Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессуально-деятельностный подход




Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса

Существенные изменения в развитии представлений о природе интеллек-
та внесли отечественные экспериментально-психологические исследова-
ния, выполненные в русле трактовки психического явления как процесса.
Была сформулирована идея, что механизмы любой психической деятель-
ности (в том числе интеллектуальной) складываются не до начала деятель-
ности, а именно в процессе самой деятельности.

Основы этих теоретических представлений были заложены в работах
С.Л. Рубинштейна, который в рамках формулы «внешние влияния всегда
преломляются через внутренние условия» отмечал, что умственные (интел-
лектуальные) способности — это, с одной стороны, результат обучения, а
с другой, предпосылка обучения.

Соответственно решение вопроса о составе и структуре умственных спо-


Глава 9. Интеллект

собностей было продиктовано представлением о роли мыслительного процес-
са как внутреннего условия интеллектуальной деятельности. По Рубинштей-
ну, ядром или общим, главным компонентом любой умственной способнос-
ти является свойственное данному человеку качество процессов анализа, син-
теза и обобщения (генерализации). Таким образом, интеллект складывается
по мере того, как формируются, совершенствуются и закрепляются основ-
ные мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение. Другим, произ-
водным компонентом способностей является более или менее слаженная и
отработанная совокупность операций (умственных действий, с помощью ко-
торых может осуществляться соответствующая деятельность).

Отсюда естественно следует вывод: «...нельзя определять умственные
способности, интеллект человека по одному лишь результату его деятель-
ности, не вскрывая процесса мышления, который к нему приводит. В по-
пытке так подойти к определению интеллекта, т.е. умственных способно-
стей людей, и заключается коренной дефект обычных тестовых определе-
ний интеллекта» [Рубинштейн, 1973, с. 231]. Весьма примечательно, что Ру-
бинштейн вводит понятие мышление-способность, противопоставляя пос-
леднее мышлению-навыку и подчеркивая тем самым, что к объяснению ме-
ханизмов интеллекта нужно идти через изучение внутренних закономер-
ностей операционально-процессуальной динамики мышления. Впослед-
ствии эта идея нашла развернутую экспериментальную реализацию в ра-
ботах А.В. Брушлинского [Брушлинский, 1996].

Близкие по общему смыслу идеи, связанные с анализом процессуаль-
но-динамической основы интеллектуальной деятельности в детском воз-
расте, представлены в работах А.А. Венгера. Так, согласно Венгеру, еди-
ницей интеллектуальной деятельности является познавательное ориенти-
ровочное действие. Следовательно, референтным показателем (критери-
ем) наличного уровня интеллектуального развития ребенка-дошкольника
следует считать степень овладения им основными видами перцептивных
(идентификация с эталоном, перцептивное моделирование), мнемических
(сфорированность схематизированных представлений) и мыслительных
(выделение существенных признаков объектов) действий [Венгер, 1978].
При этом особо подчеркивается, что от «срезовых» показателей налично-
го уровня умственного развития в принципе нельзя переходить к опреде-
лению уровня «интеллектуального потенциала» ребенка, поскольку его ре-
альные интеллектуальные возможности могут проявиться только в ходе
последующего обучения и воспитания [Венгер, 1978].

Исследование личностных факторов интеллекта в рамках теории деятельности

Свой вариант объяснения механизмов интеллектуальной активности в рус-
ле теории деятельности был предложен O.K. Тихомировым и его сотруд-
никами. В качестве таких механизмов рассматриваются личностные фак-
торы: операциональные смыслы, эмоции, мотивы, целеобразование.

Анализ особенностей решения шахматных задач позволил продемонстри-
ровать тот факт, что в результате исследовательских действий испытуемого


Экспериментально-психологические теории интеллекта

один и тот же элемент проблемной ситуации выступает для него по-разному
на разных этапах процесса решения. Такая специфическая, сугубо индиви-
дуальная форма отражения субъектом разных аспектов ситуации была названа
операциональным смыслом объекта. Сопоставление осязательной активности
и речевого рассуждения слепых шахматистов доказало существование невср-
бализованных и вербализованных смыслов, взаимодействие и развитие кото-
рых и определяет направление поиска решения [Тихомиров, 1969].

Далее, было показано, что при решении сложных шахматных задач со-
стояние эмоциональной активации, как правило, предшествует моменту
обнаружения критического хода, опережая словесное формулирование
принципа решения задачи. Иными словами, рост эмоционального возбуж-
дения — это эмоциональное предвосхищение принципиального решения
задачи, названное Тихомировым чувством близости решения. Выяснилось,
что, возникая до принятия решения, эмоциональная активация способ-
ствует фиксации зоны поиска, сужению ее объема, изменению характера
поисковых действий, т.е. эмоции принимают самое непосредственное уча-
стие в регуляции интеллектуальной деятельности [Тихомиров, 1969|.

Роль мотивации была продемонстрирована в эксперименте с варьиро-
ванием мотивационного плана процесса решения комбинаторных и твор-
ческих задач: одна группа испытуемых просто решала задачи по инструк-
ции экспериментатора, другой объявлялось, что испытуемые являются
участниками соревнования на выявление «лучшего решателя», в третьей
организовывалась ситуация «исследования умственной одаренности» ис-
пытуемых. Факты свидетельствовали, что по мере роста личностно значи-
мой мотивации растут показатели продуктивности и оригинальности от-
ветов [Тихомиров, 1976].

Исследование целеобразования (порождения новых целей в индивиду-
альной или совместной деятельности) позволило описать целый ряд осо-
бенностей этого явления: превращение мотивов в мотивы-цели при их
осознании, превращение побочных результатов действия в цель, выделе-
ние промежуточных целей при наличии препятствий в деятельности, со-
отношение общих и конкретных целей и т.д. [Тихомиров, 1984].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.