По вопросу о характере взаимосвязи когнитивных стилей сложились две противоположные позиции. Согласно первой, разные когнитивные стили представляют собой самостоятельные измерения, поэтому какие-либо устойчивые связи между ними отсутствуют. Согласно второй, можно го- ворить о некотором едином основании, которое обусловливает конкрет- ные стилевые проявления.
Сторонники «множественного» подхода, отрицая взаимообусловлен- ность отдельных стилевых свойств, предлагают рассматривать когнитив- ные стили как комбинацию независимых факторов. Например, широкое сканирование у одного человека может быть связано с полезависимостью, ригидностью познавательного контроля, у другого — с поленезависимос- тью, гибкостью познавательного контроля и т.п.
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
Одним из аргументов сторонников «множественного» подхода являются факты отсутствия либо наличия весьма слабых корреляционных связей меж- ду стилевыми показателями. Другой аргумент касается различий в психоло- гических основаниях близких по своей сути стилей. Так, М. Уаллах попы- тался доказать, казалось бы, очевидное родство полезависимости—полене- зависимости, по Уиткину, и аналитического—тематического стилей катего- ризации, по Кагану, поскольку полюса этих стилей характеризуют аналити- ческий, активный подход к полю (ПНЗ и стратегии сортировки объектов на основе выделения их отличительных деталей) в противовес глобальному, пассивному подходу к полю (ПЗ и стратегии сортировки объектов на осно- ве учета целостного ситуативного контекста). Однако он получил весьма нео- жиданные результаты: во-первых, между собой эти измерения коррелиро- вали крайне слабо и, во-вторых, преобладание ПНЗ коррелировало с невер- бальным интеллектом, тогда как преобладание аналитического стиля кате- горизации — с вербальным интеллектом. В итоге Уаллах сделал вывод о не- возможности существования прямых связей между разными стилями вслед- ствие наличия «опосредующих переменных» (например, тех или иных лич- ностных особенностей), под влиянием которых связи между стилевыми по- казателями могут принимать любой вид [Wallach, 1962].
В рамках «унитарного» подхода предпринимались попытки доказать, что в основе разных когнитивных стилей лежат некие единые психические механизмы. По мнению И.П. Шкуратовой, большая часть параметров ког- нитивных стилей группируется вокруг измерения «аналитичность — син- тетичность» (или «артикулированность — глобальность»), характеризующе- го степень дробности восприятия окружающего мира. Одни люди склон- ны строить дробную картину мира, другие — целостную. На уровне эмпи- рической проверки этого предположения удалось получить корреляцион- ные связи между поленезависимостью (тесты Готтшальдта и АКТ-70) и уз- ким диапазоном эквивалентности (0,40 и 0,41 при Р = 0,05), однако с ког- нитивной простотой—сложностью эти стили оказались не связанными [Шкуратова, 1994].
В качестве примера сведения всего многообразия когнитивных стилей к небольшому числу более общих измерений выступает типология стилей, пред- ложенная Р. Райдингом [Riding, 1997]. Он полагает, что все описанные на дан- ный момент когнитивные стили можно объединить в две группы, выделив, таким образом, базовые когнитивные стили. К их числу относятся: 1) «цело- стный — аналитический стиль», характеризующий тенденцию субъекта пере- рабатывать информацию на уровне либо целого, либо частей; 2) «вербаль- ный — образный стиль», характеризующий склонность субъекта репрезенти- ровать информацию в ходе своего мышления вербально либо визуально.
Серьезным препятствием «множественному» подходу являются факты существования значимых корреляций между отдельными стилевыми пара- метрами. Например, в разных исследованиях найдены связи между ригид- ным познавательным контролем и импульсивностью; ригидным познава- тельным контролем, полезависимостью, широтой диапазона эквивалент- ности и импульсивностью; узким диапазоном эквивалентности и когнитив-
Глава 10. Когнитивные стили
ной сложностью; импульсивностью и полезависимостью; абстрактной кон- цептуализацией и поленезависимостью и т.д. [Когнитивные стили, 1986; Холодная, 1990]. В то же время и «унитарный» подход не располагает до- казательствами в свою пользу, поскольку зафиксировать устойчивые и од- нонаправленные корреляционные связи между соответствующими стиле- выми параметрами, как правило, не удается.
Итак, занять ту или иную позицию — значит сделать заведомую ошиб- ку, ибо при этом придется игнорировать факты, полученные «противной стороной». В чем существо сложившейся коллизии?
По-видимому, корреляционная аргументация в принципе недостаточ- на для уяснения возможных связей между стилевыми свойствами. Согла- сованное, непротиворечивое представление о природе когнитивных сти- лей нельзя получить на основе констатации отсутствия либо, напротив, наличия корреляционной связи между отдельными стилевыми параметра- ми. Противоречия эмпирического уровня — это плата за игнорирование теоретического аспекта исследований когнитивных стилей, связанного с анализом порождающих их механизмов.
Одним из вариантов решения вопроса о связях когнитивных стилей яв- ляются многомерные классификации стилевых феноменов. В соответствии с представлением о многомерной природе стилей предполагается, что свя- зи между стилями есть, однако они имеют нелинейный характер (поэтому не всегда «схватываются» на уровне корреляционного анализа). Характер- но, что многомерные типологии когнитивных стилей имеют, как прави- ло, теоретический характер и основываются на выделении качественных критериев взаимосвязи тех или иных стилевых параметров.
Так, Д. Уорделл и Дж. Ройс все множество описанных когнитивных сти- лей разделили на три группы по критерию «соотношение в структуре каж- дого стиля когнитивных и аффективных компонентов». Соответственно были выделены когнитивные стили (когнитивная простота—сложность, уз- кий—широкий диапазон эквивалентности, широта категории, аналитичес- кая—тематическая категоризация, конкрентность—абстрактность, заост- рение—сглаживание), аффективные стили (ригидный—гибкий познава- тельный контроль, импульсивность—рефлективность, толерантность к не- реалистическому опыту, физиогномичность—буквальность восприятия) и когнитивно-аффективные стили (полезависимость—поленезависимость, узость—широта сканирования, беглость идей) [Wardell, Royce,1978].
Ч. Носал построил типологию когнитивных стилей на основе учета осо- бенностей процессов переработки информации, выделив два их аспекта — уровни переработки информации и способы ее организации [Nosal, 1990]. Уровни переработки информации включают: перцепцию (уровень созда- ния репрезентаций окружающего в форме кратковременных перцептивных образов); концепцию (уровень создания понятийных репрезентаций); мо- дели (уровень специфики структур индивидуального опыта); программы (уровень регуляции целенаправленного поведения). Способы организации информации («метаизмерения») включают: структуру поля, сканирование, шкалы эквивалентности и характер контроля (рис. 10.1).
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
Рис. 10.1. Двухмерная матрица когнитивных стилей, по Ч. Носалу [Nosal, 1990]:
12 — ориентация в течении времени (быстрое/медленное время).
Теоретическое значение данной классификации, по мнению Носала, за- ключается в возможности соотнесения феноменологии когнитивных стилей, во-первых, с теориями переработки информации и, во-вторых, с теориями способностей. Прагматический ее смысл заключается в констатации «про- белов» в виде пропущенных узлов матрицы, что позволяет предположить существование еще не описанных в литературе когнитивных стилей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление