Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОММЕРЦИЯ 1 страница




Типы (меновых) рыночных отношений. Са­мо­воз­рас­та­ние де­нег про­ис­хо­дит так­же и при опре­де­лен­ном ис­по­ль­зо­ва­нии де­нег в про­цес­се тор­го­вли. Для вы­яв­ле­ния этой фор­мы ка­пи­та­ла рас­смо­трим в це­лом структуру современного рынка:

 

1

Ме­на®То­ва­рообмен®Об­ра­ще­ние®Тор­го­вля®Ком­мер­ция® Мар­кетинг

┌──────────

┌───────┘Про­фессионально
┌───────┘Д —Т —Д
┌─────────┘Т —Д —Т
┌────────┘Т —ВЭ —Т
┌────┘ Т — Т П -про­дукт тру­да (подарок); Д -де­ньги;

П — П Т -то­вар; ВЭ -все­об­щий эк­ви­валент

Коммерция ┌──┴──┐ стихийная®организованные поставки ┌──┴──┐ реализация®сбыт

Мена конс­ти­ту­иру­ет­ся пер­во­на­ча­ль­но в ка­че­стве да­ро­об­ме­на (дарс­твен­ной ­ме­ны), что было осознано в Древ­ней Гре­ции. На этой осно­ве воз­ни­ка­ет тор­го­вый об­мен. Он пред­по­ла­га­ют вза­им­ное воз­мезд­ное от­чуж­де­ние субъ­ек­та­ми то­ва­ров. Об­ра­ще­ние ве­дет­ся с по­мо­щью опо­сре­ду­юще­го эк­ви­ва­лен­та, что так­же со­хра­ня­ет­ся в со­вре­мен­ном ми­ре. Тор­го­вля пред­став­ля­ет об­ра­ще­ние на осно­ве де­нег. Ком­мер­ция есть тор­го­вля ра­ди де­нег -купля товаров ради их продажи с целью получения прибыли. В условиях планомерного рынка коммерция принимает форму реализации товаров, а при плановом рынке -сбыт товаров.

Мар­ке­тинг. В ли­те­ра­ту­ре су­ще­ству­ет по­ряд­ка 2000 опре­де­ле­ний по­ня­тия мар­ке­тинг. Даже автор наиболее популярного учебника по маркетингу по-разному его называет, полагая, что он возник или в древности, или только в ХХ веке. Зна­че­ние сло­ва «мар­ке­тинг» часто сводят к зна­че­нию сло­ва «то­ва­ро­об­мен». Тем са­мым все фор­мы то­вар­ных от­но­ше­ний на­зы­ва­ют «мар­ке­тин­гом». На самом деле, маркетинг не является просто обменом товаров, а возникает только в условиях насыщенного товарами рынка, что впервые произошло в ХХ веке. Маркетинг пред­став­ля­ет со­вре­мен­ную фор­му ком­мер­ции, ор­га­ни­зу­емую про­фес­си­она­ла­ми на осно­ве по­след­них до­сти­же­ний на­уки и тех­ни­ки. Са­мо сло­во «мар­ке­тинг» (ак­ро­ним) воз­ни­кло в 30‑е го­ды в США на осно­ве двух слов «мар­кет + гет­тинг», что озна­ча­ло «за­во­ева­ние (овла­де­ние) рын­ка». Именно тогда начался переход от ненасыщенных рынков (спрос больше предложения) к насыщенным рынка (спрос меньше предложения)

Мар­ке­тинг мо­жет быть внут­ри­фир­мен­ным (его, по­рой, на­зы­ва­ют мик­ро­мар­кет) и меж­фир­мен­ным, что пред­по­ла­га­ет ком­мер­цию в усло­ви­ях на­сы­щен­но­го то­ва­ра­ми рынка. Маркетинг представляет создание профессионалами спроса на товар (предложение рождает спрос) с помощью последних достижений науки и техники, продвижение товара до потребителя с учетом спроса.

Со­вре­мен­ный ры­нок пред­став­ля­ет единс­тво всех на­зван­ных ти­пов то­вар­ных от­но­ше­ний. Они различаются характером товаропроводящей сети. Все бо­ль­шую роль вы­пол­ня­ет мар­ке­тинг, ко­то­рый ис­по­ль­зу­ют, как пра­ви­ло, мо­но­по­ль­ные пред­при­ятия. Высшей формой товаропроводящей сети является микромаркет.

