Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ригидный - гибкий познавательный контроль




Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности при
смене способов деятельности. Ригидный контроль свидетельствует о невоз-
можности быстрого переключения с одной познавательной функции на дру-
гую в ситуации когнитивного конфликта в силу низкой степени их автомати-
зации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого переключения в
силу высокой степени их автоматизации [Gardner etal., 1959; Broverman, I960].

Методики диагностики ригидного-гибкого познавательного контроля

Методика словесно-цветовой интерференции [Stroop, 1935]. В методике Стру-
па испытуемому последовательно предъявляются три карты. На первой —
сто слов, обозначающих названия четырех основных цветов (инструкция:
как можно быстрее прочитать слова). На второй — сто разноцветных звез-
дочек тех же основных четырех цветов (инструкция: как можно быстрее
назвать цвет звездочек). На третьей — сто слов, обозначающих названия
тех же цветов, причем название цвета не соответствует цвету чернил, ко-
торыми написано данное слово. Например, слово «красный» написано
желтыми чернилами, слово «синий» — зелеными и т.д. (инструкция: как
можно быстрее назвать цвет, которым написано каждое слово).

Показатель ригидности—гибкости: разница во времени выполнения зада-
ния по третьей карте (цветные слова) и второй карте (цвет) в виде Тг— Т2.
Чем больше эта разница, тем более выражен эффект интерференции и,
следовательно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познава-
тельного контроля.

Как можно видеть, интерференция в данном случае является результа-
том конфликта вербальных и сенсорно-перцептивных функций: испытуе-
мый должен игнорировать (подавлять) влияние значения слова и назвать
цвет, который он видит. Низкая интерференция говорит о способности
тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради вос-
приятия цвета, высокая — о большей «силе» вербальных и «слабости» сен-
сорно-перцептивных функций при их конфликте.

Методика Струпа позволяет получить дополнительный показатель «вер-
бальности», предложенный Д. Броверманом. Он определяется как соотно-
шение времени выполнения задания по второй (цвет) и первой (слова) кар-
там в виде Тгх. Высокие значения этого показателя свидетельствуют о
преобладании словесного способа переработки информации, низкие —
сенсорно-перцептивного [Broverman, 1960]. Показатель интерференции
Броверман интерпретирует как меру автоматизации познавательных фун-
кций (степень их независимого функционирования).


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Методика свободных ассоциаций [Gardner et al., 1959]. В течении 3 мин.
испытуемый называет любые слова, связанные, по его мнению, со словом-
стимулом (например, «дом»). Ответы классифицируются в 7 категорий в
зависимости от величины дистанции каждого названного слова по отно-
шению к слову-стимулу: I — непосредственное описание дома; II — внут-
реннее строение дома; III — то, что находится в доме; IV — окружающий
дом ландшафт; V — отдаленные по смыслу, но связанные с понятием «дом»
ответы; VI — игра словами; VII — все, что не относится к дому.

Показатели ригидности—гибкости: длина дистанции свободных словес-
ных ассоциаций; общее количество ответов в протоколе (чем больше эти
показатели, тем более гибкий познавательный контроль присущ данному
испытуемому).

В обзоре А. Дженсена и У. Ровера отмечается, что испытуемые с низ-
кой интерференцией демонстрируют большую скорость в теппинг-тесте,
лучше выполняют простые арифметические операции в условиях помех,
отличаются более высокими успехами в учебе и поленезависимостью. По-
казатель интерференции 3— Т2) дает близкие к нулю связи с оценками
по тесту Равена [Jensen, Rohwer, 1966]. Сведения о связях этого показате-
ля с другими характеристиками интеллекта практически отсутствуют.

При обследовании учащихся 6-х классов выяснилось, что полюс ригид-
ности соотносится с низкими показателями продуктивности непроизволь-
ного и произвольного запоминания, а также с более низкой учебной успе-
ваемостью [Колга, 1976]. В условиях модификации методики Струпа (на-
звания цветов заменялись словами, связанными с положительным, отри-
цательным либо нейтральным состояниями) слова с положительным и от-
рицательным эмоциональным содержанием вызывали значимо больший
эффект интерференции [Riemann, McNally, 1995].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.