Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности?




Обзор исследований когнитивных стилей с новой остротой ставит вопрос
о природе стилевых параметров. Являются ли когнитивные стили предпо-
читаемыми способами переработки информации или же особого рода спо-
собностями?

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что когнитивные стили
характеризуют два аспекта интеллектуальной деятельности: своеобразие
ментальных репрезентаций происходящего (как организуется ментальный
образ ситуации у разных людей) и возможность контроля психической ак-
тивности (как осуществляется «оттормаживание» аффективных состояний
в процессе интеллектуального отражения). Таким образом, можно сделать
следующие выводы относительно психологического статуса стилевых
свойств.

Во-первых, стилевые различия проявляются в характеристиках мен-
тальных репрезентаций происходящего: развернутости границ менталь-
ного образа ситуации (референтами являются такие когнитивные стили,
как импульсивность—рефлективность, экстенсивность сканирования),
степени его проницаемости (толерантность к нереалистическому опыту),
артикулированности этого ментального образа (полезависимость—поле-
независимость в варианте теста «Включенные фигуры»), разведенности
в нем разнообобщенных категориальных уровней (диапазон эквивален-
тности, широта категории, конкретная—абстрактная концептуализация,
когнитивная простота—сложность), интегрированности в его психичес-
кой ткани различных модальностей опыта (ригидный—гибкий познава-
тельный контроль, полезависимость—поленезависимость в варианте те-
ста «Стержень-рамка»).

Во-вторых, стилевые различия свидетельствуют о сформированности
механизмов непроизвольного интеллектуального контроля, проявляюще-
гося в двух основных формах: контроле процессов переработки информа-
ции (в виде средств организации базовых процессов познавательного от-
ражения); контроле моторной и аффективной активности (в виде средств
сдерживания импульсивного поведения).

Таким образом, по своему психологическому статусу когнитивные сти-
ли — это «другие» способности (сравнительно с интеллектуальными спо-
собностями, измеряемыми с помощью традиционных психометрических
тестов), имеющие отношение к метакогнитивной регуляции интеллекту-
альной деятельности [Холодная, 1996].

Одним из аргументов в пользу продуктивной природы стилевых харак-
теристик интеллектуальной деятельности является феномен «расщепле-
ния» полюсов когнитивных стилей [Холодная, 1998; 2000]. В действитель-
ности каждый когнитивный стиль имеет не два, а четыре полюса, то есть
является квадриполярньш измерением. Соответственно при диагностике
того или иного когнитивного стиля мы имеем дело с четырьми подгруп-
пами испытуемых, существенно различающихся по степени сформирован-
ности непроизвольного интеллектуального контроля. По-видимому, имен-


Глава 10. Когнитивные стили

но эти две функции когнитивных стилей — их роль в построении объек-
тивированных ментальных репрезентаций происходящего и непроизволь-
ный контроль процессов переработки информации — позволяют объяснить
факты влияния стилевых свойств на продуктивность интеллектуальной де-
ятельности и на своеобразие личностных черт субъекта.

В заключение необходимо отметить, что значение феномена когнитив-
ных стилей следует видеть не только в факте существования индивидуаль-
ных различий в интеллектуальной деятельности. Когнитивные стили — это
тонкие инструменты, с помощью которых строится индивидуальная «кар-
тина мира». Таким образом, когнитивные стили выступают в качестве сво-
его рода посредников между «ментальным миром» субъекта и «миром ре-
альности», обеспечивая в конечном счете уникальность интеллектуальных
возможностей людей с разным складом ума.

Литература

Егорова М.С., Зырянова Н.М. Влияние генотипа на соотношение показателей
интеллекта и когнитивного стиля // Генетика. 1997. С. 110-115.

Когнитивные стили. Тезисы научно-практич. семинара / Под ред. В.А. Колги.
Таллинн, 1986.

Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного
стиля и обучаемости: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1976.

Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зави-
симости от сложности социальной перцепции. Автореф. дисс. канд. пси-
хол. наук. Л., 1986.

Кочетков В. В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы
принятия решений. М.: Наука, 1994.

Лу Ливер Б. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995.

Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль
// Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 118-126.

Русалов В.М., Паралис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной сферы
личности//Психологический журн. 1991. Т. 12. № 5. С. 118—122.

Селиванов В.В. Мышление и личность. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных за-
дач/Под ред. В.А.Либина. Стиль человека. М.: Смысл, 1998. С. 64-78.

Стернберг Р., Григоренко Е. Стили мышления в школе // Вестник Моск. Ун-та.
Серия 14. Психология. 1996. № 2. С. 34-42; 1997. № 2. С. 33-42.

Стиль человека: психологический анализ/ Под ред. А.ВЛибина. М.: Смысл, 1998.

Тихомирова И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некото-
рые характеристики индивидуальности: Автореф. дисс. канд. психол. наук.
М., 1988.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Про-
гресс, 1987.

Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуаль-
ного интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990.

Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психо-
логический журнал. 1992. № 3. С. 84—93.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.