Типы торговли. Торговля -основное звено рыночных отношений. Она многообразна. Выделим следующие ее формы:

Торговля ┌───┴───┐ стихийно ®административно самоорганизующаяся установленная ┌────┴────┐ насыщенная® ненасыщенная ┌───┴───┐ конкурентная® конкурсная

Конкурентная торговля является основным типом. Она характерна для насыщенных рынков. В таком случае расхождение спроса и предложения на определенный товар ведет к изменению цен, которое и устанавливает равновесие спроса и предложения. Все это является самодеятельностью индивидуальных продавцов и покупателей.

Конкурсы ┌───┴───┐ клиентов ® агентов ┌───┴───┐ (биржа) покупателей ®продавцов (аукцион) (торги)

Конкурсы -разновидность конкурентной торговли, возникающей на основе специальной организации для определения концентрированного спроса и предложения на товары. Кон­кур­сы пред­став­ля­ют осо­бый тип кон­ку­рен­ции, ког­да су­ще­ству­ет дис­ба­ланс на­ме­ре­ний ку­пить и про­дать ка­кой-то то­вар. Воз­мож­ны два слу­чая: ес­ли бо­ль­ше по­ку­па­те­лей, то воз­ни­ка­ет аук­ци­он как осо­бая фор­ма кон­кур­са по­ку­па­те­лей. Ес­ли же бо­ль­ше про­дав­цов, то воз­ни­ка­ет их кон­курс, ко­то­рый про­­хо­дит по­средс­твом торгов. На биржах идет конкурс между посредниками, представителями клиентов.

Оче­реди ┌────────┼─────────┐ жи­вые®за­пи­си®«порт­фе­ли» за­казов ┌──────┼─────┐ про­сто®ну­ме­ра­ция ®тех­ни­че­ские на руках системы

Ненасыщенный рынок характеризуется дефицитом товаров. При этом не используют цены для выравнивания спроса и предложения. Ес­ли це­ны за­ко­но­да­те­ль­но уста­на­вли­ва­ют на опре­де­лен­ном уров­не, то тог­да воз­ни­ка­ют раз­ные ти­пы за­трат -денежные и неденежные (время стояния в очереди, взятки и т.п.). В таком случае спрос больше предложения, и начинается неценовая конкуренция покупателей, прежде всего, посредством установления последовательности покупки, различного рода очередей. Со­су­ще­ству­ют раз­лич­ные ти­пы оче­ре­дей, на­чи­ная с жи­вой оче­ре­ди, ко­то­рая так или ина­че сорганизуется или ее пла­но­мер­но ор­га­ни­зу­ют с по­мо­щью тех­ни­че­ских сис­тем (например, в сберегательных банках). При по­куп­ке до­ро­го­сто­ящих то­ва­ров обыч­но ор­га­ни­зу­ют оче­редь с по­мо­щью раз­лич­но­го ро­да за­пи­сей, об­ра­зу­емых в част­ном по­ряд­ке. При бо­лее слож­ных фор­мах уста­на­вли­ва­ют регистрационные кни­ги заявок или «порт­фель» за­ка­зов, ко­то­рый опре­де­ля­ет оче­ред­ность про­да­жи то­ва­ров по­ку­па­телям.

 

Неденежные избыток Пред­ло­жение

за­тра­ты

..................... За­ко­но­да­те­ль­ный по­то­лок цен

Де­неж­ные Де­фицит

за­тра­ты Спрос

─────────────────────────────────────────

Ра­цио­ни­ро­ва­ние пред­став­ля­ет осо­бо ор­га­ни­зу­емый ры­нок по­ку­па­те­лей в усло­ви­ях де­фи­ци­та то­ва­ров и бедных людей в условиях достаточности товаров. При этом цены на товары не изменяют, а административно регулируют торговлю товарами с помощью различных документов. В та­ком слу­чае воз­мож­ны раз­лич­ные «са­мо­де­ль­ные» рас­пре­де­ли­те­ль­ные до­ку­мен­ты, ко­то­рые уста­на­вли­ва­ют пред­при­ятия. Для это­го мо­гут ис­по­ль­зо­вать и су­ще­ству­ющие офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты, например, пас­пор­та, и спе­ци­аль­но выданные офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты: ви­зи­тки, при­гла­ше­ни­я, ку­по­ны, та­ло­ны, кар­точ­ки. К рационированию относятся и некоторые формы трансфертов, в частности, купоны на сельхозпродукцию бедным в США.

Рынки товаров ┌────┴────┐ потребительских ® факторных ┌────┴────┐ специальных® ресурсов ┌────┴────┐ средств производства ® финансовых ┌────┴────┐ ссудного ® ценных капитала бумаг

Типы рынков. Со­вре­мен­ный ры­нок товаров изу­ча­ют с раз­ных то­чек зре­ния. По­тре­би­те­льс­кий ры­нок обес­пе­чи­ва­ет пред­ме­та­ми по­треб­ле­ния на­се­ле­ние. Факторный рынок обеспечивает предприятия товарами.

Спе­ци­аль­ный ры­нок - тор­го­вля ору­жи­ем, ядами, некоторыми лекарствами, оборудованием по производству ядерной энергии, орденами и медалями. Он строго регламентирован и ведется строгий учет движения товаров. Существуют разные формы этих товаров, например, оружия, и различные правила их реализации [см.: 167].

 

 

Оружие

┌──────────┼───────────┐

гражданское ® служебное ® боевое

┌──────────┼───────────┐

охотничье ® спортивное ® самообороны

┌──────────┼───────────┐

холодное ® огнестрельное ® газовое

Обычные ресурсы также подразделяют на средства производства, финансовые. Каждый из них, в свою очередь, делят на более конкретные их формы. Ре­сурс­ный ры­нок слу­жит для ор­га­ни­за­ции про­из­водс­тва, и на нем име­ют хож­де­ние ра­бо­чая си­ла, сы­рье, топ­ли­во, тех­ни­ка, обо­ру­до­ва­ние, ка­пи­тал, информационные услуги, интеллектуальная собственность, финансы -кредит, ценные бумаги. Все их необходимо специально анализировать. Рассмотрим конкретнее, прежде всего, исходную форму рынка -рынок потребительских товаров.

Потребительский рынок -исходная, первичная и сегодня самая распространенная форма товарного рынка. По­тре­би­те­льс­кий ры­нок обес­пе­чи­ва­ет на­се­ле­ние пред­ме­та­ми по­треб­ле­ния. Это ис­ход­ная фор­ма рын­ка то­ва­ров. Со­вре­мен­ный по­тре­би­те­льс­кий ры­нок является слож­ным.

По­тре­би­те­льс­кий рынок ┌───┴───┐ пря­мой ®опо­сре­до­ван­ные ка­на­лы тор­говли ┌──────┴─────┐ обо­со­блен­ных ® ин­те­гри­ро­ванных пред­при­ятий пред­приятий ┌──────┴─────┐ го­ри­зон­та­ль­ные ® вер­ти­ка­льные марке- се­ти тинговые сис­темы (ВМС) ┌────┴────┐ договорные® корпоративные

ПРЯМАЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ -пря­мой сбыт про­из­во­ди­те­ля­ми сво­их то­ва­ров по­тре­би­те­лям. Это ис­то­ри­че­ски ис­ход­ная фор­ма тор­го­вли, име­ющая зна­че­ние по на­сто­ящее вре­мя. Она мно­го­об­ра­зна: при­до­рож­ная, раз­но­сная, тол­куч­ки, ба­за­ры, те­ле­фон­ный по­иск по­тре­би­те­лей и т.п. При та­кой тор­го­вле про­из­ве­ден­ный то­вар про­да­ет­ся най­ден­но­му слу­чай­но­му по­ку­па­те­лю. Уже дав­но бы­ла осо­зна­на за­ко­но­мер­ность устра­не­ния этой фор­мы тор­го­вли в усло­ви­ях раз­ви­то­го рын­ка.

