Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие постоянства объекта




Познание физического мира в первые два года жизни

Альтернативы теории Ж. Пиаже

Критика пиажеанства, естественно, привела к тому, что был выдвинут ряд
альтернативных теорий, которые будут обсуждены в дальнейшей части на-
стоящей главы. Мы затронем три основные темы.

Первая тема связана с альтернативными подходами Пиаже к анализу
первой стадии интеллектуального развития — сенсомоторной. При этом
можно выделить исследования, направленные на обсуждение вопроса о
развитии постоянства объекта, и работы, обсуждающие общий принцип
когнитивного развития — от отдельных, изолированных способностей к
интеграции и координации их в единую систему; этот принцип Пиаже рас-
пространял на все психическое развитие ребенка. Исследования касают-
ся, прежде всего, изучения когнитивных способностей детей постигать за-
коны физического мира.

Вторая тема концентрируется на изучении способности детей развивать
свои представления о том, что другие люди, как и они, обладают психи-
кой и могут обмениваться психическими состояниями. Эти исследования
касаются знаний о ментальном мире — житейской психологии или наи-
вной теории психического (Theory of mind).

Третья тема — общие теоретические подходы, развитые в качестве аль-
тернативы пиажеанству.


Глава 13. Когнитивное развитие

В последние 20—25 лет исследование вопроса о происхождении знаний
сместилось в экспериментальном плане на младенческий возраст. Еще не-
давно внутренний мир ребенка представлялся хаосом ощущений. Широ-
ко известна метафора В. Джеймса, что мир новорожденного — это гудя-
щий, цветущий беспорядок, и ребенок находится во власти запахов, зву-
ков, света и цвета, внутренних ощущений. Достижение психологии разви-
тия на современном этапе состоит в доказательстве ошибочности представ-
лений В. Джеймса и обосновании положения об очень ранней организа-
ции ментального опыта у самых маленьких детей.

Ключевым вопросом происхождения знаний о реальном мире является
получение их при помощи перцепции. Так, природа раннего зрительного
восприятия имеет долгую и непрерывную историю, где понимание возмож-
ностей зрительной перцепции существенно изменялось. Парадокс состоит
в том, что поверхность сетчатки, на которую проецируется визуальное изоб-
ражение — плоская, и проекция не имеет третьего измерения. Однако мы
воспринимаем мир трехмерным. Этот парадокс долгое время оставался го-
ловоломкой. Выдвигались предположения, что восприятие глубины возмож-
но только при соединении опыта зрительного восприятия с опытом ося-
зания и (или) моторной активности (И.М. Сеченов, Дж. Локк, Дж. Берк-
ли, Г. фон Гельмгольц и др.). Под влиянием этих идей находился и Пиаже,
полагая, что все сенсорные системы функционируют разрозненно, и на ран-
них этапах осязание «учит» зрение. Он считал, что новорожденный видит
мир двухмерным и не имеет представления о глубине. Постепенная коор-
динация разных ощущений — осязания и зрения, зрения и слуха — форми-
рует мультисенсорную координацию: зрение—осязание—слух. Подобная ко-
ординация складывается благодаря собственной активности младенца.

По утверждению Пиаже, дети не имеют репрезентаций, показателем
чего является отсутствие понимания ими причинности. Способность к ре-
презентации отсутствует до тех пор, пока их сенсомоторная активность не
станет скоординированной и интериоризированной. Этой стадии младе-
нец достигает к 18-месячному возрасту [Пиаже, 1969].

Г. фон Гельмгольц полагал, что знания о физическом мире впервые по-
является у ребенка, когда он начинает экспериментировать с миром, сис-
тематически манипулируя предметами, которые он видит перед собой.
Подобные направляемые объектом манипуляции появляются в шестиме-
сячном возрасте.

В отечественной психологии доминирует подобная точка зрения, где ос-
новной акцент делается на формировании понятия через активное дей-
ствие с объектами, которое опосредуется взрослым, т.е. социально детер-
минировано. Только после интериоризации освоенного под руководством
взрослого действия с объектом возможно образование понятия [Венгер,
1969; Давыдов, 1986; Запорожец и др., 1967; Леонтьев, 1975].


Познание физического мира в первые два года жизни

Традиционно исследования понятий младенцев о материальных объек-
тах фокусировались на их способности манипулировать с предметами. Пи-
аже оценивал развитие понятий в первую очередь через анализ поисковой
активности спрятанных (невидимых) объектов. Он предъявлял младенцам
невидимые перемещения, в которых движущийся объект исчезал из поля
зрения. Перемещение спрятанного невидимого объекта на глазах у ребенка
до 9 мес не приводит к правильному решению. Дети начинают системати-
чески следить за латерально движущимися объектами через экстраполяцию
их траекторий в соответствии с законом непрерывности: движущийся объект
постоянно существует (даже будучи невидимым) и инерции (движущийся
объект остается в движении). Младенцы начинают искать упавший объект,
смотреть на пол согласно закону гравитации (падающий объект — падает на
землю). Однако младенческий поиск не соответствует этим законам. Ребе-
нок ищет объект там, где он находился прежде.

Ошибки поиска были интерпретированы как доказательство того, что
представления младенцев несовершенны, несравнимы с пониманием
взрослых, и их концепты физического мира изменяются в течение младен-
чества. Тем не менее, возможны другие способы интерпретации поиско-
вых паттернов. Изменения в поисковой активности могут быть вызваны
ограничениями способности координировать действия. Таким образом,
наблюдается несовпадение репрезентации или представления об объекте,
и действий с ним [Spelke et al., 1992]. Пиаже предполагал такую возмож-
ность интерпретации. Например, его наблюдения показали, что дети ше-
сти-семимесячного возраста не способны координировать два действия,
ведущие к достижению цели (дотягивание до объекта зрительно иниции-
руется, но движение руки к цели зрительно не контролируется).

Исследования А. Даймонд и Дж. Гилберта [Diamond, Gilbert, 1989] по-
казали, что неудачи младенцев в выполнении ими задач с использовани-
ем преграды и обходного пути связаны не с отсутствием представлений об
объекте, а с несовершенством развития координации исполнительных дей-
ствий. Следовательно, если ограничения в способности исполнительных
действий служат важнейшим источником поисковых ошибок, то поиско-
вые действия не являются надежным критерием возможностей понимания
младенцами задачи. В проведении исследований раннего когнитивного
развития требуются методы, которые фокусируются на готовых действиях
из репертуара младенцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.