Своим теоретическим истоком данный стилевой параметр имеет, как выше отмечалось, теорию персональных конструктов Дж. Келли. Чело- век понимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует действитель- ность на основе определенным образом организованной системы лично- стных конструктов. Конструкты, являясь способом дифференциации объектов, могут быть применены к оценке другого человека, находяще- гося в той или иной ролевой позиции, самого себя, конкретных ситуаций, реальных предметов.
Высокая степень сложности конструктивной системы означает, что дан- ный человек строит свое восприятие ситуации, выделяя в ней множество вза- имосвязанных сторон. Низкая степень сложности конструктивной системы, напротив, свидетельствует о том, что интерпретация и понимание происхо- дящего в сознании данного человека осуществляются в упрощенной форме на основе оперирования ограниченным набором сведений [Kelly, 1955].
В качестве средства диагностики данного стилевого параметра использу- ются различные модификации метода репертуарных решеток, позволяющего судить о различных аспектах организации конструктивной системы конк- ретной личности [Франселла, Баннистер,1987].
Когнитивная простота—сложность операционально была определена Дж. Биери как степень дифференцированности конструктов на основе применения процедуры факторного анализа. Показатель простоты—слож- ности: количество факторов, выделившихся при факторизации индивиду- альной матрицы конструктов (или показатель количества конструктов, представленных в первом факторе). Чем больше выделится факторов, тем более дифференцированной системой конструктов обладает данная лич- ность и тем более когнитивно сложной она является.
Факты, полученные с использованием показателя дифференцированно- сти конструктов, свидетельствуют о том, что когнитивно простые и слож- ные лица по-разному воспринимают других людей, в разной мере изменя- ют свое мнение о человеке под влиянием дополнительной информации, в разной степени интегрируют противоречивую информации о других лю- дях, различаются с точки зрения позитивности их оценки [Кочарян, 1986; Холодная, 1990; Шкуратова, 1994].
В целом же (и это обстоятельство следует особо подчеркнуть) данные о связи когнитивной простоты—сложности с различными личностными и поведенческими проявлениями весьма противоречивы. Одни авторы от- мечают, что полюс когнитивной сложности связан с большей точностью в оценке себя и других людей, большей эффективностью в общении, успеш- ностью решения интеллектуальных задач и т.п. Другие же констатируют его соотнесенность с тревожностью, догматизмом, ригидностью, меньшей со-
Глава 10. Когнитивные стили
циальной адаптированностью. Столь же неоднозначен и психологический портрет когнитивно простых субъектов.
По-видимому, о когнитивной простоте—сложности можно говорить, если одновременно учитывается целый ряд особенностей организации си- стемы субъективных конструктов: меры дифференцированности конструк- тов; меры их связности; меры их интегрированности (степени выражен- ности организующего влияния суперординантных конструктов на субор- динантные); меры их стабильности, определяемой степенью повторяемо- сти результатов спустя определенный промежуток времени.
В последние годы в исследованиях когнитивных стилей появился ряд новых тенденций. Прежде всего, расширился перечень тех индивидуаль- ных различий, которые рассматриваются как когнитивные стили. Так, к когнитивным стилям стали относить: конвергентность — дивергентность (узкий, фокусированный, логический либо широкий, открытый, ассоциа- тивный способ решения проблем); внутренний — внешний локус контро- ля (различия в ориентациях на себя либо на факторы окружения); адаптив- ный — инновативный стили (предпочтение конвенциональных, известных процедур либо склонность переформулировать, выделять новые перспек- тивы при решении проблем) [Kirton, 1994], вербализацию— визуализацию (предпочтения в использовании вербальной либо визуальной стратегий в процессе переработки информации) [Richardson, 1977].
Кроме того, наблюдается тенденция расширения значения термина «стиль». В стилевых исследованиях, наряду с когнитивными стилями, стали выделять стили интеллектуальной деятельности, характеризующие инди- видуальные различия между людьми в характере постановки и решения проблем [Sternberg, 1997; Стернберг, Григоренко, 1996; 1997], а также «сти- ли учения», проявляющиеся в предпочитаемых способах учебной деятель- ности школьников [Лу Ливер, 1995; Rayner, Riding, 1997].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление