Другой принципиальной логической способностью является использова- ние иерархической категоризации. Это предполагает возможность пони- мать соотношение понятий. Например: собаки и колли (колли — вид со- бак); все колли — собаки, но не все собаки — колли. Хотя некоторые ис- следования подтверждают, что младшие дети не понимают соотношения класс—подкласс так, как взрослые и старшие дети, однако недавние ис- следования очень маленьких детей подтвердили способность формировать категории, основанные на иерархических отношениях.
Способность к категоризации у младенцев 4 мес была продемонстри- рована в исследованиях Борнштейна, Кессена и Вейскопфа [Bornstein, 1981; Butterworth, Harris, 2000]. Младенцы делят световой спектр на четы- ре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Младенец реаги- рует на изменение цвета при предъявлении разноцветных стимулов. Так, цвета с длинами волн 480 и 510 нм воспринимаются взрослыми как изме- нение от синего к зеленому цвету. Младенцы также распознают их как два различных цвета. Использование метода привыкания в этом эксперимен- те показало, что изменение длины волны в пределах одного цвета, напри- мер 480 и 450 нм, ребенок воспринимает как другой пример той же кате- гории синего цвета. Открытие универсальности цветовой категоризации в соответствии с длинами световых волн в ранней перцепции имеет важней- шее значение, так как позволяет предположить, что существуют когнитив- ные структуры на самых ранних этапах развития человека.
Мандлер и Боар [Mandler, Bauer, 1988] исследовали способность кате- гориального мышления у младенцев 12,15 и 20 мес, используя метод, на- званный последовательным прикосновением. Регистрировалось дотягивание и схватывание объектов по группам. Предъявлялись объекты базового уровня (собаки и кошки), суперординарного уровня (одушевленные и нео- душевленные), а также категории, предполагающие контекст (например,
Познание ментального мира
предметы из ванной). Мандлер и Боар нашли, что дети могут последова- тельно касаться объектов, которые принадлежат к той же самой иерархи- ческой категории (например, все собаки). Эти паттерны последовательного касания принадлежали к строго базовому уровню и в меньшей степени к суперординарному и контекстуальному. Изложенные данные показывают, что даже младенцы имеют некоторые знания о соотношении класс—под- класс, и, следовательно, способны использовать информацию для форми- рования категорий знакомых объектов.
Если пятилетнему ребенку показать коробку с картинкой печенья и спро- сить: «Что там?», он ответит — печенье. Когда ребенок откроет коробку, то будет удивлен, увидев в ней карандаши, а не печенье. Что подумает дру- гой ребенок, который еще не открывал коробку, когда его спросят, что в ней находится? «Печенье», — ответит ребенок. Тот же эксперимент с ре- бенком 3 лет дает иные результаты. Ответ на первый вопрос был ожидае- мый — «печенье», но на второй вопрос — неожиданный: «карандаши». Еще более удивительно, что ребенок утверждает, что с самого начала думал, что в коробке находятся карандаши. В отличие от пятилетних детей, трехлет- ние не понимают, что они или другие люди могут иметь ошибочные пред- ставления, заблуждаться. Результаты таких экспериментов относятся к бур- но развивающейся области исследований наших знаний и предположений о ментальном мире — нашей житейской психологии или наивной концеп- ции сознания (theory of mind).
Как и многие другие области когнитивного развития, история данной об- ласти психологии также начинается с работ Пиаже. Центральным утверж- дением Пиаже было положение об эгоцентризме детского развития. Это оз- начало, что дети изначально не представляют существование концептуаль- ной, перцептивной, эмоциональной особенностей собственной психики, не понимают другие точки зрения. В результате они не осознают, что сами ис- пользуют психические процессы при взаимодействии с миром и что другие люди наделены психическим, они могут обмениваться ментальными про- цессами. Положение о детском эгоцентризме Пиаже и его последователи активно применяли в интерпретации широкого диапазона аспектов психи- ческого развития ребенка: восприятия, эгоцентрического общения, ошибоч- ных интерпретаций ментальных характеристик физических объектов (ани- мизм) и соотношения видимого и реального, понимания интенций, мора- ли и многих других. Исследование этих аспектов психического развития про- должается и сегодня, хотя уже не на основе теории Пиаже. Большинство психологов согласны, что даже маленькие дети не тотально эгоцентричны; они способны понимать ментальные процессы, и их знания о психическом интенсивно развиваются с возрастом.
Глава 13. Когнитивное развитие
Начиная с 80-х годов XX века исследования в направлении понимания ментальное™ развивались очень интенсивно. В 1978 г. Примак и Нуддраф [Premack, Nooddruff, 1978] при обсуждении возможности шимпанзе пони- мать ментальность определили theory of mind как возможность индивида выделять ментальные состояния у себя и у других. Такие состояния не на- блюдаются непосредственно, они проявляются в предвидении поведения других. Эти ментальные состояния могут рассматриваться как отражение собственных целей, интенций, знаний, веры, мыслей, сомнений, обмана и т.п. Обсуждая положения, выдвинутые Примаком и Нуддрафом, три фи- лософа (Bennett, Dennett, Harman) независимо друг от друга выдвинули предположение, что можно сконструировать ситуацию, которая бы пока- зала наличие или отсутствие теории психического у животного (цит. по: [Flavell, 2000]). Животное видит, как другое животное кладет объект (ба- нан) в контейнер А и затем уходит. Объект перекладывают из контейнера А в контейнер В. Если шимпанзе ожидает, что вернувшийся второй шим- панзе будет искать его в первоначальном контейнере, то это будет демон- стрировать наличие уверенности, что объект должен находиться в том же самом месте, где его оставили, а следовательно, ожидания базируются на ментальных представлениях своих и другого. Эта идея была использована при тестировании маленьких детей и известна как тест уверенности: здесь куклы Салли и Анна разыгрывают подобную ситуацию.
Одной из центральных задач при становлении теории психического яв- ляется разделение между физическим объектом и агентом или субъектом — носителем психического. Поэтому многие исследования посвящены изу- чению природы и ранних проявлений знаний о наиболее элементарных типах ментальных состояний (желаний, уверенности, общего внимания и восприятия и т.п.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление