КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
КОММЕРЦИЯ 2 страница
Названная последовательность торговых предприятий показывает их эволюцию. Каждое последующее из них характеризуется основными признаками предыдущих и имеет специфику. Все они действуют в настоящее время и, как правило, многообразны. Каждый из них необходимо систематизировать конкретнее. Помимо названных, существуют и некоторые другие формы розничной торговли, например, товары почтой, выставки-продажи. Оптовая торговля возникла постепенно и сегодня представлена различными формами:
Ее ведут предприятия, которые продают большие и часто стандартные партии товаров. Можно выделить много форм оптовых сделок. Индивидуальные оптовые сделки. Оптовые сделки заключают продавец и покупатель при личной встрече. В таком случае у продавца и покупателя нет конкурентов непосредственно в момент заключения сделки. Например, коммивояжер заключает сделки в кабинете у коммерческого директора предприятия. Это разобщенные сделки. Конкурентные оптовые сделки совершают в специальных местах в присутствии многих продавцов и покупателей одного и того же товара. Это концентрированный в одном месте спрос и предложение. Обособленные оптовые сделки имеют место на толкучках, базарах, ярмарках. На них продавцы и покупатели заключают торговые сделки обособленно: т олкучка ® базар® ярмарка. Толкучка -форма розничной торговли. На ней заключаются и оптовые сделки. Толкучки возникают стихийно, характеризуются необустроенностью территории, ее неприспособленностью к торговле. Они, порой, бывают нелегитимными.
Базары характеризуются определенным местом, которое, как правило, обустроено в той или иной мере. Караваны привозили товары в определенное время года, нечасто и нерегулярно. