Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментально-психологические теории интеллекта. Интеллект как ментальное самоуправление




Интеллект как ментальное самоуправление

По мнению Р. Стернберга, проблема интеллекта должна решаться в кон-
тексте более широкой проблемы, а именно: как субъект управляет собой.
Соответственно следует искать ответ одновременно на три вопроса: како-
во отношение интеллекта к внутреннему миру; каково отношение интел-
лекта к внешнему миру; каково отношение интеллекта к опыту человека.
Эти вопросы и легли в основу триархическои теории интеллекта, в рамках
которой интеллект определялся как форма ментального самоуправления
и которая включала три (в соответствии с тремя вышесформулированны-
ми вопросами) взаимосвязанные субтеории: компонентов, контекста и
опыта [Sternberg, 1985; 1986; 1988].

Субтеория компонентов рассматривает внутреннюю деятельность мен-
тального самоуправления как некоторую систему элементарных информа-
ционных процессов (Стернберг назвал их компонентами), отвечающих за


текущую переработку информации в ходе ее получения, преобразования,
хранения и использования. К числу таких компонентов относятся: мета-
компоненты — процессы регуляции интеллектуальной деятельности, пред-
полагающие планирование, прослеживание хода решения, сознатель-
ное распределение внимания, организацию обратной связи и т.д.; компо-
ненты исполнения — процессы преобразования информации и процессы
формирования ответной реакции (связывание, дополнение, сравнение,
селекция, группирование и т.д.); компоненты усвоения и использования
знаний (пути приобретения знаний, начиная с подражания и заканчивая
инсайтом, их дифференциация в условиях хранения, оперативность при-
менения в нужный момент и т.д.).

Субтеория контекста позволяет проанализировать внешние проявления
ментального самоуправления, которые характеризуют функции интеллекта
в его отношении к естественной среде: адаптацию к существующему ок-
ружению; выстраивание избирательного отношения к происходящему;
структурирование (придание формы) окружению с тем, чтобы иметь воз-
можность его изменять. Учет внешнего контекста, в котором проявляет
себя интеллект, позволяет говорить о роли социокультурных стандартов в
оценке интеллектуального поведения, вневербальной культурной инфор-
мации как основы социального и практического интеллекта и т.п.

Субтеория опыта описывает возможности интеллекта на шкале новиз-
на—стереотипность. В частности, выделяются два вида способностей
субъекта: способность справляться с новой ситуацией и способность дей-
ствовать быстро, без усилий на основе автоматизированных когнитивных
навыков в стандартных, повторяющихся ситуациях.

Стернберг подчеркивал, что понятие ментального самоуправления акцен-
тирует внимание на возможности различных альтернативных способов
организации интеллектуальной активности человека и относится не
столько к интеллекту как таковому, сколько к тому, как люди используют
свой интеллект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.