Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импульсивность - рефлективность




Сглаживание - заострение

2*7


Глава 10. Когнитивные стили

Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном стиле,
имеют отношение к особенностях хранения в памяти запомнившегося ма-
териала. У «сглаживателей» сохранение материала сопровождается его упро-
щением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив,
в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфи-
ческих деталей и черт запоминаемого материала [Holzman, Gardner, 1960].

Методики диагностики заострения — сглаживания

В качестве основной методической процедуры используется методика
«Оценка последовательности квадратов».
Испытуемый должен высказать суж-
дение о 150 квадратах, постепенно увеличивающихся в размерах. В каче-
стве образцов показываются самый маленький (со стороной 1 см) и самый
большой (со стороной 18 см) квадраты. Затем последовательно предъяв-
ляется вся основная серия квадратов. Испытуемый должен оценить их ве-
личину.

Показатель заострения—сглаживания: количество ошибок. Полюс за-
острения соотносится с незначительным количеством ошибок, полюс сгла-
живания — с большим количеством ошибок.

Отмечается, что для «сглаживателей» характерны такие личностные чер-
ты, как пассивность, консерватизм, отсутствие чувства соперничества.

Данный когнитивный стиль (склонность принимать решения быстро либо
медленно) наиболее ярко проявляет себя в условиях неопределенности,
когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества
альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро принимать ре-
шения, при этом гипотезы выдвигаются без достаточной их проверки и без
учета всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых харак-
терен замедленный темп принятия решений, при этом гипотезы много-
кратно уточняются на основе тщательного предварительного изучения
свойств альтернативных объектов.

Методики диагностики импульсивности - рефлективности

Методика «Сравнение похожих рисунков» [Kagan, 1966]. Испытуемому предъяв-
ляются 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из кото-
рых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон),
а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого
же предмета, среди которых только одно полностью соответствует фигу-
ре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью
идентичное рисунку-эталону.


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Показатели импульсивности—рефлективности: время первого ответа
независимо от того, правильный либо неправильный ответ дал испытуе-
мый (в виде суммы времени принятия решений по 12 предъявлениям); об-
щее количество ошибок. Рефлективные индивидуумы находятся выше ме-
дианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как
импульсивные индивидуумы — ниже медианы времени ответа и выше ме-
дианы количества ошибок. В среднем примерно 2/3 выборки приходится
на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 — на две особые кате-
гории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медлен-
ных/неточных». Во всех исследованиях с использованием этого теста со-
общается о значимой отрицательной корреляции между показателями вре-
мени первого ответа и количества ошибок.

Обычно в интерпретации импульсивности—рефлективности на первый
план выходят индивидуальные различия в когнитивном темпе. Однако в
последнее время все чаще высказывается мнение, что именно компонент
«ошибки» является критическим в осмыслении природы этого когнитив-
ного стиля.

Судя по характеру глазодвигательной активности, рефлективные ис-
пытуемые тратят больше времени на принятие решения за счет более
тщательного разглядывания фигур, фиксируя взгляд на одинаковых при-
знаках фигур и сравнивая их между собой [Messer, 1976]. Это означает,
что рефлективные испытуемые не только тратят больше времени, оцени-
вая свои гипотезы, но также собирают больше информации до момента
своего ответа.

В целом для полюса рефлективности характерны следующие особенности
интеллектуальной деятельности (соответственно, противоположные особен-
ности характеризуют полюс импульсивности): использование более продук-
тивных стратегий решения задач; более высокий уровень метапамяти в виде
интроспективного знания об особенностях собственных стратегий запомина-
ния; поленезависимость; высокие показатели учебной успеваемости, отсут-
ствие трудностей в чтении, большая зрелость речи, большая выраженность
вербального контроля за своим поведением (см.: [Холодная, 1990]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.