Наиболее уязвимым местом в теории Ж. Пиаже является понятие горизон- тального и вертикального декаляжа, т.е. повторения на новом уровне фе- номенов, которые были преодолены на предшествующей стадии развития. Например, дети способны решать задачи на сохранение длины, но не мо- гут справиться с задачами на сохранение объема. Объяснения Пиаже со- стояли в том, что сохранение объема требует большей степени абстракции и, следовательно, группировки операций, чем сохранение длины.
Информационный подход, с характерным для него анализом поэтапной обработки информации и специфического участия в ней процессов вни- мания, восприятия, памяти, мышления, позволяет по-иному проанализи- ровать особенности решений задач, рассматриваемых Пиаже.
Исследователи попытались выделить те требования, которые ставятся данными задачами перед детским вниманием, памятью и процессами при- нятия решений. Такой детальный анализ привел к более точным предска- заниям возможностей ребенка и более комплексному пониманию неудач. Так, при решении задачи на сохранение длины ребенок должен сравнить только два отрезка по одному измерению, тогда как для задачи на сохра- нение объема необходимо рассмотреть два измерения — высоту и ширину контейнера (см. рис. 13.1). Это увеличивает нагрузку на систему обработ- ки информации и требует от ребенка более длительных усилий, которые и объясняют более позднее появление данной способности.
Одной из задач Пиаже на оценку возможностей ребенка в достижении ста- дии формальных операций в мышлении служила задача на уравнивание весов, в которой ребенок должен был интегрировать два условия: число грузиков и расстояние, на котором они находятся относительно точки опо- ры (рис. 13.10).
Информационный подход и теория Пиаже
Тип задачи
Применяемое правило
I
II
III
IV
1. Задача на равновесие. Одно и то же число грузиков с каж- дой стороны от точки опоры.
2. Задача на изменение веса. Существует неравное число грузиков на равном расстоя- нии от точки опоры с каждой стороны.
3. Задача на изменение рас- стояния отточки опоры. Су- ществует равное число грузи- ков с каждой стороны, но на разных расстояниях от точки опоры.
0 должен сказать «баланс»
4. Конфликт веса. На одной стороне больший вес, на дру- гой стороне больше расстоя- ние отточки опоры. Сторона с большим весом опустилась вниз.
шанс соответствия
5. Конфликт расстояний. То же, что в предыдущей задаче, но сторона с весом на боль- шем расстоянии отточки опо- ры опускается вниз.
должен
сказать
«вниз
правильно»
шанс соответствия
6. Конфликт равенства. Как при условиях 4 и 5, но две стороны в равновесии.
должен
сказать
«вниз
правильно»
шанс соответствия
Рис. 13.10. Схема экспериментов Сиглера с балансиром, где дети должны учитывать соотно- шение двух параметров для достижения равновесия: веса и длины плеча [Siegler, 1995].
1лава 13. Когнитивное развитие
Смглер [Siegler, 1991] провел анализ стратегий, которые используют дети при решении задачи и выделил четыре правила (I, II, III, IV). Эти правила отражают четыре уровня, на которых формируются стратегии.
Уровень 1: Правило I. Сторона с большей массой — тяжелее.
Уровень 2: Правило II. Используй правило I, но если грузиков одина- ковое число, сторона, на которой грузики расположены дальше от точки опоры, — тяжелее.
Уровень 3: Правило III. Масса и расстояние имеют значение вместе. Когда существует конфликт, при котором одна сторона имеет большую массу, а на другой стороне грузики расположены дальше от точки опоры, тогда возникает путаница, и ребенок начинает гадать о решении.
Уровень 4: Правило IV. Масса и расстояние комбинируются для пра- вильного решения, где учитываются масса и длина рычага для определе- ния момента приложения силы (что соответствует характеристике фор- мальных операций Пиаже).
Сиглер сконструировал 6 типов задач, которые могут выделить дети на разных уровнях решения (см. рис.10). Так, в ситуации конфликта рассто- яний от точки опоры дети на уровне 1 и 2 будут отвечать неверно, дети уровня 3 будут отвечать иногда верно (уровень возможного), а дети уров- ня 4 будут всегда отвечать верно.
Сиглер обнаружил возрастные различия в использовании разных пра- вил. Трехлетние дети не могут использовать правила. Около 50% детей 4-х лет используют правило I. Все пятилетние дети используют правило I. Де- вятилетние дети одинаково распределяются в использовании правил II и III. 13-ти и 17-тилетние почти всегда используют правило III. Даже среди студентов колледжа только немногие могут использовать комплексную причинность, заключенную в правиле IV.
Сиглер считает, что младшие дети испытывают трудности в решение за- дач нахождения равновесия в связи с затруднениями совместить инфор- мацию о массе и расстоянии одновременно. Во-первых, маленькие дети ог- раничены в процессах запоминания. Во-вторых, они не имеют достаточ- ных знаний, и им необходимы дополнительная информация и регуляция для решения задачи.
Сиглер с коллегами использовали ситуацию, когда ребенок имел дело с реальной шкалой равновесия, которая оставалась всегда на виду, и, сле- довательно, ему не надо было запоминать ее. Дети могли проверять веса, уточнять и повторять задачу. Дети пятилетнего возраста могли в таких ус- ловиях решать задачу эффективно. Но, если оставался только один вид по- мощи — или для запоминания, или в усвоении инструкции, трудности в решении задачи возникали снова. Возможно, что ограничения в запоми- нании и в использовании информации играли решающую роль в способ- ности решения задач маленькими детьми.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление