Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XVII и XVIII столетия




Успех огнестрельного оружия произнес смертный приговор всему средневековому вооружению. Как только стало очевидным, что железные доспехи не в силах уже предохранить от смертельного пора­жения пулею, всякий стремился сбросить с себя ненужную теперь тя­жесть или, во всяком случае, значительно облегчить себя. Поэтому, если в начале XVII века и встречаем еще полный доспех, но он уже далеко не такой совершенный, как за сто лет до того. В Парижском артиллерий­ском музее сохранились доспехи Людовиков XIII и XIV, и по ним можно судить о последних сплошных вооружениях. (Доспех Людовика XIV несколько тяжел для своего времени.) Доспех Людовика XIII - из черне­ного железа с позолоченными шляпками гвоздей, изображающими цветки лилии. Шлем принадлежит к типу бургиньот с большим наза­тыльником, соединяющимся с нащечниками; выступ забрала пересека­ется наносником особенной формы, принадлежащей этой эпохе и которая встречается также в касках восточных племен. Он завертывает­ся внизу в завиток, а от его вершины берет начало другая ветвь, образу­ющая второй завиток над выступом забрала; железный прут, также завернутый на концах, украшает назатыльник. Симметричные наплеч­ники и доспехи рук сделаны из чешуйчатых пластинок (en ecrevisse), нагрудник лат очень короткий, набрюшника нет, набедренники непос­редственно пристегиваются к латам, образуя налядвенники, и доходят до колен, где они дают наколенники с боковыми ушками.

Доспех Людовика XIV, как мы заметили уже выше, отличается своей массивностью. Очень толстый, он сделан из стали au clair и украшен тонкой гравировкой, без сомнения, французской работы. Шлем типа капелины (capeline) имеет длинный чешуйчатый назатыльник, выемча­тые нащечники, выпуклый выступ и полу круглую тулью; общий вид его напоминает древнюю каску сарматов. Он снабжен еще подвижным на­носником. Обрезанныепод прямым углом наплечники (оплечья) состоят из бесчисленных блях, точно также как и наручи, места соединения которых тщательно закрыты металлическими же пластинками. Нагруд­ник со средним маловыпуклым ребром соединяется со спиною посредст­вом поясного ремня; от набрюшника опускаются набедренники, имеющие форму налядвенников. Массивные поножи напоминают собою носившиеся в то время тяжелые сапоги; башмак (soleret), согласно гос­подствовавшей тогда моде, имеет круглый носок. Эта броня принадле­жит к типу тех, которые надевались, когда приходилось идти в траншеи, но железные поножи одна только фантазия, потому что в то время они уже не были в употреблении. Кажется, что французские кирасиры Лю­довика XIV последние носят полное вооружение; оно из вороненой, почти черной стали; небольшой набрюшник обрисовывает очень короткую талию, налядвенники большие; защита ру­ ки, за исключением передней части, состоит из чешуи. Каледина снабже­ на длинным отставленным выступом, большим - состоящим из блях - назатыльником, напоминающим япон­ские каски, и наносником. Султаны укрепляются на конце тульи.

 

Рис. 313. Кожаный камзол (Париж­ский артиллерийский музей).

 

Таково было вооружение XVII сто­ летия, которое начинает вытесняться кожаным камзолом или курткой с ру­кавами или без рукавов из кожи лося или оленя (рис. 313). Это кожаное платье надевалось в XVI столетии под латы; но уже в начале XVII его начи­нают носить без всяких других доспе­хов, кроме железного воротника, спускавшегося на грудь в виде щита.

Этот воротник (haussecol) представляет такую же хорошую защиту, как и латы, которые носились франтами той эпохи и которые были до смеш­ного коротко обрезаны внизу и чрезмерно широки в подмышках. Такая мода кажется тем более странной, чтобоевые седла не имеют уже своих широких и высоких лук, а поэтому кавалеристы, сражаясь на пистоле­тах, стараются попасть противнику в незащищенный живот.

Рис. 314. Каледина (Парижский артил­лерийский музей).

Рис. 315. Железная шапка (Париж­ский артиллерийский музей).

 

В капелине (рис. 314) сильно преобладает влияние Востока. Ее наносник посредством винта может подниматься или опускаться на желаемую высоту. Такое наголовье было в большом употреблении в Польше и по побережью Дуная.

Другой головной доспех, очень много носившийся в XVII столетии, представляет собою железную шапку тоже с подвижным наносником. Шапка сделана из стали, покрытой чернью; внутренняя же оправа де­ржится медными гвоздями (рис. 315). Такая шляпа служила военным головным убором королевского дома. Левая сторона ее часто поднима­лась кверху,-по фасону войлочных шляп, которые тоже встречаются в то время в войске; последние носились с железными колпачками, скрывав­шимися под тульей шляпы. В начале столетия железные шляпы были снабжены чешуйчатыми нащечниками.

Иногда у таких шапок полукруглая тулья образует выступ, напоми­нающий козырек фуражки. Над центром ее возвышается выпуклый кружок, от которого лучеобразно расходятся железные прутья, при­крепляющиеся к краю тульи и выступа; от этих верхних прутьев спуска­ются другие, окружая голову и защищая ее от поперечных ударов (рис. 316); задний из них толще прочих и образует назатыльник. Ниж­ние прутья соединяются с верхними посредством шалнероь и могут только подниматься.

Рис. 316. Железная шапка с поперечными прутами.

 

Рис. 317-318. Армэ. Горшечный шлем.

Армэ еще употребляется в первой половине XVII века, но оно редко имеет полное забрало; большею же частью лицо защищено широкой решеткой; часто дыхало представляет довольно своеобразное устройство (рис.317).

Зрение и наносник составляют одну часть, которая сначала поднима­ется, а затем опускается в виде клюва над дачником, прорезанным в верхней части двумя круглыми отверстиями для глаз, а внизу косоуголь­ным, обозначающим рот. Спереди эта оригинальная каска напоминает голову ночной хищной птицы.

Железный головной доспех пехотинцев состоял из мориона и бур-гиньоты. Что касается пикинеров, последних из пехотинцев, носивших латы с налядвенниками и то лишь до второй половины XVII столетия, -то им наголовием служил кабассет. Дольше других носился и горшечный шлем (pot en tete); образец этой тяжелой железной каски с привинчен­ным забралом имеется в Парижском артиллерийском музее (рис. 318). С этой каской французские саперы надевали толстые латы, чтобы без особенного риска устанавливать свои туры. Подобное вооружение исче­зает безвозвратно около половины XVII столетия; вскоре появляются медные каски; полные доспехи можно видеть уже только на портретах знатных лиц, и то весь доспех воина часто сводится только к шлему и наручам.

Как последнюю принадлежность вооружения XVII столетия следует отметить hallecret, представляющий собою воротник, с которым соеди­няются наплечники и доспехи предплечья, состоящие из металлических досок, расположенных чешуею (en ecrivisse). Этот воротник носили вместе с воротником камзола; последний не выходит из употребления до конца XVIII столетия, особенно в Испании. В траншеях воины долго сохраняют еще употребление рондаша, который имеет особенное уст­ройство и образует род наруча (рис. 319). Рукавица для левой руки прикрепляется к диску, а под рукавицей к щиту приделывается шпага, выступающая из-за края его на 50 см; окружность щита вырезана зуб­цами для отражения ударов. На внутренней стороне диска, недалеко от края, приделывается фонарь, свет которого проходит через отверстие; последнее можно по желанию открывать и закрывать посредством круг­лой задвижки. Этот рондаш, без сомнений, первых годов XVII столетия.

 

Рис. 319. Траншейный рондаш.

 

К оружию с древком XVII столетия принадлежат: пика, эспонтон, алебарда и бердыш. Первая была вскоре заменена багинетом, второй представлял полупику, составлявшую оружие офицеров пехоты, а по­следние употреблялись только на парадах. Железко эспонтона имеет форму листа шалфея и образует утолщение при основании, с мало отставленными ушками; трубка часто обвивается галуном. В общем же эспонтон представляет собою род охотничьего копья, которое появляет­ся в середине XVI столетия и исчезает в конце XVIII-ro. Боевой молот употреблялся в Германии некоторое время и в XVII столетии, а бердышом вооружены жандармы еще при Людовике XIV.

Изобретение багинета (baionette - штыка) относится к гораздо более отдаленной эпохе, чем это обыкновенно думают. Уже с середины XVI столетия мы находим кинжалы, приделывавшиеся к дулу аркебуза; с конца XVI столетия, даже несколько ранее, появляются штыки, которые служат огнестрельным оружием и одновременно короткой пикой, но такое оружие употреблялось преимущественно на охоте. Багинет или штык приделывается к мушкету около 1640 года.

Первые штыки представляют собой род кинжала, у которого деревян­ная или костяная рукоятка, лишенная головки, очень туго вдвигается в дуло мушкета, так что последний имеет уже только значение ножа. В 1680 году было утверждено употребление штыка с трубкой, и произве­денные в этом оружии изменения касаются только внешней стороны и длины клинка. В походе солдат носил свой штык в отдельных ножнах или соединенных с ножнами шпаги или сабли.

Собственно говоря, слово сабля появляется не ранее XVII столетия, и под ним подразумевается скорее короткое, чем длинное оружие с изо­гнутым клинком подобно малкусу или кривой шпаге, но ширина клинка везде одинакова; иногда он суживается к острию и лезвие идет по выгну­той стороне. С тех пор как обнаруживается стремление к экономии и от оружия начинают требовать прежде всего прочности, сабля становится военным оружием по преимуществу. Железный, а еще чаще медный гард может иметь или не иметь чашечки (coquille); более или менее многочисленные ветви защищают руку. Пехотинцы вооружены корот­кой, а кавалеристы более длинной саблей с клинком, иногда совершенно прямым. Это оружие свидетельствует о последней степени упадка про­изводства холодного оружия и появляется в одно время с теми малень­кими шпагами с бронзовыми гардами, теми spadidnes или короткими шпагами, которые в конце XVII столетия входят в употребление взамен прекрасных испанских или итальянских рапир, изящных немецких шпаг с длинными клинками, с железными или стальными гардами, украшенными тончайшей гравировкой и чеканкой.

Во Франции шпага носилась до второй половины царствования Лю­довика XVII, но аристократия уже больше разъезжала в придворных каретах, чем верхом; короткая шпага заменила длинную рапиру времен Фронды. Если сравнить шпагу первых годов XVIII столетия с рапирой предыдущего столетия, то невольно поражает их радикальное различие. Клинки с треугольным сечением или в форме узкого шила вытесняют клинки с двумя лезвиями. Лишь одни военные шпаги удерживают свой плоский клинок. Вся рукоятка делается тоньше, но это, однако, не при­дает ей той легкости, какую можно было бы ожидать, так как шпаги XVIII столетия лишены того соотношения между тяжестью рукоятки и гарда, какое было установлено в рапирах. Клинок делается мягким и гибким, что уже составляет недостаток шпаги; это уже более не оружие войны, а скорее придворная шпага, едва годная для дуэли. Правда, в течение всего XVIII столетия существует еще средний тип шпаги, упот­ребляющейся людьми, легко обнажающими оружие при всяком случае; образчиком ее может служить шпага, изображенная на рисунке 320, которая, вероятно, относится ко времени около 1775 года.

 

Рис. 320-322. Шпага XVI столетия. Шпага -пистолет. Палаш с пистолетом.

 

 

Рис. 323-324. Клеймор конца XVI века. Шотландский палаш начала XVIII века.

 

Придворные шпаги характеризуются более короткими и легкими клинками с чрезмерно расширенным основанием; сплошь или местами позолоченные гарды делались из бронзы, серебра или вычерненной ста­ли, насекавшейся золотом, с украшениями из золота и серебра. Причуд­ливые трубки делаются из тех же металлов, а еще чаще из дерева, покрытого филиграном из серебра, меди или железа, причем узор пле­тенья разнообразен до бесконечности; кроме того, материалом для тру­бок служила слоновая кость, сердолик, оникс и даже иногда саксонский фарфор, так как некоторые шпаги имеют чашечку, трубку и головку из фарфора, украшенного живописью. Все подобные шпаги, равно как и те, у которых весь гард высечен из слоновой кости, не считались оружием, их называли des excuses, так как нельзя же защищаться предметом, прибор которого разлетится вдребезги от первого удара.

Но все шпаги, какие бы они ни были, принадлежат по своему устрой­ству к типу, изображенному на рис. 320. Однако следует заметить, что по мере приближения к концу XVIII столетия трубки становятся длин­нее, причем pas d 'ane все менее и менее развит. У некоторых шпаг совсем нет чашечек; добавочная ветвь соединительной дуги образует боковое кольцо, соединяющееся с дужкой.

У траурных шпаг стальной гард покрывался чернью, трубка делалась из черного дерева, или обтягивалась черным шелком, так что общий вид оружия имел достаточно траурный вид, чтобы гармонировать с осталь­ным костюмом'.

В XVII веке очень часто встречается соединение огнестрельного ору­жия с холодным; так, например, в Луврском музее имеется шпага -пистолет (рис. 321), вероятно, первых годов XVIII столетия. Рукоять ее служит для этой цели и шпаге и пистолету. Двойная ветвь гарда образует в то же время курок и спуск пистолета; к его же стволу привешивается узкий и тонкий клинок шпаги.

В Парижском артиллерийском музее имеется палаш, несколько на­поминающий это устройство (рис. 322). К обуху его клинка приделан ствол пистолета. Палаш этот роскошной работы, весь украшенный по­золотой.

В XVII столетии в Англии и Швейцарии удерживается еще употреб­ление двуручных мечей, называвшихся здесь клейморами (claymore) (рис. 323). Кроме того, в первой, большое распространение получает и шотландский палаш (рис. 324). Последний снабжен очень широким и хорошо защищающим руку гардом. Он несколько напоминает итальян­ские чиавоны.

Огнестрельное оружие не сделало больших успехов в течение XVII столетия.

В ХVII столетии мушкет с вилкой пользовался таким же почетом, как и ранее, и только прибор мушкетера стал проще.

Употребление кремневого курка входит во всеобщее употребление только со второй половины XVII века. Кремневое ружье в начале следу­ющего столетия заменяет в обращении мушкет. Оно снабжается штыком или багинетом. В это же время появляется и короткий мушкет или мушкетон; если у последнего дуло ствола расширяется в виде воронки, то он получает название тромблона.

 

Глава 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.