Значение прямой торговли

 


Развитость страны

«По­это­му ни од­но об­щес­тво не мо­жет со­хра­нить на­до­лго власть над сво­им собс­твен­ным про­из­водс­твом и кон­троль над со­ци­аль­ны­ми по­следс­тви­ями свое­го про­цес­са про­из­водс­тва, ес­ли оно не уни­что­жит об­ме­на меж­ду от­де­ль­ны­ми ли­ца­ми» [79,Т.21,с.113]. Развитие рынка ведет к уменьшению этой формы торговли. В то же вре­мя да­же в раз­ви­тых стра­нах со­хра­ня­ют­ся та­кие фор­мы тор­го­вли. На­при­мер, в США ее на­зы­ва­ют «фер­мерс­ким рын­ком». В России сегодня, как правило, осенью возобновляется придорожная торговля плодами приусадебного хозяйства.

ОПОСРЕДОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ воз­ни­кла в древ­но­сти на осно­ве об­щес­твен­но­го раз­де­ле­ния тру­да, ког­да появились про­фес­си­она­лы по по­сред­ни­че­ской тор­го­вле. Во вре­ме­на Пла­то­на уже устой­чи­во обособлялись оп­то­вые и роз­нич­ные куп­цы. Опо­сре­до­ван­ная тор­го­вля пред­став­ля­ет слож­ную сис­те­му эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний меж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми то­ва­ров. Бо­лее по­ло­ви­ны со­вре­мен­ной меж­ду­на­род­ной тор­го­вли про­ис­хо­дит с по­мо­щью по­сред­ников.

По­ку­па­тели ┌────┴────┐ по­тре­би­те­ли ® по­сред­ники ┌────┴────┐ родс­твен­ни­ки ® ком­мер­санты ┌──┴───┐ тор­гов­цы ® спе­ку­лянты (купцы)┌───┴────┐ игроки® ар­битры

Ры­нок по­ку­па­те­лей включает тех, кто по­ку­па­ет то­ва­ры. Его изу­че­ние по­зво­ля­ет представить раз­лич­ные типы по­ку­па­телей.

По­ку­па­тель мо­жет быть по­тре­би­те­лем то­ва­ров. И в та­ком слу­чае воз­ни­ка­ют ошиб­ки при выборе товара (купил товар, а потом недоволен им и не используешь). Еще их бо­ль­ше, ког­да по­ку­па­ют не для се­бя, а для дру­гих, например, де­тям. Основ­ным типом по­сред­ни­ков яв­ля­ются ком­мер­сан­ты, т. е. те, кто по­ку­па­ет ра­ди пе­ре­про­да­жи то­ва­ров с це­лью по­лу­че­ния до­хо­да. Спе­ку­лян­ты -бо­лее слож­ный тип ком­мер­сан­тов. Они по­ку­па­ют на рын­ке с низ­ки­ми це­на­ми с по­мо­щью под­ку­па про­дав­цов и т.п. и про­да­ют на дру­гом рын­ке по вы­со­ким це­нам. К ним от­но­сят обыч­но ком­мер­сан­тов, ко­то­рые рискуют с це­лью мак­си­ми­за­ции при­бы­ли.

Особой формой спекулянтов являются игроки (хеджеры). Со­вре­мен­ные средс­тва ры­ноч­ной ин­фра­струк­ту­ры со­зда­ли усло­вия для воз­ни­кно­ве­ния ар­би­тра­жа -осо­бой фор­мы меж­ду­на­род­ной спе­ку­ля­ции с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ной се­ти на раз­лич­ных рын­ках при их дис­ба­лансе. Ар­би­тры ис­по­ль­зу­ют раз­ни­цу це­н на раз­ных ми­ро­вых рын­ках в од­но и то же вре­мя, по­ку­пая од­но­вре­мен­но на од­ном и про­да­вая в то­ же вре­мя на дру­гом рынке с помощью специальных компьютерных сетей.

Пе­ре­про­да­жа то­варов

┌────────────┴───────────┐

в од­но и то же вре­мя ® в раз­ное время

(спе­ку­лянт) ┌──────────┴───────────┐

меж­ду рын­ком «по­ку­па­те­ля» ® меж­ду раз­ными

и «про­дав­ца» (хедж) ми­ро­вы­ми рын­ками

(ар­битр)
Б А Б
│ │ Б
│ └──────

│ А │ А
└────────── └────── ──────── └────────

Раз­ли­чают и другие фор­мы тор­го­вли.

Тор­говля

┌────────┴──────┐

мак­ро­мар­кет­ная ® мик­ро­мар­кетная

┌─────┴─────┐ (внутрифирменная и т.п.)

не­по­средс­твенная ® опо­сре­до­ван­ная

 

Торговля ┌────┴───┐ тран­зит­ная ® опо­сре­до­ванная ┌────┴────┐ ма­га­зи­на­ми ® скла­дами

Внут­ри­кор­по­ра­тив­ная (внут­ри­фир­мен­ная) тор­го­вля (мик­ро­мар­кет) воз­ни­кла в ХХ ве­ке и име­ет осо­бое зна­че­ние. Ее рас­смо­трим поз­же. Тор­го­вля в усло­ви­ях обыч­но­го рын­ка (мак­ро­мар­ке­та) мно­го­об­ра­зна. Она мо­жет быть не­по­средс­твен­ной ре­али­за­ци­ей про­из­во­ди­те­лей по­тре­би­те­лю (тран­зит­ная и ма­га­зин­ная тор­го­вля) и опосре­до­ван­а раз­лич­но­го ро­да скла­да­ми не­за­ви­си­мых и за­ви­си­мых посредников.

К посредникам-собственникам от­но­сят: тор­гов­цев, куп­цов, ком­мер­сан­тов, ди­ле­ров, джобберов. На­зван­ные сло­ва час­тич­но си­но­ни­мич­ны и час­тич­но раз­личны. Ди­лер - субъ­ект, за­ни­ма­ющий­ся пе­ре­про­да­жей то­ва­ров, ча­ще все­го, от свое­го име­ни и за свой счет. Его воз­на­граж­де­ние, обычно, вхо­дит в основ­ную це­ну, уста­но­влен­ную про­из­во­ди­те­лем. Ди­ле­ра­ми на­зы­ва­ют так­же не­ко­то­рых трей­де­ров (торговцев) биржи. Джоббер -дилер Лондонской фондовой биржи.

Посредники ┌───┴───┐ не­за­ви­си­мые ® за­ви­симые ┌───┴───┐ собс­твен­ни­ки ® агенты

Посредники-несобственники (агенты) мно­го­об­ра­зны: тор­го­вые пред­ста­ви­те­ли, дистрибьюторы, ко­мис­си­оне­ры, бро­ке­ры, коммивояжеры и дру­гие. Эта фор­ма тор­го­вли про­ис­хо­дит на осно­ве агентс­ких со­гла­ше­ний. В та­ком слу­чае собс­твен­ни­ков то­ва­ра на­зы­ва­ют прин­ци­пи­ала­ми. По­след­ние за­клю­ча­ют до­го­вор с аген­та­ми по по­во­ду ре­али­за­ции при­над­ле­жа­ще­го им то­ва­ра. Агент его ре­али­зу­ет дру­гим аген­там или по­тре­би­те­лям. Меж­ду по­след­ни­ми су­ще­ству­ют важ­ные раз­ли­чия. Бро­ке­ры вы­пол­ня­ют ра­зо­вые по­ру­че­ния, а все оста­ль­ные яв­ля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми по­сто­ян­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми кли­ен­та. При этом про­стые аген­ты не име­ют пра­ва под­пи­си под до­ку­мен­том в со­от­ветс­твии с за­клю­чен­ным «агентс­ким со­гла­ше­ни­ем». Оста­ль­ные име­ют та­кое пра­во, но меж­ду ни­ми име­ет­ся и раз­ли­чие. Ко­мис­си­онер со­вер­ша­ет сдел­ки от собс­твен­но­го име­ни, но в ин­те­ре­сах ли­ца, име­ну­емо­го «ко­ми­тен­том». Ком­ми­во­яжер мо­жет сам уста­на­вли­вать це­ны, а кон­си­гнант про­да­ет по це­нам по­ру­чи­теля. Дис­три­бь­ю­тор -субъ­ект, за­ни­ма­ющий­ся пе­ре­про­да­жей то­ва­ров, по­лу­ча­ющий при­быль за счет раз­ни­цы за­ку­поч­ной и про­даж­ной це­ны. Его це­на уста­на­вли­ва­ет­ся сверх це­ны про­из­во­ди­теля.

Зависимыми посредниками (по­ру­чен­ца­ми) яв­ля­ют­ся слу­жа­щие пред­при­ятий, вы­пол­ня­ющие пред­ста­ви­те­льс­кие функ­ции на осно­ве тру­до­вых со­гла­ше­ний с пред­при­яти­ями за за­ра­бот­ную пла­ту. Тор­го­вый пред­ста­ви­тель дейс­тву­ет от име­ни, в ин­те­ре­сах и за счет фир­мы, то есть яв­ля­ет­ся на­ем­ным ра­бот­ни­ком и по­лу­ча­ет пла­ту за свой труд.

Вер­сия трак­тов­ки основ­ных типов по­сред­ников:

Тор­го­вые по­сред­ники

┌───────┴────────┐

бро­ке­ры ®офи­ци­аль­ные по­сто­ян­ные

пред­ста­ви­те­ли кли­ента

┌───────┴────────┐

аген­ты ® име­ют пра­во под­пи­си

под до­ку­мен­тами

┌──────┴──────┐

ко­мис­си­онеры ® по­ве­рен­ные фирмы

 

ТОРГОВЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ -исторически первая и сегодня простая форма опосредованной торговли.

Тор­говля

┌─────────┴─────────┐

внут­рен­няя ® внешняя

┌──────┴────┐ ┌───┴────┐

роз­нич­ная ® оп­то­вая экс­порт ® импорт

Разновидности этой торговли покажем далее.

ТОРГОВЛЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ является основной в настоящее время. В таком случае торговые предприятия объединены тем или иным образом.

Горизонтальные сети ┌────────┼──────────┐ мест­ные ®на­цио­на­ль­ные ® ми­ро­вые

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СЕТИ тор­го­вых пред­при­ятий от­ли­ча­ют­ся от обо­со­блен­ных пред­при­ятий тем, что они на­хо­дят­ся на раз­ной ста­дии эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции: от ста­би­ль­ных эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний обо­со­блен­ных тор­го­вых пред­при­ятий до до­го­вор­ных и кор­по­ра­тив­ных форм от­но­ше­ний, при ко­то­рых они яв­ля­ют­ся фи­ли­ала­ми од­но­го и то­го же тор­го­во­го пред­при­ятия. Се­ти ма­га­зи­нов могут быть раз­но­об­ра­зными.

Вре­мен­ные или по­сто­ян­ные эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния обо­со­блен­ных ма­га­зи­нов по­зво­ля­ют им га­ран­ти­ро­вать ре­зу­ль­та­ты сво­ей де­яте­ль­но­сти, по­вы­шать при­быль. По­это­му час­то на их осно­ве воз­ни­ка­ют со­вмест­ные пред­при­ятия раз­но­го ти­па, в том чис­ле кор­по­ра­ции. Чем ши­ре сфе­ра де­яте­ль­но­сти се­ти ма­га­зи­нов, чем бо­ль­ше функ­ций они вы­пол­ня­ют цен­тра­ли­зо­ван­но, тем эф­фек­ти­внее они дейс­тву­ют. На их осно­ве воз­ни­ка­ют та­кие се­ти, ко­то­рые вклю­ча­ют в се­бя не то­ль­ко роз­нич­ные, но и оп­то­вые тор­го­вые пред­при­ятия. Та­кие пред­при­ятия мо­гут быть ко­опе­ра­тив­ны­ми, например, по­тре­би­те­льс­кая сеть Центросоюза (по­треб­ко­опе­ра­ции) России.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ пред­став­ля­ют собой наи­бо­лее раз­ви­тую фор­му тор­го­вли по­тре­би­те­льс­ки­ми то­ва­ра­ми. С их по­мо­щью, например, в США, ре­али­зу­ет­ся 64% то­ва­ров по­тре­би­те­льс­ко­го рын­ка. Они объ­еди­ня­ют про­из­во­ди­те­лей, оп­то­вые и роз­нич­ные тор­го­вые пред­при­ятия, обес­пе­чи­ва­ющие ре­али­за­цию про­из­ве­ден­ных то­ва­ров. В данном случае выделяют производителей и их дистрибутивные системы, состоящие из многих «продуктовых линий».

В тра­ди­ци­он­ных фор­мах тор­го­вли эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния меж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми, оп­то­ви­ка­ми и роз­нич­ны­ми пред­при­яти­ями ока­зы­ва­ют­ся слу­чай­ны­ми. Каж­дый из них про­яв­ля­ет ак­ти­вность, на­хо­дит кли­ен­та, до­го­ва­ри­ва­ет­ся по по­во­ду каж­дой сдел­ки. Он мо­жет вы­иг­рать за счет про­иг­ры­ша свое­го кли­ен­та и тог­да, ве­ро­ят­нее все­го, сле­ду­ющий раз дол­жен ис­кать но­во­го кли­ен­та. Все они эко­но­ми­че­ски обо­со­блен­ны друг от дру­га, их от­но­ше­ния не­устой­чи­вы.

Договорные ВМС -разновидность ВМС, создаваемая как дистрибутивная пирамида на основе договоров. Они пред­став­ля­ют со­бой опре­де­лен­ные со­юзы, со­гла­ше­ния, офор­мля­емые до­го­во­ром (парт­нерс­кие, пред­при­ни­ма­те­льс­кие се­ти). Их сейчас называют с етевой маркетинг [см. 11].

Корпоративные ВМС - бо­лее раз­ви­той фор­мой то­ва­ро­про­во­дя­щей се­ти. Они ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ста­би­ль­но­стью тор­го­вых от­но­ше­ний и предполагают опре­де­лен­ную эко­но­ми­че­скую ин­те­гра­цию ин­те­ре­сов предприятий. При­чи­ной ин­те­гра­ции мо­жет быть мо­но­по­лия опре­де­лен­но­го зве­на ВМС -роз­нич­ных, оп­то­вых или про­из­во­дя­щих пред­при­ятий. При этом воз­ни­ка­ет «управ­ля­емая» ВМС, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся за­ви­си­мо­стью од­них зве­нь­ев ВМС от дру­гих. В их взаимоотношениях в бо­ль­шей ме­ре учи­ты­ва­ют­ся ин­те­ре­сы всех эле­мен­тов ВМС, по­яв­ля­ет­ся вза­им­ная их за­ин­те­ре­со­ван­ность. Выс­шей фор­мой ВМС яв­ля­ет­ся та­кая ин­те­гра­ция пред­при­ятий, ко­то­рая при­ве­ла к об­ра­зо­ва­нию еди­но­го, со­вмест­но­го про­из­водс­тва и ре­али­за­ции то­ва­ров. Здесь уже от­но­ше­ния меж­ду пред­при­яти­ями стро­ят­ся на осно­ве внут­ри­фир­мен­но­го мар­ке­та (мик­ро­мар­ке­та). Спе­ци­фи­ка этих от­но­ше­ний тре­бу­ет осо­бо­го изу­че­ния (о них бу­дет ска­за­но да­лее).

Торговля ┌──┴───┐ контактная ® посылочная ┌───┴───┐ стационарная ® мобильная ┌───┴──┐ в месте ® обособленно производства
Роз­нич­ная тор­говля ┌───┴───┐ в мес­те ® обо­со­бленная про­из­водс­тва от про­из­водства ┌────┴────┐ пе­ре­движ­ная ® ста­ци­онарная ┌────┴─────┐ пе­ри­оди­че­ская ® по­сто­янная

Розничная торговля -осно­ва то­ва­ро­про­во­дя­щей сети. Ре­мес­лен­ник час­то про­да­ет свои то­ва­ры в месте их производства. При этом не обо­со­бля­ет­ся мес­то про­из­водс­тва и тор­го­вли. Та­кая прак­ти­ка ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в со­вре­мен­ном ми­ре. Роз­нич­ная тор­го­вля сегодня обычно обо­со­бле­на от мес­та про­из­водс­тва. В про­стей­шем слу­чае «пред­ло­же­ние ищет спрос» -про­да­вец пе­ре­дви­га­ет­ся по рын­ку в по­ис­ке по­ку­па­те­ля. Глав­ная же фор­ма тор­го­вли по­стро­ена по прин­ци­пу «спрос ищет пред­ло­же­ние»: по­ку­па­тель идет к про­дав­цу в опре­де­лен­ное мес­то, ко­то­рое мо­жет быть вре­мен­ным или пе­ри­оди­че­ским (яр­мар­ка), или по­сто­ян­ным -ма­га­зин. Бо­лее кон­крет­но это мож­но осмыс­лить с по­мо­щью форм, за­пи­сан­ных вер­ти­ка­ль­но (прил.14):

Торговля с рук -продавцы товара с рук. Они могут расхаживать

с ним, раз­но­сить, стоять.

