Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория мышления Дж. Брунера




Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже

Джером Брунер, разрабатывая свою теорию, пересмотрел концепцию Ж. Пи-
аже под влиянием идей Л.С. Выготского о важности социальных влияний на
когнитивное развитие ребенка. Особенно сильно влияние идей о социальных
взаимодействиях сказалось на представлениях Брунера о языковом развитии
детей. Однако социальные взаимодействия не так прямо, как у Выготского
опосредуют развитие познания. Познавательное развитие, с точки зрения Бру-
нера, складывается не просто из ряда стадий. Оно включает овладение ребен-
ком тремя сферами представлений: действий, образов и символов, которые
являются способами познания мира. Сначала ребенок познает мир благода-
ря привычным действиям. Затем мир представляется и в образах, и относи-
тельно свободных от действий. Постепенно появляется новый путь— пере-
вод действия и образов в языковые средства. Каждый из трех способов по-
разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и накладывает от-
печаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.

Первая сфера представлений — действие. Предмет и действие слиты,
предмет становится как бы продолжением действия. Первоначально дей-
ствия неразрывно связаны с восприятием, затем эти сферы дифференци-
руются и отделяются друг от друга. В переходный период ребенок устанав-
ливает соответствие между миром образов и миром последовательных дей-
ствий и позже освобождает образные представления из-под контроля дей-
ствий. Между первым и вторым годом ребенок ищет предметы под плат-
ком, поднимая другие платки, стремясь увидеть, куда переместился объект
после того, как его спрятали, т.е. начинает понимать и интерпретировать
скрытые перемещения объекта.

Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — это образ.
В раннем детстве ребенок находится во власти ярких зрительных представ-
лений, он сосредоточен на внешней стороне вещей.


Глава 12. Когнитивное развитие

Третья сфера представлений — символ. Символические представления
сначала развиваются на образной основе. Словарный запас включает круг
узких, наглядных, знакомых категорий и лишь постепенно увеличивается,
охватывая все более широкие «не представленные» понятия. Речь ребенка
перестраивает все когнитивное развитие, являясь его важнейшим орудием.

В теории Дж. Брунера нет жесткой периодизации когнитивного разви-
тия, где одна ступень выше другой и обесценивает предыдущую. Все три
сферы представлений одинаково важны и не теряют своего значения и у
взрослого человека. Высота развития интеллекта определяется степенью
развития всех трех сфер представлений: действия, образа, слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.