![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
КОММЕРЦИЯ 1 страница
Типы (меновых) рыночных отношений. Самовозрастание денег происходит также и при определенном использовании денег в процессе торговли. Для выявления этой формы капитала рассмотрим в целом структуру современного рынка:
1 Мена®Товарообмен®Обращение®Торговля®Коммерция® Маркетинг ┌────────── ┌───────┘Профессионально П — П Т -товар; ВЭ -всеобщий эквивалент
Мена конституируется первоначально в качестве дарообмена (дарственной мены), что было осознано в Древней Греции. На этой основе возникает торговый обмен. Он предполагают взаимное возмездное отчуждение субъектами товаров. Обращение ведется с помощью опосредующего эквивалента, что также сохраняется в современном мире. Торговля представляет обращение на основе денег. Коммерция есть торговля ради денег -купля товаров ради их продажи с целью получения прибыли. В условиях планомерного рынка коммерция принимает форму реализации товаров, а при плановом рынке -сбыт товаров. Маркетинг. В литературе существует порядка 2000 определений понятия маркетинг. Даже автор наиболее популярного учебника по маркетингу по-разному его называет, полагая, что он возник или в древности, или только в ХХ веке. Значение слова «маркетинг» часто сводят к значению слова «товарообмен». Тем самым все формы товарных отношений называют «маркетингом». На самом деле, маркетинг не является просто обменом товаров, а возникает только в условиях насыщенного товарами рынка, что впервые произошло в ХХ веке. Маркетинг представляет современную форму коммерции, организуемую профессионалами на основе последних достижений науки и техники. Само слово «маркетинг» (акроним) возникло в 30‑е годы в США на основе двух слов «маркет + геттинг», что означало «завоевание (овладение) рынка». Именно тогда начался переход от ненасыщенных рынков (спрос больше предложения) к насыщенным рынка (спрос меньше предложения) Маркетинг может быть внутрифирменным (его, порой, называют микромаркет) и межфирменным, что предполагает коммерцию в условиях насыщенного товарами рынка. Маркетинг представляет создание профессионалами спроса на товар (предложение рождает спрос) с помощью последних достижений науки и техники, продвижение товара до потребителя с учетом спроса. Современный рынок представляет единство всех названных типов товарных отношений. Они различаются характером товаропроводящей сети. Все большую роль выполняет маркетинг, который используют, как правило, монопольные предприятия. Высшей формой товаропроводящей сети является микромаркет. Типы торговли. Торговля -основное звено рыночных отношений. Она многообразна. Выделим следующие ее формы:
Конкурентная торговля является основным типом. Она характерна для насыщенных рынков. В таком случае расхождение спроса и предложения на определенный товар ведет к изменению цен, которое и устанавливает равновесие спроса и предложения. Все это является самодеятельностью индивидуальных продавцов и покупателей.
Конкурсы -разновидность конкурентной торговли, возникающей на основе специальной организации для определения концентрированного спроса и предложения на товары. Конкурсы представляют особый тип конкуренции, когда существует дисбаланс намерений купить и продать какой-то товар. Возможны два случая: если больше покупателей, то возникает аукцион как особая форма конкурса покупателей. Если же больше продавцов, то возникает их конкурс, который проходит посредством торгов. На биржах идет конкурс между посредниками, представителями клиентов.
Ненасыщенный рынок характеризуется дефицитом товаров. При этом не используют цены для выравнивания спроса и предложения. Если цены законодательно устанавливают на определенном уровне, то тогда возникают разные типы затрат -денежные и неденежные (время стояния в очереди, взятки и т.п.). В таком случае спрос больше предложения, и начинается неценовая конкуренция покупателей, прежде всего, посредством установления последовательности покупки, различного рода очередей. Сосуществуют различные типы очередей, начиная с живой очереди, которая так или иначе сорганизуется или ее планомерно организуют с помощью технических систем (например, в сберегательных банках). При покупке дорогостоящих товаров обычно организуют очередь с помощью различного рода записей, образуемых в частном порядке. При более сложных формах устанавливают регистрационные книги заявок или «портфель» заказов, который определяет очередность продажи товаров покупателям.
Неденежные избыток Предложение затраты ..................... Законодательный потолок цен Денежные Дефицит затраты Спрос ───────────────────────────────────────── Рационирование представляет особо организуемый рынок покупателей в условиях дефицита товаров и бедных людей в условиях достаточности товаров. При этом цены на товары не изменяют, а административно регулируют торговлю товарами с помощью различных документов. В таком случае возможны различные «самодельные» распределительные документы, которые устанавливают предприятия. Для этого могут использовать и существующие официальные документы, например, паспорта, и специально выданные официальные документы: визитки, приглашения, купоны, талоны, карточки. К рационированию относятся и некоторые формы трансфертов, в частности, купоны на сельхозпродукцию бедным в США.
Типы рынков. Современный рынок товаров изучают с разных точек зрения. Потребительский рынок обеспечивает предметами потребления население. Факторный рынок обеспечивает предприятия товарами. Специальный рынок - торговля оружием, ядами, некоторыми лекарствами, оборудованием по производству ядерной энергии, орденами и медалями. Он строго регламентирован и ведется строгий учет движения товаров. Существуют разные формы этих товаров, например, оружия, и различные правила их реализации [см.: 167].
Оружие ┌──────────┼───────────┐ гражданское ® служебное ® боевое ┌──────────┼───────────┐ охотничье ® спортивное ® самообороны ┌──────────┼───────────┐ холодное ® огнестрельное ® газовое Обычные ресурсы также подразделяют на средства производства, финансовые. Каждый из них, в свою очередь, делят на более конкретные их формы. Ресурсный рынок служит для организации производства, и на нем имеют хождение рабочая сила, сырье, топливо, техника, оборудование, капитал, информационные услуги, интеллектуальная собственность, финансы -кредит, ценные бумаги. Все их необходимо специально анализировать. Рассмотрим конкретнее, прежде всего, исходную форму рынка -рынок потребительских товаров. Потребительский рынок -исходная, первичная и сегодня самая распространенная форма товарного рынка. Потребительский рынок обеспечивает население предметами потребления. Это исходная форма рынка товаров. Современный потребительский рынок является сложным.
ПРЯМАЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ -прямой сбыт производителями своих товаров потребителям. Это исторически исходная форма торговли, имеющая значение по настоящее время. Она многообразна: придорожная, разносная, толкучки, базары, телефонный поиск потребителей и т.п. При такой торговле произведенный товар продается найденному случайному покупателю. Уже давно была осознана закономерность устранения этой формы торговли в условиях развитого рынка. Значение прямой торговли
Развитость страны «Поэтому ни одно общество не может сохранить надолго власть над своим собственным производством и контроль над социальными последствиями своего процесса производства, если оно не уничтожит обмена между отдельными лицами» [79,Т.21,с.113]. Развитие рынка ведет к уменьшению этой формы торговли. В то же время даже в развитых странах сохраняются такие формы торговли. Например, в США ее называют «фермерским рынком». В России сегодня, как правило, осенью возобновляется придорожная торговля плодами приусадебного хозяйства. ОПОСРЕДОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ возникла в древности на основе общественного разделения труда, когда появились профессионалы по посреднической торговле. Во времена Платона уже устойчиво обособлялись оптовые и розничные купцы. Опосредованная торговля представляет сложную систему экономических отношений между производителями и потребителями товаров. Более половины современной международной торговли происходит с помощью посредников.
Рынок покупателей включает тех, кто покупает товары. Его изучение позволяет представить различные типы покупателей. Покупатель может быть потребителем товаров. И в таком случае возникают ошибки при выборе товара (купил товар, а потом недоволен им и не используешь). Еще их больше, когда покупают не для себя, а для других, например, детям. Основным типом посредников являются коммерсанты, т. е. те, кто покупает ради перепродажи товаров с целью получения дохода. Спекулянты -более сложный тип коммерсантов. Они покупают на рынке с низкими ценами с помощью подкупа продавцов и т.п. и продают на другом рынке по высоким ценам. К ним относят обычно коммерсантов, которые рискуют с целью максимизации прибыли. Особой формой спекулянтов являются игроки (хеджеры). Современные средства рыночной инфраструктуры создали условия для возникновения арбитража -особой формы международной спекуляции с помощью компьютерной сети на различных рынках при их дисбалансе. Арбитры используют разницу цен на разных мировых рынках в одно и то же время, покупая одновременно на одном и продавая в то же время на другом рынке с помощью специальных компьютерных сетей. Перепродажа товаров ┌────────────┴───────────┐ в одно и то же время ® в разное время (спекулянт) ┌──────────┴───────────┐ между рынком «покупателя» ® между разными и «продавца» (хедж) мировыми рынками (арбитр) │ А │ А Различают и другие формы торговли. Торговля ┌────────┴──────┐ макромаркетная ® микромаркетная ┌─────┴─────┐ (внутрифирменная и т.п.) непосредственная ® опосредованная
Внутрикорпоративная (внутрифирменная) торговля (микромаркет) возникла в ХХ веке и имеет особое значение. Ее рассмотрим позже. Торговля в условиях обычного рынка (макромаркета) многообразна. Она может быть непосредственной реализацией производителей потребителю (транзитная и магазинная торговля) и опосредована различного рода складами независимых и зависимых посредников. К посредникам-собственникам относят: торговцев, купцов, коммерсантов, дилеров, джобберов. Названные слова частично синонимичны и частично различны. Дилер - субъект, занимающийся перепродажей товаров, чаще всего, от своего имени и за свой счет. Его вознаграждение, обычно, входит в основную цену, установленную производителем. Дилерами называют также некоторых трейдеров (торговцев) биржи. Джоббер -дилер Лондонской фондовой биржи.
Посредники-несобственники (агенты) многообразны: торговые представители, дистрибьюторы, комиссионеры, брокеры, коммивояжеры и другие. Эта форма торговли происходит на основе агентских соглашений. В таком случае собственников товара называют принципиалами. Последние заключают договор с агентами по поводу реализации принадлежащего им товара. Агент его реализует другим агентам или потребителям. Между последними существуют важные различия. Брокеры выполняют разовые поручения, а все остальные являются официальными постоянными представителями клиента. При этом простые агенты не имеют права подписи под документом в соответствии с заключенным «агентским соглашением». Остальные имеют такое право, но между ними имеется и различие. Комиссионер совершает сделки от собственного имени, но в интересах лица, именуемого «комитентом». Коммивояжер может сам устанавливать цены, а консигнант продает по ценам поручителя. Дистрибьютор -субъект, занимающийся перепродажей товаров, получающий прибыль за счет разницы закупочной и продажной цены. Его цена устанавливается сверх цены производителя. Зависимыми посредниками (порученцами) являются служащие предприятий, выполняющие представительские функции на основе трудовых соглашений с предприятиями за заработную плату. Торговый представитель действует от имени, в интересах и за счет фирмы, то есть является наемным работником и получает плату за свой труд. Версия трактовки основных типов посредников: Торговые посредники ┌───────┴────────┐ брокеры ®официальные постоянные представители клиента ┌───────┴────────┐ агенты ® имеют право подписи под документами ┌──────┴──────┐ комиссионеры ® поверенные фирмы
ТОРГОВЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ -исторически первая и сегодня простая форма опосредованной торговли. Торговля ┌─────────┴─────────┐ внутренняя ® внешняя ┌──────┴────┐ ┌───┴────┐ розничная ® оптовая экспорт ® импорт Разновидности этой торговли покажем далее. ТОРГОВЛЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ является основной в настоящее время. В таком случае торговые предприятия объединены тем или иным образом.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СЕТИ торговых предприятий отличаются от обособленных предприятий тем, что они находятся на разной стадии экономической интеграции: от стабильных экономических отношений обособленных торговых предприятий до договорных и корпоративных форм отношений, при которых они являются филиалами одного и того же торгового предприятия. Сети магазинов могут быть разнообразными. Временные или постоянные экономические отношения обособленных магазинов позволяют им гарантировать результаты своей деятельности, повышать прибыль. Поэтому часто на их основе возникают совместные предприятия разного типа, в том числе корпорации. Чем шире сфера деятельности сети магазинов, чем больше функций они выполняют централизованно, тем эффективнее они действуют. На их основе возникают такие сети, которые включают в себя не только розничные, но и оптовые торговые предприятия. Такие предприятия могут быть кооперативными, например, потребительская сеть Центросоюза (потребкооперации) России. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ представляют собой наиболее развитую форму торговли потребительскими товарами. С их помощью, например, в США, реализуется 64% товаров потребительского рынка. Они объединяют производителей, оптовые и розничные торговые предприятия, обеспечивающие реализацию произведенных товаров. В данном случае выделяют производителей и их дистрибутивные системы, состоящие из многих «продуктовых линий». В традиционных формах торговли экономические отношения между производителями, оптовиками и розничными предприятиями оказываются случайными. Каждый из них проявляет активность, находит клиента, договаривается по поводу каждой сделки. Он может выиграть за счет проигрыша своего клиента и тогда, вероятнее всего, следующий раз должен искать нового клиента. Все они экономически обособленны друг от друга, их отношения неустойчивы. Договорные ВМС -разновидность ВМС, создаваемая как дистрибутивная пирамида на основе договоров. Они представляют собой определенные союзы, соглашения, оформляемые договором (партнерские, предпринимательские сети). Их сейчас называют с етевой маркетинг [см. 11]. Корпоративные ВМС - более развитой формой товаропроводящей сети. Они характеризуются стабильностью торговых отношений и предполагают определенную экономическую интеграцию интересов предприятий. Причиной интеграции может быть монополия определенного звена ВМС -розничных, оптовых или производящих предприятий. При этом возникает «управляемая» ВМС, которая характеризуется зависимостью одних звеньев ВМС от других. В их взаимоотношениях в большей мере учитываются интересы всех элементов ВМС, появляется взаимная их заинтересованность. Высшей формой ВМС является такая интеграция предприятий, которая привела к образованию единого, совместного производства и реализации товаров. Здесь уже отношения между предприятиями строятся на основе внутрифирменного маркета (микромаркета). Специфика этих отношений требует особого изучения (о них будет сказано далее).
Розничная торговля -основа товаропроводящей сети. Ремесленник часто продает свои товары в месте их производства. При этом не обособляется место производства и торговли. Такая практика широко распространена в современном мире. Розничная торговля сегодня обычно обособлена от места производства. В простейшем случае «предложение ищет спрос» -продавец передвигается по рынку в поиске покупателя. Главная же форма торговли построена по принципу «спрос ищет предложение»: покупатель идет к продавцу в определенное место, которое может быть временным или периодическим (ярмарка), или постоянным -магазин. Более конкретно это можно осмыслить с помощью форм, записанных вертикально (прил.14): Торговля с рук -продавцы товара с рук. Они могут расхаживать с ним, разносить, стоять. Коробейник -торговец с различного рода средств, находящихся у него: сумки, коробы. Лоток -спецификой данного вида торговли можно считать различные приспособления для предъявления товара покупателю. Товары выставлены на чем-либо: Место для товара ┌────────┼────────┐ земля ® покрывала ® приспособления ┌────────┼───────┐ подручные ® складной ® стационарный столик прилавок ┌──────┼────────┐ стол® витрина ® холодильник Лавка - имеет место для сидения торговца.
Палатка -временная торговая точка с крышей над товаром и продавцом, которая защищает их от непогоды. Крыша может быть различной: зонт ®палатка ®навес Автолавка -мобильное средство торговли: с тачек, телег, прицепов, автомашин. Киоск -перемещаемое (перевозимое) строение для торговли. Появляется помещение для товара и продавца, что служит защитой от непогоды, позволяет хранить постоянно товар на месте, а не уносить его куда-то каждый день. Широко используются железнодорожные контейнеры для этих целей. Ларек -стационарный киоск, недвижимость в форме капитального строения. Павильоны -легкосборные здания киосков, расположенные обычно внутри торговых центров. Магазин -имеет торговый зал для покупателей. Магазины ┌─────────┼───────────┐ отраслевые ® специализированные ® универсальные Универмаг -магазин, в котором продают многообразные товары. Универсам -универмаг с самообслуживанием.
Торговый дом -крупное предприятие розничной торговли, имеющее большой товарооборот. Дом быта - торгует услугами (ремонт и т.п.). Торговые центры -торговые предприятия, интегрированные совместными сооружениями, строениями. В одном зале могут быть разные павильоны. В торговых центрах часто размеща- ют многие службы быта, почту, банк, полицейский участок, врачебные кабинеты и т.п. Торговые центры ┌─────────┼─────────┐ квартальные ® районные ® городские (до 10 пред‑ (до 30 пред- (до 100 пред- приятий) приятий) приятий) Супермаркеты -городские торговые центры, расположенные обычно за городом ввиду больших размеров и т.д. Гипермаркеты -высшая степень индустриализации погрузочно-разгрузочных работ для продажи товаров в контейнерной упаковке.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |