Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный подход к решению детьми логических задач




Информационный подход и теория Пиаже

Наиболее уязвимым местом в теории Ж. Пиаже является понятие горизон-
тального и вертикального декаляжа, т.е. повторения на новом уровне фе-
номенов, которые были преодолены на предшествующей стадии развития.
Например, дети способны решать задачи на сохранение длины, но не мо-
гут справиться с задачами на сохранение объема. Объяснения Пиаже со-
стояли в том, что сохранение объема требует большей степени абстракции
и, следовательно, группировки операций, чем сохранение длины.

Информационный подход, с характерным для него анализом поэтапной
обработки информации и специфического участия в ней процессов вни-
мания, восприятия, памяти, мышления, позволяет по-иному проанализи-
ровать особенности решений задач, рассматриваемых Пиаже.

Исследователи попытались выделить те требования, которые ставятся
данными задачами перед детским вниманием, памятью и процессами при-
нятия решений. Такой детальный анализ привел к более точным предска-
заниям возможностей ребенка и более комплексному пониманию неудач.
Так, при решении задачи на сохранение длины ребенок должен сравнить
только два отрезка по одному измерению, тогда как для задачи на сохра-
нение объема необходимо рассмотреть два измерения — высоту и ширину
контейнера (см. рис. 13.1). Это увеличивает нагрузку на систему обработ-
ки информации и требует от ребенка более длительных усилий, которые и
объясняют более позднее появление данной способности.

Одной из задач Пиаже на оценку возможностей ребенка в достижении ста-
дии формальных операций в мышлении служила задача на уравнивание
весов, в которой ребенок должен был интегрировать два условия: число
грузиков и расстояние, на котором они находятся относительно точки опо-
ры (рис. 13.10).


Информационный подход и теория Пиаже

 

Тип задачи   Применяемое правило  
  I II III IV
1. Задача на равновесие. Одно и то же число грузиков с каж- дой стороны от точки опоры.        
2. Задача на изменение веса. Существует неравное число грузиков на равном расстоя- нии от точки опоры с каждой стороны.        
3. Задача на изменение рас- стояния отточки опоры. Су- ществует равное число грузи- ков с каждой стороны, но на разных расстояниях от точки опоры.   0 должен сказать «баланс»    
4. Конфликт веса. На одной стороне больший вес, на дру- гой стороне больше расстоя- ние отточки опоры. Сторона с большим весом опустилась вниз.     шанс соответствия  
5. Конфликт расстояний. То же, что в предыдущей задаче, но сторона с весом на боль- шем расстоянии отточки опо- ры опускается вниз.   должен сказать «вниз правильно» шанс соответствия  
6. Конфликт равенства. Как при условиях 4 и 5, но две стороны в равновесии.   должен сказать «вниз правильно» шанс соответствия  

Рис. 13.10. Схема экспериментов Сиглера с балансиром, где дети должны учитывать соотно-
шение двух параметров для достижения равновесия: веса и длины плеча [Siegler, 1995].


1лава 13. Когнитивное развитие

Смглер [Siegler, 1991] провел анализ стратегий, которые используют дети
при решении задачи и выделил четыре правила (I, II, III, IV). Эти правила
отражают четыре уровня, на которых формируются стратегии.

Уровень 1: Правило I. Сторона с большей массой — тяжелее.

Уровень 2: Правило II. Используй правило I, но если грузиков одина-
ковое число, сторона, на которой грузики расположены дальше от точки
опоры, — тяжелее.

Уровень 3: Правило III. Масса и расстояние имеют значение вместе.
Когда существует конфликт, при котором одна сторона имеет большую
массу, а на другой стороне грузики расположены дальше от точки опоры,
тогда возникает путаница, и ребенок начинает гадать о решении.

Уровень 4: Правило IV. Масса и расстояние комбинируются для пра-
вильного решения, где учитываются масса и длина рычага для определе-
ния момента приложения силы (что соответствует характеристике фор-
мальных операций Пиаже).

Сиглер сконструировал 6 типов задач, которые могут выделить дети на
разных уровнях решения (см. рис.10). Так, в ситуации конфликта рассто-
яний от точки опоры дети на уровне 1 и 2 будут отвечать неверно, дети
уровня 3 будут отвечать иногда верно (уровень возможного), а дети уров-
ня 4 будут всегда отвечать верно.

Сиглер обнаружил возрастные различия в использовании разных пра-
вил. Трехлетние дети не могут использовать правила. Около 50% детей 4-х
лет используют правило I. Все пятилетние дети используют правило I. Де-
вятилетние дети одинаково распределяются в использовании правил II и
III. 13-ти и 17-тилетние почти всегда используют правило III. Даже среди
студентов колледжа только немногие могут использовать комплексную
причинность, заключенную в правиле IV.

Сиглер считает, что младшие дети испытывают трудности в решение за-
дач нахождения равновесия в связи с затруднениями совместить инфор-
мацию о массе и расстоянии одновременно. Во-первых, маленькие дети ог-
раничены в процессах запоминания. Во-вторых, они не имеют достаточ-
ных знаний, и им необходимы дополнительная информация и регуляция
для решения задачи.

Сиглер с коллегами использовали ситуацию, когда ребенок имел дело с
реальной шкалой равновесия, которая оставалась всегда на виду, и, сле-
довательно, ему не надо было запоминать ее. Дети могли проверять веса,
уточнять и повторять задачу. Дети пятилетнего возраста могли в таких ус-
ловиях решать задачу эффективно. Но, если оставался только один вид по-
мощи — или для запоминания, или в усвоении инструкции, трудности в
решении задачи возникали снова. Возможно, что ограничения в запоми-
нании и в использовании информации играли решающую роль в способ-
ности решения задач маленькими детьми.


Неопиажеанство




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.