Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментально-психологические теории интеллекта




Векслера (г = —0,92 и г = —0,41 соответственно), а также с показателем
по тесту Равена (г= —0,72) [Eysenk, 1982].

Не исключено, что теория ментальной скорости хорошо объясняет ту
частную форму интеллектуальной активности, которая задействована в
решении стандартных интеллектуальных тестов и определяется сформи-
рованностью определенных умственных действий. Однако вопрос о ско-
рости переработки информации и ее отношении к механизмам работы
естественного человеческого интеллекта до сих пор является дикусси-
онным.

Элементарные информационные процессы
как основа индивидуальных интеллектуальных различий

Общим для теоретических воззрений Э. Ханта и Р. Стернберга является
критическое отношение к традиционным тестовым теориям интеллекта.
Так, утверждается, что интеллектуальные возможности человека не могут
быть описаны единственным показателем в виде IQ (подобно росту или
весу) и что IQ как сумма оценок на некотором множестве тестов скорее
суть статистическая условность, чем показатель индивидуального интел-
лекта. В качестве основного проводится положение о том, что альтерна-
тивой психометрическому подходу должно стать изучение элементарных
информационных процессов (микрооперациональных когнитивных актов,
связанных с оперативной переработкой текущей информации и лежащих
в основе решения задач). Исследовательские усилия, таким образом, со-
средотачиваются на изучении тех когнитивных процессов, которые обус-
ловливают и позволяют объяснить индивидуальные различия в успешно-
сти выполнения традиционных интеллектуальных тестов.

Интерес к механизмам преобразования информации, стоящим за конеч-
ным результатом интеллектуальной деятельности, в значительной мере
сложился под влиянием так называемой компьютерной метафоры — пред-
ставления о возможности анализа процессов работы человеческого интел-
лекта по аналогии с процессами в компьютере.

Прием, разработанный Э. Хантом для изучения механизмов интеллек-
та, был назван им когнитивным корреляционным методом. Суть его заклю-
чается в том, что показатели отдельных элементарных когнитивных про-
цессов (например, скорости переработки лексической информации) соот-
носятся на уровне корреляционного анализа с показателем психометриче-
ского теста в виде IQ, с тем чтобы можно было определить, как эффектив-
ность этого базового информационного процесса сказывается на индиви-
дуальных различиях в исполнении определенного вербального теста.

Так, в одном из экспериментов Ханта испытуемым предъявлялись пары
букв (Ana; А и А; а и а). Быстрота установления одинаковости названий букв
при их физическом несходстве и а) интерпретировались как скорость пе-
реработки лексической информации. Показатели этого элементарного ин-
формационного процесса, как правило, были выше у испытуемых с высо-
ким уровнем вербальных способностей [Hunt, Lunneborg, Levis, 1975].


Глава 9. Интеллект

Впоследствии Хант продемонстрировал индивидуальные различия в
способах кодирования информации, которые также оказались связанны-
ми с успешностью выполнения психометрических тестов. Испытуемым
предъявлялась фраза типа «плюс выше звездочки» и картинка + (либо +) с
требованием оценить, соответствует ли смысл фразы заданному на картин-
ке соотношению элементов. Выяснилось, что в данных условиях обнару-
живают себя две формы репрезентации этой простейшей проблемной си-
туации: одни испытуемые сначала мысленно описывали картинку с по-
мощью соответствующего лингвистического суждения и затем соотноси-
ли его с заданной фразой («вербализаторы»), другие — мысленно создава-
ли образ заданной фразы и сравнивали его с картинкой («визуализаторы»).
Факты свидетельствовали, что вербализаторы имеют более высокие оцен-
ки на вербальных тестах, визуализаторы, напротив, — на пространствен-
ных тестах [Hunt, 1983].

Р. Стернберг проводил свои экспериментальные исследования в рам-
ках когнитивного компонентного метода, ориентированного на анализ не-
посредственно самого процесса выполнения определенного интеллекту-
ального теста (например, теста вербальных аналогий, включающего зада-
ния типа «Вашингтон относится к цифре 1, как Линкольн — к цифрам: 5;
10; 15; 20» с требованием выбрать правильный вариант ответа). Задача зак-
лючалась в том, чтобы определить, какие выделенные элементарные ин-
формационные процессы и в какой мере оказывают влияние на индиви-
дуальную успешность исполнения соответствующего вербального теста.

По данным Стернберга, процесс поиска правильного ответа в тесте
аналогий включает пять более элементарных информационных процес-
сов: декодирование (перевод стимула во внутреннюю ментальную репре-
зентацию в виде развертывания значения основных слов); умозаключение
(нахождение возможной связи между первым и вторым элементами пер-
вой половины аналогии); сравнение (нахождение правила, связывающе-
го две половины аналогии); проверка (уточнение правильности обнару-
женных связей применительно ко второй половине аналогии); построе-
ние ответа
(правильный ответ «5», так как если президент Вашингтон
изображен на банкноте в 1 доллар, то президент Линкольн — на банкно-
те в 5 долларов).

Это исследование позволило Стернбергу установить два интересных
факта. Во-первых, время, затрачиваемое испытуемыми на процесс ре-
шения, распределялось следующим образом: 54% — декодирование,
12% — умозаключение, 10% — сравнение, 7% — проверка и 17% — от-
вет. Таким образом, фаза построения ментальной репрезентации, судя
по объему затраченного времени, играет особую роль в организации
процесса поиска решения. Во-вторых, испытуемые, имевшие более вы-
сокие оценки по тестам интеллекта, были более быстрыми на последних
четырех фазах, но более медленными на фазе декодирования информа-
ции [Sternberg, 1986].


Экспериментально-психологические теории интеллекта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.