Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика основных когнитивных стилей




ти обучения поленезависимых лиц ведущую роль играет наличие у них
внутренней мотивации. Обучение же полезависимых лиц оказывается бо-
лее успешным в ситуации внешнего подкрепления. В целом академическая
успеваемость выше у поленезависимых учащихся. У них легче происходит
генерализация и перенос знаний, ярче выражена способность выбирать бо-
лее рациональные стратегии запоминания и воспроизведения материала
[Witkin, Moore, Goodenough, Cox, 1977].

ПЗ-ПНЗ обнаруживает свое влияние и в таких сложных видах интеллек-
туальной деятельности, как работа с текстом. В частности, отмечается пре-
восходство поленезависимых учащихся в условиях, когда текст требует пере-
структурирования и реорганизации. При конспектировании лекций и науч-
ных текстов поленезависимые студенты (их стилевые особенности измерялись
с помощью методик АКТ-70 и «Включенные фигуры» в варианте теста Гот-
тшальда) подвергали текст большей переработке (сокращая количество слов,
перефразируя мысли, используя средства структурирования текста в виде аб-
зацев, подчеркивания, выделения цветом и т.д.) [Шкуратова, 1994].

Наиболее полные данные были получены в процессе изучения связей по-
казателей ПЗ-ПНЗ с особенностями межличностных отношений. Полеза-
висимые лица более чувствительны к социальной информации, доброжела-
тельны и общительны, склонны держать более короткую физическую дис-
танцию в условиях реального общения. Зависимые от поля люди ждут от
окружающих поддержки и помощи. Присутствие других людей интенсифи-
цирует их деятельность. Они легче ладят с людьми, успешнее разрешают
конфликтные ситуации, реже высказывают негативное отношение к окру-
жающим. Эти люди склонны изменять свои взгляды в направлении пози-
ции авторитетов. В свою очередь, поленезависимым лицам присущи прямо
противоположные психологические качества [Witkin, Goodenough, 1977].

Поскольку полезависимые лица обнаруживают такие социальные уста-
новки и социальные качества, которые более полезны в межличностных
отношениях, то, по мнению Уиткина, можно говорить о большей разви-
тости у них социальных способностей. В свою очередь, люди, принадле-
жащие к полюсу ПНЗ, имеют более развитые когнитивно-переструктури-
рующие способности. Это обстоятельство рассматривалось Уиткиным как
доказательство биполярной природы данного когнитивного стиля: полюс
ПНЗ свидетельствует об интеллектуальной компетентности, тогда как по-
люс ПЗ — о социальной компетентности личности.

Впоследствии Уиткин расширил трактовку ПЗ-ПНЗ, сделав акцент на
характере направленности субъекта: либо на внешние факторы (тенденция
быть полезависимым), либо на внутренние факторы (тенденция быть по-
ленезависимым).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.