Ярким примером неизбежной конкуренции целей при решении комплекс- ных задач, которая может приводить к фатальным последствиям, являлось следующее требование к советским летчикам в начале Великой Отече- ственной войны. Прикрывая от нападения с воздуха определенный рай-
Решение комплексных задач
он, они должны были держаться в воздухе как можно дольше, поскольку самолетов катастрофически не хватало. Требование максимальной дли- тельности полета означало, что нельзя было летать на максимальной ско- рости, эксплуатируя двигатель на полную мощность, — быстро выгорало топливо. Но чем меньше скорость самолета, тем легче его сбить. От реше- ния этой задачи о конкурирующих целях — летать дольше и летать быст- рее — зависела жизнь летчика и тех, кого он защищал.
Наиболее адекватным сущности комплексных динамических систем яв- ляется гибкая динамика целей и подцелей, изучаемая в смысловой теории мышления O.K. Тихомирова. Ключевым понятием этой теории является по- нятие динамической смысловой системы (впервые введенное Л.С. Выгот- ским). Оно позволяет описывать важнейшие аспекты мыслительного про- цесса: зарождение и развитие смыслов ситуации в целом и ее разнотипных элементов, смыслов конечной цели, промежуточных целей и подцелей. В соответствии с этой теорией, множественное целеобразование, зарожде- ние и развитие разноуровневых и разнотипных смыслов и целей происхо- дит благодаря выявлению все новых связей и отношений в изучаемой че- ловеком комплексной системе в процессе множественных разнотипных проб, попыток и переобследований [Бабаева, Васильев, Войскунский, Ти- хомиров, 1999; Тихомиров, 1984].
При решении комплексных задач практическое мышление важно не ме- нее, а в ряде отношений и более, чем мышление теоретическое [Теплов, 1985; Акимова, Козлова, Ференс, 1999]. Теоретическое мышление направ- лено на решение чисто умственных, познавательных задач, связанных с раскрытием наиболее общих принципов и законов. Время их решения мало ограничено внешними требованиями. Практическое мышление направле- но не на поиск универсалий, а на решение конкретных практических за- дач. Оно связано с планированием и проектированием в условиях дефи- цита времени; с организацией социальных взаимодействий, необходимых для достижения цели; со способностью видеть детали и уникальные осо- бенности конкретной ситуации, изобретать действия, которые отклоняют- ся от общих абстрактных схем и соответствуют особенностям именно дан- ной ситуации.
В практическом мышлении теоретические обобщения как отражение за- кономерных устойчивых свойств уступают свое место обобщениям друго- го типа — эмпирическим. В них отражается многоаспектность, многока- чественность и динамика изучаемых объектов. Эмпирические, комплекс- ные обобщения позволяют осуществлять синтез уникальных существенных характеристик, присущих разным сторонам объекта и условий деятельно- сти [Завалишина, 1985, с. 201]. Кроме того, практические эмпирические обобщения, в отличие от теоретических, отражают не только свойства ис- следуемого объекта, но и отражают характеристики взаимодействия иссле-
Глава 8. Мышление
дователя с ситуацией, куда включаются условия и средства действия, а так- же некоторые характеристики самого субъекта [Мазилов, 1999]. Это боль- ше соответствует современному фундаментальному общенаучному поло- жению о неустранимом влиянии исследователя на объект изучения, чем представления о возможности и необходимости выделения теоретической сущности объекта в «чистом виде».
В теоретическом мышлении важнейшую роль играет выведение всего разнообразия частных и единичных случаев из теоретически построен- ного центрального ядра, образованного небольшим количеством исход- ных аксиом, постулатов, принципов. Это чрезвычайно эффективный ме- тод познания, но, как оказалось, он имеет ряд принципиальных ограни- чений в отношении исследования сложных систем. Межсистемные вза- имодействия физического, биологического и социального мира находятся на таком уровне развития, который в принципе не позволяет однознач- ным и исчерпывающим образом, на основе выделенной теоретической абстракции сколь угодно высокого уровня, реконструировать историю «населяющих» этот мир реальных конкретных систем, оценивать их ак- туальное состояние и прогнозировать будущее. Здесь возможны лишь ло- кальные и неполные решения.
Разумеется, научные теоретические знания являются очень важным элементом решения целого ряда комплексных практических задач — на- пример, задач разработки новых технологических промышленных систем, военных систем и т.д. Однако эти теоретические знания и методы вклю- чены в решение комплексных задач в качестве одного из средств, но не основной цели деятельности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление