Психологическая характеристика основных когнитивных стилей
В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Прежде всего остановимся на описании тех когнитивных стилей, которые составляют ос- нову феноменологии стилевого подхода в рамках описанных выше теоре- тических направлений. Более детальное представление об этих когнитивных стилях и методиках их диагностики можно получить из работ: [Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959; Clauss, 1978; Холодная, 1990].
Впервые этот стилевой параметр был описан Г. Уиткиным в связи с изу- чением эффекта «фигура-фон» в тестах пространственной ориентации и эффекта «часть—целое» в перцептивных тестах. Тенденция контролировать влияние зрительного поля за счет опоры на внутренний опыт и легко вы- делять часть из сложной фигуры получила название поленезависимости (ПНЗ), а тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении частей целого — полезависимости (ПЗ).
Методика «Стержень — рамка» [Witkin et al., 1974]. Испытуемый, помещен- ный в темную комнату, видит перед собой светящуюся рамку и находящий- ся в ней светящийся стержень. Экспериментатор сидит в другой комнате и по определенной программе изменяет положение рамки и стержня. Ис- пытуемый должен привести стержень в вертикальное положение. Испы- туемые, полагавшиеся на зрительные впечатления (положение рамки), ме- нее точно устанавливали стержень в вертикальное положение (ПЗ стиль). Испытуемые, которые ориентировались на проприоцептивные ощущения (положение своего тела), более точно выполняли задание (ПНЗ стиль). По- казатель: величина отклонений стержня от истинной вертикали при при- ведении его в вертикальное положение на протяжении серии замеров.
Методика «Регулирование положения тела» [там же]. Испытуемый сидит в кресле в маленькой освещенной комнате. В трех сериях экспериментов сте- ны комнаты и кресло наклонены в одну сторону, в трех других — в проти- воположные стороны. Испытуемый должен привести кресло в вертикаль- ное положение (т.е. поставить его перпендикулярно поверхности земли).
Глава 10. Когнитивные стили
Одни испытуемые при выполнении этого задания полагались на ощущение собственного тела, и тогда их действия были более точными (ПНЗ стиль). Другие — на образ наклоненных стен комнаты, и тогда они хуже справля- лись с регулированием положения кресла (ПЗ стиль). Показатель: величи- на ошибки в степени отклонения кресла от истинной вертикали.
Методика «Включенные фигуры», существующая в разных модификациях [там же]. Испытуемый должен найти простую фигуру внутри сложной геометричес- кой фигуры (при этом он не имеет возможности видеть простую и сложную фи- гуры вместе). Быстрое и правильное обнаружение простой фигуры в сложной характеризует ПНЗ стиль, медленное и ошибочное — ПЗ стиль.
Индивидуальный вариант методики «Включенные фигуры», построенный на основе аналогичного теста Готтшальда (1926), включает 24 сложные фигу- ры, к каждой из которых предъявляется одна из 8 простых фигур. Показатель: средняя величина времени обнаружения простой фигуры в сложной.
Групповой вариант методики «Включенные фигуры» состоит из одной тренировочной (на нее отводится 2 мин) и двух основных серий (на каж- дую из которых отводится по 5 мин). Испытуемый должен найти в слож- ной фигуре простую и выделить ее с помощью карандаша. Показатель: ко- личество правильных ответов в двух основных сериях.
Разновидностью методики «Включенные фигуры» является групповой вариант методики «АКТ-70» (К.И. Эттрих) (цит. по: [Шкуратова, 1994]).
Уиткин определял ПЗ—ПНЗ как «структурирующую способность в вос- приятии». Последующие исследования показали, что данная способность со- относится с рядом показателей интеллектуальной деятельности, таких как: «гибкость завершения гештальта» по Терстоуну (задания отыскать простую деталь в ряду сложных геометрических фигур; обнаружить знакомые пред- меты, которые включены в сложную сцену, например, «спрятаны» среди де- ревьев); «адаптивная гибкость» по Гилфорду (задачи на сообразительность, при решении которых испытуемый должен обнаружить противоречие в про- блемной ситуации, или изменить заданное расположение спичек с целью по- лучения определенной геометрической фигуры), успешность выполнения пространственных субтестов шкалы Векслера («Кубики» и «Сложение фи- гур»), успешность решении задач Дункера (способность преодолевать «фун- кциональную фиксированность») и Лачинса (способность переходить от ста- рых способов решения задач к новым при изменении условий деятельнос- ти). Смысл этих связей, по мнению Уиткина, достаточно ясен: все указан- ные психологические измерения (включая ПЗ-ПНЗ) в той или иной мере характеризуют способность преодолевать сложноорганизованиый контекст [Witkin, Dyk, Faterson, Goodenough, Karp, 1974].
Однако со временем выяснилось, что показатели ПЗ-ПНЗ имеют отно- шение к более широкому спектру проявлений интеллектуальной активно- сти. Наибольший интерес представляет связь этого стилевого параметра с характеристиками обучения. По данным Г. Уиткина и его коллег, незави- симые от поля люди включаются в процесс обучения скорее как его актив- ные участники, нежели как зрители. Поэтому, например, в эффективнос-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление