Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики диагностики узости - широты диапазона эквивалентности




Читайте также:
  1. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  2. А. Методики исследования личности
  3. А. Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях
  4. Адаптированный текст методики 16-ФЛО-105-С 1 страница
  5. Адаптированный текст методики 16-ФЛО-105-С 2 страница
  6. Алгоритм диагностики, порядок обследования и направления на госпитализацию больных саркоидозом зависит от этапа обследования, преобладания поражения органов и систем.
  7. Алгоритм ранней диагностики анкилозирующего спондилита.
  8. Альтернативные методики оценки финансового состояния кредитной организации
  9. Апробация различных способов выявления структуры годичных колец, освоение методики подготовки образцов древесины
  10. Б. Методики исследования мышления
  11. Бланк ответов для методики
  12. В. Методики исследования памяти

Узкий - широкий диапазон эквивалентности

Данный когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия в
склонности использовать либо много, либо мало категорий при восприятии
происходящего (т.е. демонстрировать строгие детализированные либо, па-


Глава 10. Когнитивные стили

против, более обобщенные критерии в оценке объектов) [Gardner, Holzman,
Klein, Upton, Spence, 1959; Gardner, Long, 1962 и др.]. В работах отечествен-
ных авторов этот стилевой параметр интерпретируется как «аналитичность»
(склонность выявлять различия в ряду объектов) и «синтетичность» (склон-
ность выявлять сходство в ряду объектов) [Колга, 1976; Шкуратова, 1994].

Методика «Свободная сортировка объектов» состоит в следующем [Gardner et
al., 1959]. Испытуемому предлагается разложить 75 предметов на группы
наиболее удобным, логичным и естественным, с его точки зрения, спосо-
бом. Подчеркивается, что задание не имеет единственно правильного ре-
шения и что каждый выделяет группы по-своему.

Показатели: количество выделенных групп; количество объектов в наиболь-
шей по объему группе; количество групп, состоящих из одного объекта. Чем
больше выделенных групп, тем уже диапазон эквивалентности (соответствен-
но, выше понятийная дифференциация). Крайним проявлением узости диа-
пазона эквивалентности считается компартментализация — склонность выде-
лять чрезмерно большое количество групп, состоящих из одного объекта.

Широко известна модификация методики «Свободная сортировка
объектов», предложенная В. Колгой. В качестве стимульного материала в
данном случае выступают написанные на отдельных карточках 35 слов, ха-
рактеризующих разные аспекты категории «время» [Колга, 1976].

В работах Гарднера и его соавторов отмечается, что узкий диапазон эк-
вивалентности соотносится со следующими особенностями интеллектуаль-
ной деятельности: близостью свободных ассоциаций к слову-стимулу; бук-
вальностью воспроизведения и меньшей оригинальностью в рассказах по
ТАТ; тенденцией приближать свои оценки к некоторой средней величи-
не; предпочтением простых, симметричных фигур в тесте Баррона-Уэлша,
а также склонностью предлагать более однообразные ответы при выпол-
нении теста «Способы использования предмета» Гилфорда [Gardner et al.,
1959; Gardner, Schoen, 1970].

По данным В. Колги, у школьников узкий диапазон эквивалентности
(«аналитичность») соотносится с более низкими показателями непроиз-
вольного и произвольного запоминания, познавательной ригидностью (вы-
сокими показателями интерференции по методике Струпа), низким тем-
пом обучаемости и низкой учебной успеваемостью [Колга, 1976]. По мне-
нию этого автора, «синтетичность» благоприятствует проявлению любо-
знательности, способности оперировать более обобщенными понятийны-
ми структурами, тогда как «аналитичность» — точности. Следовательно,
аналитичность может быть истолкована как результат использования же-
стких субъективных критериев или оценочных шкал с малой ценой деле-
ния, а синтетичность — напротив, как результат применения мягких кри-
териев или слабо дифференцированных оценочных шкал.



Лица с широким диапазоном эквивалентности («синтетики») в тесте


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Роршаха дают больше ответов в связи с различными аспектами человече-
ской жизни, больше выделяют целостных человеческих фигур, у них боль-
ше ответов типа «человеческие движения» [Gardner et al., 1959]. При опи-
сании картинок ТАТ у «синтетиков» преобладает обращенность в прошлое,
т.е. ориентация на поиск причин происходящего [Яничев, 1986].





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  2. А. Методики исследования личности
  3. А. Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях
  4. Адаптированный текст методики 16-ФЛО-105-С 1 страница
  5. Адаптированный текст методики 16-ФЛО-105-С 2 страница
  6. Алгоритм диагностики, порядок обследования и направления на госпитализацию больных саркоидозом зависит от этапа обследования, преобладания поражения органов и систем.
  7. Алгоритм ранней диагностики анкилозирующего спондилита.
  8. Альтернативные методики оценки финансового состояния кредитной организации
  9. Апробация различных способов выявления структуры годичных колец, освоение методики подготовки образцов древесины
  10. Б. Методики исследования мышления
  11. Бланк ответов для методики
  12. В. Методики исследования памяти




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.221.93.187
Генерация страницы за: 0.015 сек.