Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое и теоретическое мышление в решении комплексных задач




Конкуренция множественных целей

Ярким примером неизбежной конкуренции целей при решении комплекс-
ных задач, которая может приводить к фатальным последствиям, являлось
следующее требование к советским летчикам в начале Великой Отече-
ственной войны. Прикрывая от нападения с воздуха определенный рай-


Решение комплексных задач

он, они должны были держаться в воздухе как можно дольше, поскольку
самолетов катастрофически не хватало. Требование максимальной дли-
тельности полета означало, что нельзя было летать на максимальной ско-
рости, эксплуатируя двигатель на полную мощность, — быстро выгорало
топливо. Но чем меньше скорость самолета, тем легче его сбить. От реше-
ния этой задачи о конкурирующих целях — летать дольше и летать быст-
рее — зависела жизнь летчика и тех, кого он защищал.

Наиболее адекватным сущности комплексных динамических систем яв-
ляется гибкая динамика целей и подцелей, изучаемая в смысловой теории
мышления O.K. Тихомирова. Ключевым понятием этой теории является по-
нятие динамической смысловой системы (впервые введенное Л.С. Выгот-
ским). Оно позволяет описывать важнейшие аспекты мыслительного про-
цесса: зарождение и развитие смыслов ситуации в целом и ее разнотипных
элементов, смыслов конечной цели, промежуточных целей и подцелей. В
соответствии с этой теорией, множественное целеобразование, зарожде-
ние и развитие разноуровневых и разнотипных смыслов и целей происхо-
дит благодаря выявлению все новых связей и отношений в изучаемой че-
ловеком комплексной системе в процессе множественных разнотипных
проб, попыток и переобследований [Бабаева, Васильев, Войскунский, Ти-
хомиров, 1999; Тихомиров, 1984].

При решении комплексных задач практическое мышление важно не ме-
нее, а в ряде отношений и более, чем мышление теоретическое [Теплов,
1985; Акимова, Козлова, Ференс, 1999]. Теоретическое мышление направ-
лено на решение чисто умственных, познавательных задач, связанных с
раскрытием наиболее общих принципов и законов. Время их решения мало
ограничено внешними требованиями. Практическое мышление направле-
но не на поиск универсалий, а на решение конкретных практических за-
дач. Оно связано с планированием и проектированием в условиях дефи-
цита времени; с организацией социальных взаимодействий, необходимых
для достижения цели; со способностью видеть детали и уникальные осо-
бенности конкретной ситуации, изобретать действия, которые отклоняют-
ся от общих абстрактных схем и соответствуют особенностям именно дан-
ной ситуации.

В практическом мышлении теоретические обобщения как отражение за-
кономерных устойчивых свойств уступают свое место обобщениям друго-
го типа — эмпирическим. В них отражается многоаспектность, многока-
чественность и динамика изучаемых объектов. Эмпирические, комплекс-
ные обобщения позволяют осуществлять синтез уникальных существенных
характеристик, присущих разным сторонам объекта и условий деятельно-
сти [Завалишина, 1985, с. 201]. Кроме того, практические эмпирические
обобщения, в отличие от теоретических, отражают не только свойства ис-
следуемого объекта, но и отражают характеристики взаимодействия иссле-


Глава 8. Мышление

дователя с ситуацией, куда включаются условия и средства действия, а так-
же некоторые характеристики самого субъекта [Мазилов, 1999]. Это боль-
ше соответствует современному фундаментальному общенаучному поло-
жению о неустранимом влиянии исследователя на объект изучения, чем
представления о возможности и необходимости выделения теоретической
сущности объекта в «чистом виде».

В теоретическом мышлении важнейшую роль играет выведение всего
разнообразия частных и единичных случаев из теоретически построен-
ного центрального ядра, образованного небольшим количеством исход-
ных аксиом, постулатов, принципов. Это чрезвычайно эффективный ме-
тод познания, но, как оказалось, он имеет ряд принципиальных ограни-
чений в отношении исследования сложных систем. Межсистемные вза-
имодействия физического, биологического и социального мира находятся
на таком уровне развития, который в принципе не позволяет однознач-
ным и исчерпывающим образом, на основе выделенной теоретической
абстракции сколь угодно высокого уровня, реконструировать историю
«населяющих» этот мир реальных конкретных систем, оценивать их ак-
туальное состояние и прогнозировать будущее. Здесь возможны лишь ло-
кальные и неполные решения.

Разумеется, научные теоретические знания являются очень важным
элементом решения целого ряда комплексных практических задач — на-
пример, задач разработки новых технологических промышленных систем,
военных систем и т.д. Однако эти теоретические знания и методы вклю-
чены в решение комплексных задач в качестве одного из средств, но не
основной цели деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.