя результата человек дости- гает еще позднее. Исследования выявили аналогичные закономерности и в других профессиональных сферах. Отсюда следует, что наиболее круп-
Мышление в сложных семантически областях и компетентность
ные результаты в профессиональной деятельности люди демонстрируют обычно после 35 лет.
Д. Саймонтон на основании изучения биографии 2026 ученых устано- вил, что выход на уровень высших профессиональных достижений про- исходит в среднем в возрасте от 37-38 (для химиков, математиков и фи- зиков) до 42 лет (для медиков и представителей наук о Земле). Саймон- тон считает, что достижения связаны не столько с возрастом ученого, сколько с продолжительностью его карьеры. Те ученые, научная карьера которых началась не в 20, а в 30 лет, по мнению Саймонтона, придут к своим высшим достижениям не в 40, а в 50 лет и будут продуктивными до более позднего возраста. В шахматах пик успехов достигается несколь- ко раньше, чем в науках, и приходится в среднем на 35-летний возраст. Аналогично практическая мудрость, умение ориентироваться в жизнен- ных ситуациях еще долго развивается после того, как формирование пси- хометрического интеллекта завершилось. Недаром Конституция США разрешает баллотироваться на пост Президента страны людям не моло- же 35 лет.
Возникает вопрос о психологической структуре компетентности и про- цессе ее формирования. Первое, наиболее простое предположение может заключаться в том, что человек в процессе профессионализации накапли- вает знания, которые и позволяют ему более успешно решать возникаю- щие задачи. Однако, как оказывается, дело не только и не столько в зна- ниях. Более того, между объемом знаний и способностью порождать но- вые идеи существует следующая характерная зависимость (рис. 8.16).
Для порождения новых идей оптимальным оказывается средний уро- вень знаний. При меньшем уровне объем материала оказывается недоста- точным, слишком же большой тоже тормозит собственные идеи. Кстати, многократно цитируемый в этой книге Жан Пиаже в одном интервью, от- вечая на вопрос о своей креативности, сказал, что одно из его правил —
при подготовке исследования не чи- тать ничего из области исследова- ния. После того как исследование проведено, необходимо познако- миться с тем, что сделано коллега- ми, соответствующим образом отне- стись к этому и т.д. Но чтение работ до создания собственного замысла убивает оригинальные идеи.
Рис 8.16 Связь знаний и творческой продук- тивности.
Если не больший объем знаний приводит к увеличению способнос- ти профессионала ставить и решать задачи в своей области, то что же? Может быть, возрастают общие ког- нитивные способности, интеллект, память? Во время международного турнира по шахматам в Москве в
Глава 8. Мышление
1925 г. нескольким советским психологам удалось провести психологичес- кие тесты на представителях мировой шахматной элиты. Эти исследова- ния показали, что общие, не относящиеся к шахматам, способности вы- дающихся шахматистов практически не выходят за пределы средних. Уди- вительно высокие результаты они показывают лишь при решении задач, связанных с игрой в шахматы.
За счет чего же профессионалы оказываются способными необычай- но эффективно решать задачи в своей области, если дело здесь не в бо- лее высоком общем интеллекте и не в знаниях? Свой вариант ответа на этот вопрос предложил Саймон. Он попытался исследовать мышление профессионала на модели мышления шахматиста. Саймон воспользовал- ся уже проведенной к тому времени работой голландца А. де Гроота, ко- торый обнаружил, что высококвалифицированные шахматисты (мастера и гроссмейстеры) не очень превосходят менее сильных игроков скорос- тью, глубиной и широтой расчета вариантов, но зато демонстрируют ис- ключительную шахматную память'. Гроот, предъявляя сложные позиции на короткое время (2—10 с), показал, что квалифицированные шахмати- сты правильно воспроизводят положение значительно большего количе- ства фигур на доске (рис. 8.17).
Саймон предположил, что дело здесь не в самих по себе способностях кратковременной памяти шахматистов, а в том, что они обладают большим количеством паттернов, описывающих типичные пешечные и фигурные структуры на шахматной доске. Столкнувшись с новой позицией, хороший шахматист видит не 20—30 разрозненных фигур, а несколько знакомых конфигураций, каждая из которых включает определенное число фигур и пешек. Эти несколько конфигураций не переполняют кратковременную память и могут быть правильно воспроизведены.
Свои рассуждения Саймон подкрепил экспериментами и компьютер- ным моделированием. Дополнив эксперименты Гроота, он показал, что хорошие шахматисты действительно показывают высокие результаты при воспроизведении осмысленных позиций, однако они не отличаются от но- вичков, если фигуры расставлены на доске в случайном порядке.
По оценкам Саймона, мастера при воспроизведении позиций запомина- ют в среднем 7,7 паттернов по 3,8 фигур в каждом. Игрок класса А (примерно 2-й разряд по отечественной классификации) воспроизводит 5,7 паттернов по 2,6 фигур. По мнению Саймона, результаты мастеров могут быть объяс- нены наличием у них в долговременной памяти порядка 50000 типичных пат- тернов позиций фигур на доске. Предполагается, что с каждым паттерном в памяти игрока ассоциируется определенный план действий, что и объясняет успешность мастеров и гроссмейстеров в нахождении хороших ходов.
Свою идею Саймон трактует широко: по его мнению, профессионалы в разных областях — управленцы, ученые, врачи и т.д. — в результате мно-
' Известно, например, что Александр Алехин помнил все партии (несколько тысяч), сыгран- ные им в турнирах. Михаил Таль после окончания тура, где он сам играл партию, диктовал по памяти машинистке тексты всех сыгранных партий.
Мышление в сложных семантически областях и компетентность
Рис 8.17. Успешность воспроизведения позиции на шахматной доске шахматистами различ- ной квалификации.
голетней практики образуют в своей долговременной памяти тысячи схем, позволяющих им структурировать явления в сфере их профессиональной деятельности. Эти схемы не являются знаниями в собственном смысле сло- ва, они не формулируются и не осознаются субъектами. Схемы срабаты- вают очень быстро, за доли секунды, в результате чего профессионал «ви- дит» наиболее существенные аспекты ситуации, быстро в ней ориентиру- ется и запоминает.
Поскольку схемы не являются осознанными, они не могут быть со- общены одним человеком другому, а могут быть лишь выработаны в ре- зультате длительной тренировки. С этим же связана и проблема форму- лировки экспертом своих знаний, с которой столкнулись исследовате- ли искусственного интеллекта, точнее экспертных систем. Оказалось, что специалисты не могут сформулировать те принципы, на основании которых они принимают правильные решения на практике. Например, врачи, обладающие хорошими способностями в диагностике заболева- ний, не могут передать свои навыки компьютеру, поскольку сами не вполне осознают, за счет чего они правильно ставят диагноз. С пози- ции Саймона все это объясняется неосознанными схемами в долговре- менной памяти эксперта.
Формирование набора схем в долговременной памяти после работ Саймона признается важной стороной мышления эксперта, однако не объясняет полностью его возможностей. Профессионалы высокого клас- са, творцы в своей области обладают своей индивидуальностью, собствен- ным методом. Великий философ и ученый Рене Декарт оставил нам очень интересные рассуждения о причинах своих творческих достижений. Де- карт, вполне сознававший масштаб своих открытий, с удивительной скромностью признает, что не обладает феноменальными способностя- ми. Он пишет: «Что касается меня, то я никогда не считал свой ум более совершенным, чем у других, и часто даже желал иметь столь быструю мысль, или столь ясное и отчетливое воображение, или такую обширную и надежную память, как у некоторых других» [Декарт, 1989, с. 251]. Од-
Глава 8. Мышление
нако как же ему, Декарту, удалось сделать в науке больше этих «некото- рых других» с более быстрым умом, ясным воображением и обширной памятью? Декарт продолжает: «Однако не побоюсь сказать, что, по мое- му мнению, я имел счастье с детства ступить на такие пути, которые при- вели меня к соображениям и правилам, позволившим создать метод, с помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенство- вать мои знания...»
«Те, кто мало-помалу открывает истину в науке, схожи с теми, кто, ста- новясь богаче, тратит меньше труда на большие приобретения, чем они ра- нее тратили на гораздо меньшие, когда были бедны. Их можно сравнить с полководцами, силы которых обычно умножаются по мере одерживаемых ими побед...» [Там же, с. 289].
Научная компетентность рассматривается Декартом как аналог денеж- ного капитала. Капитал обладает способностью сам увеличивать себя. Че- ловек, заработав деньги один раз, с гораздо большей легкостью начинает их зарабатывать, опираясь на свой капитал. Подобно этому, решив на- учную проблему, ученый не просто увеличивает свое знание, он разви- вает свой метод, с помощью которого совершаются новые открытия. Ре- шенная задача оказывается средством решения новых задач. Научная компетентность, как и капитал, оказывается некоторой машиной, кото- рая включает не просто схемы, структурирующие материал, но и пред- полагает выработку метода, т.е. определенных способов действия при по- становке и решении научных задач. Метод Декарта, как его формулиро- вал сам его создатель, состоял в том, чтобы не принимать на веру идеи без собственного исследования, начинать с простого и полностью ясно- го для интуиции, держать в голове связь всех положений, в каких-то слу- чаях использовать, а в каких-то — не использовать воображение для по- мощи разуму и т.д. [Там же, с. 77—153]. Однако, по-видимому, осознан- ная часть этого метода отнюдь не исчерпывает его, и никто еще не стал великим ученым, освоив метод Декарта по его книгам.
В то же время каждый значительный ученый в процессе многих лет на- учной работы вырабатывает свой индивидуальный метод, включающий как определенный подход, видение научных проблем в своей области, так и многие другие вещи: как и когда читать, как и когда писать статьи и кни- ги, как работать с учениками и коллегами, как организовать свой быт и т.д. Это относится не только к ученым. Автору этих строк пришлось как-то ус- лышать от экс-чемпиона мира по шахматам М.М. Ботвинника, что тому удалось в течение ряда лет играть в шахматы сильнее всех в мире, потому что он открыл метод — разработку дебюта с прицелом на стратегические идеи миттельшпиля.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление