КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оружие с древком и метательное. 3 страница
Рис. 290. Саксонская дага с раздвоенным клинком (springklinge) (Дрезденский королевский музей).
Некоторые ножны меньшего размера еще более совершенны. Например, ножны той же коллекции и, без сомнения, работы сьенского мастера, сделанные из черного бархата, с коронкой и наконечником из вороненой стали, покрытой позолотой, заключают в себе: маленькую да-гу, два небольших ножа и вилку, рукоятки которых из слоновой кости, оправленные позолоченной сталью, поднимаются на разную высоту (рис. 288). Такое оружие носилось на поясе как мужчинами, так и женщинами, в городе и на охоте; женщины пристегивали их к длинным ремням, идущим от пояса, где привешивались ключи и ножницы. Маленькая дага для левой руки, принадлежащая музею Клюни, не превышает в длину одного фута (рис. 289). Гард, трубка и головка сделаны из позолоченной и вычеканенной стали ажурной работы, в виде цепочек из прямоугольных колец; крепкий клинок с отточенным острием представляет косоугольное сечение; ricasso, имеющее форму длинного четырехугольника, может служить опорой для большого пальца. На концах дужек находятся украшения в виде нескольких листьев. Этот кинжал, несомненно, итальянской работы.
Рис. 291. Держание даги в левой руке.
Оружие левой руки, работавшееся в Германии, пользовалось большой известностью (таким оружием некоторые считают кинжалы Francs- Juges); и в XVI и XVII столетии испанцы и итальянцы охотно брали его за образец для своих произведений. Такое оружие саксонской работы изображено на рисунке 290. Весь гард сделан из темной стали; трубка покрыта черным шагренем и обтянута кольцами и прутьями из стали; головка, трубка и оконечности дужек сходны между собой в форме. Дужки опускаются к лезвиям. Кольцо гарда окаймляет ажурную преграду из стали, образующую маленькую плоскую чашечку, с которой соприкасается верхняя часть кисти, между тем как большой палец опирается в ricasso клинка.
Клинок представляет особенное ус тройство, состоящее в том, что как только большой палец нажимает пу говку пружины, клинок разделяется на три части, из которых среднее окан чивается острием в виде железка копья, составляющим продолжение лезвий двух внешних клинков, когда все они соединены вместе. Каждый из боковых клинков снабжен с внутренней стороны маленьким выступом, посредством которого они взаимно прикрепляются к среднему. Благодаря такому замысловатому устройству можно было совершенно неожиданно нарушить план неприятельского удара, остановив его шпагу, как в трезубце, не говоря уже о том, что такое развертывание трех клинков, несомненно, должно смешать противника. Вследствие такого раздвоения средний клинок становится четырехугольным, а каждый из боковых - треугольным, и острие неприятельской шпаги, попав между ними, могло сломаться между опущенными дужками и отставленными клинками. Шпаги левой руки с опущенными дужками обыкновенно предпочитались, потому что при удачном отражении горизонтального удара такой шпагой можно было задержать, сломать или изогнуть неприятельское оружие. Но вскоре стали охотнее покрывать рукоятку высокой чашечкой (en berceau), которая давала руке такую же хорошую защиту, как и прекрасные испанские кинжалы (рис. 276), появляющиеся вместе с рапирой a panier. У некоторых же шпаг чашечки опускаются к клинку, чтобы захватывать оружие противника. Но каково бы ни было устройство гарда, наконечник клинка почти всегда образует более или менее глубокую выемку, помещающуюся на противоположной стороне кольца гарда, в которую упирается большой палец, потому что оружие левой руки никогда не держалось так, как ручка весла, т.е. большим пальцем на головке рукояти, направленным вниз, когда вся рука и кисть вытягивались по прямой линии; напротив, большой палец всегда помещался на наконечнике клинка, а рукоятка держалась так, как обыкновенно держится шпага (рис. 291). По рисункам, встречающимся в сочинениях о фехтовальном искусстве данной эпохи, можно убедиться, что кинжал всегда держался именно этим способом.
Рис. 292-293. Итальянские стилеты.
Под именем стилетов, для которых Италия представляет нечто вроде монополии, следует подразумевать теперь маленькие городские кинжалы, носившиеся в сапогах, пристегиваясь к подвязкам, в рукавах или под курткой. Треугольный клинок этого оружия утончался постепенно, подобно острию циркуля, и делался таким образом крайне острым. Такие кинжалы были положительно самыми смертельными; их тонкое острие проникало через толстую одежду, и человек, сваленный и подмятый под колена своего противника, мог вытащить из сапога свои стилет и всадить его в живот врага (рис. 292 и 293). Рис. 294. Швейцарская дага (Парижский артиллерийский музей).
Швейцарские пехотинцы долго носили короткие кинжалы с широким и крепким клинком о двух лезвиях и концом, отточенным в острие. Очень удобная рукоятка такого оружия (рис. 294) состоит из головки и гарда, форма которых соответствует форме трубки; она сделана из красного дерева и стальных полос и пластинок, покрытых совершенно позолотой. Деревянные ножны, обтянутые черным бархатом, покрыты сверху медью, где на фоне бархата, сквозящегося через ажур, выделяются семь очень выпуклых фигур солдат, бьющих людей в городском платье; затем фигуры медведя и льва, служащих символами Швейцарии, хищнические и жестокие нравы которой выставлены здесь как предупреждение для побежденных. Такие швейцарские кинжалы - описание относится к 1561 году - совсем не редкость в коллекциях; они выбиваются штампами, которые, как можно судить, принадлежат работе людей большого таланта и напоминают прекрасные традиции нюрнбергских мастеров, традиции, которые мы снова находим в наконечнике ножен и которые возвращают нас к головкам прекрасных итальянских и немецких мечей эпохи Возрождения. Ножны этих кинжалов всегда снабжены, кроме того, маленьким ножом и шилом.
Прекрасный кинжал немецкого пехотинца, принадлежащий Луврскому музею, сделан весь из стали. Трубка в форме усеченного конуса покрыта филиграном (плетеная золотая и серебряная работа) и поддерживается четырьмя продольными витыми шнурками; наверху трубки возвышается ребристый колпак, образующий головку. Гард состоит из двух дужек и чашечки, опущенной к клинку; последний имеет сначала четырехугольную форму, а затем суживается в виде шила с острым концом. Стальные, вычеканенные ножны имеют полуцилиндрическую форму с плоской внутренней стороной, на которой находится рычаг (bielle) для привешивания их к поясу. Наконечник представляет шар, окруженный плоским обручем (colleretle), и оканчивается внизу пуговкой в виде жемчужины (рис. 295). Другой кинжал (дага) тоже немецкий, принадлежащий тому же музею, имеет трубку витой работы, конусообразной формы; дужки идут наискось в противоположных направлениях; бороздчатый клинок имеет посередине желобок, который пресекается несколько ранее острия. Ножны из вычерненной стали, обильно украшенные, устроены так же, как и предыдущие, и оканчиваются большой, очень выпуклой оливкой, с четырьмя срезанными сторонами, которые окаймлены выпуклыми шнурками и покрыты украшениями. Полные ножны дают место двум ножам и шилам (рис. 296).
Рис. 295-296. Немецкие даги (Луврский музей).
Все эти кинжалы носились за спиной в горизонтальном положении, пристегиваясь к портупее шпаги и имея рукоятку, обращенную в левую сторону. Солдаты перестают употреблять кинжал около середины XVII столетия, и в это же время окончательно забрасывается оружие левой руки, хотя испанцы и итальянцы употребляют его еще гораздо позднее.
Для конницы главным оружием неизменно остается копье, снабженное щитком для защиты и противовесом на конце. Большое копье жандарма XVI столетия почти не отличается от копья конных рот XV века; оно по-прежнему требует очень сильных и опытных воинов на рослых боевых лошадях, цены на которых поднимались все выше и выше. Ввиду этого в 1605 г. Генрих IV издал указ, запрещавший употребление копья; около того же времени лошадей перестают покрывать доспехами, тем более что разорившееся дворянство почти не могло более являться на лошадях, так как полное вооружение жандарма с лошадью доходило до 14 тысяч франков.
Из оружия с древком пехота ограничивается употреблением одной пики, которая представляет собою копье без щитка и противовеса; только швейцарцы удерживают алебарду до конца XVI столетия. Протазан и корсека носятся только на парадах, и одни косари и осадные ножи употребляются еще при осадах и приступах. Низшие чины офицеров пехоты вооружены полупикой - эспонтоном (esponlon); у германцев употреблялось еще копье особого рода, но оно было преимущественно охотничьим оружием, имея железко в виде листа шалфея и поперечный выступ, предохраняющий охотника от нападения пораженного зверя; этот выступ часто делался подвижным и соединялся с трубкой посредством цепи. Артиллерийские офицеры имели пальник (porte meche), представляющий собою ранкону с загнутыми ушками, через отверстие которых пропускали фитиль, когда нужно было произвести выстрел; средним острием, крепким и длинным, можно было наносить уколы. Другие виды оружия с древком остаются теми же, что и раньше (рис. 297) и такого же устройства; они только делаются легче и изящнее, а железко покрывается гравировкой, позолотой, серебром по черненому фону, насекается золотом и серебром, украшается перевивающимися арабесками, гербами, девизами - будетли это оружие войны или парада, - его украшение одинаково роскошно. Можно сказать, что никогда художественная роскошь оружия не была так развита, как в XVI столетии, хотя средние века украшали свое оружие финифтью, драгоценными камнями и металлами, а эпоха Возрождения покрывает его инкрустацией, чернью, чеканкой такой работы, которая в тысячу раз дороже, чем сам материал. Простые солдаты испанской армии вооружены мушкетами и морионами, сплошь покрытыми позолотой. Рис. 297. Французские, баварские и германские алебарды, пики, протазаны и цены (Императорский Эрмитаж).
Боевые топоры (секиры) не употребляются позднее второй половины XVI столетия и большинство из них обращается в крикеты (criquet) - в смешанное оружие, рукоятка которого образует пистолет, причем отверстие дула находится около железка. Секира XVI столетия (рис.298), принадлежащая Парижскому артиллерийскому музею, имеет ажурное железко, насеченное золотом. Внутри рукоятки, покрытой медью, спрятано длинное копье, которое, выдвигаясь сотрясением, образует род шпаги. Но испано-мавританское и мавро-венецианское искусство дало самые замечательные образцы смешанного оружия, так как некоторые из них соединяют в себе пистолет, топор и булаву, всегда отличаясь, кроме того, роскошнейшими украшениями, как, например, этот прекрасный образчик бердыша, принадлежащий Луврскому музею (рис. 299); изящно вырезанное железко покрыто дорогой гравировкой, и все оружие было первоначально позолочено; характер украшения обнаруживает царствование Генриха II. Боевой молот не выходит из употребления до конца XVI столетия; по форме он мало отличается от тех, которые употреблялись в XV столетии, однако делается легче и получает более короткую рукоятку; как и прежде он привешивается к седлу посредством крючка. Боевой молот Луврского музея (рис. 300) сделан целиком из железа витой работы; на стороне, противоположной бою, обух образует острие; бой украшен чеканкой и гравировкой. Расширенная рукоятка образует выступ со щитком для защиты руки; из рукоятки выходит стержень, сначала четырехугольный, затем витой, подобно веревке, вокруг которой обвивается выпуклый изгиб спиральной линии. Крючок для привешивания находится около обуха; легкая головка оканчивается кольцом, через которое проходит мартингал, чтобы было легче укрепить оружие к кисти.
Рис. 298-300. Секира, бердыш и боевой молот (чекан).
Рис. 301. Железко для протазана, гвардия Людовика XIV (Луврский музей).
Рис. 302. Рунка или рогатина: а- начала XVI столетия; б- того же времени, но с широкими выступами (ушами); в- в виде боевых вил; г~ итальянская рунка середины XVI столетия.
В Италии, Франции и Германии это оружие не встречается позднее 1580 г.; но в Австрии, в турецких войнах, оно продолжает употребляться и в XVIII столетии, а в Азии у восточных народов, мы можем найти его и теперь вместе с топором и булавой. Протазаны XVI столетия также отличаются роскошной отделкой (рис. 301). Они употребляются как парадное оружие и в XVII столетии. В начале XVI столетия появляется и другой род оружия с древком, именно рунка (ronsard) или рогатина (рис. 302). Несомненно, что оружие это должно было существовать и гораздо ранее этого времени, но первое упоминание о нем как об оружии не старее конца XV столетия. Рис. 303. Перначи: императора Фридриха III (XIV столетия), итальянский XIV столетия. Турецкая булава, украшенная драгоценными камнями. Рис. 304. Ландскнехт XVI столетия, стреляющий из лука.
Рис. 305-306 Колчан венецианских стрелков XVI столетия (Императорский Эрмитаж). Браслет для стрельбы из лука (Луврский музей).
Рогатина имеет длинное узкое острие, при основании которого два выступа в виде полумесяца. Таким образом, она составляет как бы среднее оружие между копьем, пикой и протазаном. Булавы, шестоперы и перначи (рис. 303) в XVI веке начинают мало-помалу утрачивать значение боевого оружия, принимая значение почетного. Как почетное оружие - символ известной власти или положения - они употребляются и до настоящего времени. Употребление лука почти прекращается в европейском вооружении с половины XVI столетия; лишь ландскнехты (рис. 304) и английские стрелки употребляют его позднее (последние даже в 1627 г.). Колчаны для стрел обыкновенно делались из дерева и нередко украшались резьбой и позолотой (рис. 305). Чтобы тетива спущенного лука не ударяла по пальцам, последние защищались браслетом, металлическим или из слоновой кости (рис. 306). Самострелы также теряют всякое значение в XVI веке из-за развития огнестрельного оружия. Поэтому они начинают употребляться преимущественно для охоты. В это время встречаются еще два типа подобного оружия: 1. Небольшой самострел с двойной тетивой и небольшим мешком, куда клали маленькую круглую свинцовую или глиняную пулю. Самострел этот (arbalete a jalet) бил на ничтожное расстояние. 2. Самострел с кольцом (arbalete a baguette); в нем тетива натягивалась с помощью кольца с ручкой. Самострел этот мог стрелять стрелой или глиняной (также свинцовою) пулей.
Глава 11
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |