ствующие этому убеждению схемы являются иррелевантными, они не способствуют решению задачи, а, на- оборот, затрудняют его.
Рис. 13.11. Взаимодействие операторов при решении задач различных типов (по X. Пас- куаль-Леоне.
Для того чтобы справиться с не- благоприятной ситуацией субъект применяет стратегию, изображенную в верхней строчке (см. рис. 11). Вна- чале с помощью I-оператора отторма- живаются схемы, которые являются неадекватными с точки зрения при- меняемого плана. Этот оператора обозначен буквой L Результатом ра- боты оператора становится уменьше- ние числа активированных схем: те из них, которые не являются релевант- ными с точки зрения управляющих схем, перестают быть активирован- ными (на рис. 11 — заштрихованная часть). После того, как произошло от- тормаживание, поле внимания субъекта, изображенное на рис. 11 в виде внут- реннего круга, становится более ограниченным, и он может применить к ос- тавшимся в нем схемам М-оператор, для того чтобы совместно их активиро- вать для достижения решения. В случае задачи на сохранение вещества не- обходима, с точки зрения Паскуаль-Леоне, активация трех следующих схем:
• колбаска есть результат трансформации шарика без каких-либо добав- лений;
• исходный шарик равен тому, с которым производится сравнение;
• в случае преобразования, описанного в первой схеме, количество ве- щества не меняется.
Наконец, по мнению Паскуаль-Леоне, субъект еще раз применяет I- торможение, чтобы отсеять все схемы, которые не должны принимать уча- стия в решении. Это действие отражено в самом правом квадрате верхней строки (рис. 11).
Другой пример неблагоприятной ситуации, требующий стратегии 1, Пас- куаль-Леоне находит в обучении управлению автомобилем с механической коробкой передач. Как известно, для того чтобы сдвинуть с места такой ав- томобиль, необходимо плавно отпускать одну педаль (сцепление) в коорди- нации с нажимом на другую (акселератор). Для этого субъект должен оттор- мозить обусловленные спешкой повседневной жизни тенденции нажимать и отпускать педаль быстро и целиком и обращать внимание только на сги- баемую ногу, забывая о разгибаемой. Это оттормаживание достигается при- менением /-оператора. Напротив, активации подлежат три схемы:
• увеличение-нажатия-на-акселератор;
• уменьшение-нажатия-на-сцепление;
• координация между собой двух указанных выше трансформаций.
Глава 13. Когнитивное развитие
Строки 2 и 3 на рис. 11 отображают стратегии, применимые в благопри- ятных ситуациях, т.е. в тех случаях, когда иррелевантные схемы не акти- вируются. В качестве примера Паскуаль-Леоне приводит задачу на пере- вод иностранного слова. В этом случае не имеет смысла оттормаживать любую ассоциацию до того, как смысл слова установлен. Разница между стратегиями 2 и 3 заключается в использовании А/-оператора: в случае стра- тегии 2, в отличие от стратегии 3, он вначале не используется, что симво- лизируется индексами над стрелкой, связывающей первое состояние со вторым. Стратегия 3 используется, когда субъект с самого начала знает, какие схемы релевантны задаче, а стратегия 2 — когда субъект вначале та- ким знанием не располагает.
Кроме вышеописанных, Паскуаль-Леоне вводит также и другие опера- торы: /"-оператор (от field — поле) достигает прегнантности применяемых одновременно схем; ^-оператор (learning — обучение), имеющий в свою очередь несколько разновидностей, отвечает за образование новых схем и ассоциаций старых в результате обучения и т.д.
Развитие отдельных операторов происходит относительно независимо друг от друга: у одних детей могут быть лучше развиты одни операторы, а у других — другие. Таким образом, развитие у Паскуаль-Леоне описыва- ется не одномерно, как у Пиаже, а многомерно, с введением индивидуаль- ных различий. Наиболее проработан вопрос об индивидуальных различия у Паскуаль-Леоне на материале полезависимости-поленезависимости, о которой более подробный разговор идет в главе 10, посвященной когни- тивным стилям.
Каждая задача в рамках теории Паскуаль-Леоне может быть описана формулой, отражающей положительное или отрицательное влияние опе- раторов на ее решение. Например, для полезависимости-поленезависимо- сти формула выглядит следующим образом:
Эта формула означает, что поленезависимое поведение поддерживает- ся М-оператором, реализующим программу, определяемую управляющи- ми схемами. В направлении полезависимого поведения действуют опера- торы LC и F. В зависимости от развитости соответствующих операторов человек будет демонстрировать полезависимое или поленезависимое по- ведение.
Эмпирическое обоснование своей теории Паскуаль-Леоне находит в факторном анализе решения задач, где каждому из его операторов должен соответствовать определенный фактор.
Сложная и хитроумная теория Паскуаль-Леоне примечательна в не- скольких отношениях. Во-первых, он пытается объяснить феномены раз- вития интеллекта при помощи процессов переработки информации. В ча- стности, основным для развития оказывается увеличение способности од- новременного оперирования со схемами, что весьма близко к понятиям объема сознания и оперативной памяти. Во-вторых, Паскуаль-Леоне вво-
Неопиажеанство
дит в анализ решения задач несколько измерений, соответствующих раз- ным операторам. Тем самым открывается возможность объяснения дека- ляжей и индивидуальных особенностей развития.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление