Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этологическая теория интеллекта




Генетический подход

Экспериментально-психологические теории интеллекта

ных, обученных субъектов) и новичков (малоосведомленных, неопытных,
начинающих). Например, эксперты-физики (специалисты) сначала стро-
ят физическую репрезентацию проблемы и только потом начинают ее ре-
шать, тогда как новички (студенты) более быстро и непосредственно пе-
реходят к процессу решения. Далее, репрезентации экспертов-физиков
строятся вокруг фундаментальных принципов, которые характеризуют
наиболее обобщенное, а также «подразумеваемое» знание (последнее вы-
ступает в виде сложных интуитивных представлений, далеко не всегда чет-
ко вербализованных), тогда как репрезентации новичков— вокруг доми-
нантных объектов, которые представлены в соответствующей физической
ситуации в явном, очевидном виде. Кроме того, знания экспертов вклю-
чают знания о возможности применения того, что они знают. Наконец,
они успешно извлекают из собственных знаний необходимые для плани-
рования своих дальнейших действий сведения [Glaser, 1984].

Итак, несмотря на принципиальные различия исходных позиций (в геш-
тальтпсихологии, как известно, отрицалась роль прошлого опыта в возник-
новении инсайта, в то время как при исследовании базы знаний, напротив,
опытность и обученность рассматривались в качестве условия интеллекту-
альной эффективности), на первый план в понимании природы интеллек-
та были выведены содержательные аспекты познавательного отражения:
либо в виде предметного содержания образов восприятия, либо в виде по-
нятийного содержания долговременной семантической памяти.

Отправной точкой в исследовании интеллекта, по У. Чарлсворту [Charles-
worth, 1976], должно стать изучение поведения человека в естественной сре-
де. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к
требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции.
Для понимания адаптационных функций интеллекта целесообразно раз-
граничить понятие интеллект, включающее наличные знания и когнитив-
ные операции, и понятие интеллектуальное поведение, включающее сред-
ства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям и про-
цессы, которые организуют и контролируют поведение.

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел Чарлсворта к
заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которые
мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной
системы.

Этологический подход с его ориентацией на изучение интеллектуаль-
ной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения
вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную те-
орию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и науч-
ного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую


Глава 9. Интеллект

и практическую направленность и, с другой — мотивирован потребностя-
ми и желаниями. Таким образом, здравый смысл ситуационно-специфи-
чен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясня-
ется его ключевая роль в организации адаптационных процессов [Charles-
worth, 1976].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.