Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения теории Пиаже




Теория Ж. Пиаже является одной из наиболее заметных вех в развитии ког-
нитивной психологии. Различные аспекты этой теории уже обсуждались в
предшествующих главах. В данной главе делается попытка более исчерпы-
вающего изложения этой теории. Исчерпывающим это изложение может
быть лишь относительно, поскольку Пиаже написал более семидесяти
книг, а комментарии, критика, труды его последователей составляют сот-
ни томов пиажеанского наследия.

Схемы представляют собой структуры, ответственные за выполнение
ряда сходных действий. Пиажеанский пример схемы — хватание, которое
может состоять из весьма разных движений пальцев в зависимости от фор-
мы и размера схватываемого предмета. Хватание ребенком пальца взрос-
лого человека или погремушки включает различные движения, но входит
в одну схему действий, т.е. эти действия имеют одинаковый смысл.

Схемы для разного возраста человека имеют качественные отличия.
Даже младенческое поведение отражает некоторые организованные пат-
терны. У новорожденных схема развивается на базе врожденных рефлек-
сов и реактивных паттернов. Так, младенцы будут сосать все, что касается
их губ, они будут организовывать сосательное поведение в ответ на широ-
кий круг объектов сосания. Таким образом они овладевают схемой соса-
ния. Они овладевают и многими другими схемами, такими как хватание,
смотрение, брыкание, которые выражаются в организованных паттернах
активности.

Ранние схемы быстро модифицируются. Впоследствии формируются
репрезентативные схемы. Хотя Пиаже систематически обсуждал пробле-
му схем только применительно к сенсомоторному интеллекту, он распро-
странял это понятие и на интеллект репрезентативный. Например, мож-
но говорить о схеме сложения простых чисел. Сложение 4 и 3 или прибав-
ление 5 к 2 являются родственными действиями.

Схемы формируются посредствам моторного взаимодействия с окруже-
нием и проходят ряд трансформаций. Пиаже предположил, что существу-
ют врожденные принципы, обеспечивающие этот процесс. Наиболее важ-
ными принципами являются организация и адаптация.

Организация — это преддиспозиция комбинации простых физических и
психических структур в более сложные. Так, простые рефлексы сосания,
хватания, глазодвигательный постепенно организуются в систему более
высокого порядка, обеспечивающую их координацию. После организации
этих рефлексов в схему младенец может смотреть на объект, хватать его и
тянуть в рот для сосания.

Адаптация включает два процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Эти два
процесса взаимодействуют для модификации существующих у ребенка
схем. Когда ребенок встречается с новым опытом, он ассимилирует его в
уже имеющуюся схему. Например, простая схема сосания используется
младенцем в отношении многих объектов: он сосет бутылку, соску, иг-
рушки. Новые объекты включаются в схему сосания. В терминах Пиаже,


Основные положения теории Пиаже

схема сосания ассимилирует новые объекты — соску, игрушку. При этом
для сосания игрушки нужно осуществлять несколько иные движения, чем
при сосании соски или пальца. Ребенок должен несколько изменить схе-
му сосания, приспособить ее для нового предмета, в терминах Пиаже —
аккомодировать схему. Аккомодация — это приспособление схемы к но-
вому опыту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.