Коробейник -торговец с различного рода средств, находящихся

у него: сум­ки, ко­ро­бы.

Лот­ок -спе­ци­фи­кой дан­ного вида тор­го­вли мож­но счи­тать

различ­ные при­спо­со­бле­ния для предъ­яв­ле­ния то­вара

по­ку­па­те­лю. То­ва­ры вы­став­ле­ны на чем-либо:

Мес­то для то­вара

┌────────┼────────┐

зем­ля ® по­кры­ва­ла ® при­спо­со­бления

┌────────┼───────┐

под­руч­ные ® склад­ной ® ста­ци­онарный

сто­ли­к при­лавок

┌──────┼────────┐

сто­л® вит­ри­на ® хо­ло­ди­ль­ник

Лав­ка - имеет мес­то для си­де­ния тор­говца.

 

Па­ла­тка -вре­мен­ная тор­го­вая точ­ка с кры­шей над то­ва­ром и

про­давцом, ко­то­рая за­щи­ща­ет их от не­по­годы. Кры­ша

мо­жет быть раз­лич­ной: зонт ®па­ла­тка ®навес

Ав­то­лав­ка -мо­би­ль­ное средс­тво тор­го­вли: с та­чек, те­лег,

прицепов, ав­то­машин.

Ки­оск -пе­ре­ме­ща­емое (перевозимое) строение для торговли.

Появ­ля­ет­ся по­ме­ще­ние для то­ва­ра и про­давца,

что слу­жит за­щи­той от не­по­го­ды, по­зво­ляет

хра­нить по­сто­ян­но то­вар на мес­те, а не уносить его

ку­да-то каж­дый день. Широко используются

железнодорожные контейнеры для этих целей.

Ла­рек -ста­ци­онар­ный ки­оск, не­дви­жи­мость в форме

ка­пи­та­ль­но­го стро­ения.

Па­ви­ль­о­ны -легкосбор­ные здания киосков, расположенные обычно внутри торговых центров.

Ма­га­зин -име­ет тор­го­вый зал для по­ку­па­телей.

Ма­га­зины

┌─────────┼───────────┐

от­рас­ле­вые ® спе­ци­али­зи­ро­ван­ные ® уни­вер­са­льные

Уни­вер­маг -ма­га­зин, в ко­то­ром про­да­ют мно­го­об­ра­зные то­вары.


Уни­вер­сам -уни­вер­маг с са­мо­об­слу­жи­ва­нием.

 


Тор­го­вый до­м -круп­ное пред­при­ятие роз­нич­ной

тор­го­вли, име­ющее бо­льшой то­ва­ро­обо­рот. Дом быта -

тор­гу­ет услу­га­ми (ре­монт и т.п.).

Тор­го­вые цен­тры -тор­го­вые пред­при­ятия, ин­те­гри­ро­ван­ные

совмест­ны­ми со­ору­же­ни­ями, стро­ени­ями. В одном зале могут

быть разные павильоны. В тор­го­вых цен­трах час­то раз­ме­ща-

­ ют мно­гие службы бы­та, по­чту, банк, по­ли­цейс­кий

учас­ток, вра­чебные ка­би­не­ты и т.п.

Тор­го­вые центры

┌─────────┼─────────┐

квар­та­ль­ные ® рай­он­ные ® го­родские

(до 10 пред‑ (до 30 пред- (до 100 пред-

при­ятий) при­ятий) при­ятий)

Су­пер­мар­ке­ты -го­родс­кие тор­го­вые цен­тры, рас­по­ло­женные

обыч­но за го­ро­дом вви­ду бо­ль­ших раз­меров и т.д.

Ги­пер­мар­ке­ты -выс­шая сте­пень ин­ду­стри­али­за­ции погру­зоч­но-­раз­грузоч­ных ра­бот для про­да­жи то­ва­ров в кон­тей­нер­ной упа­ковке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.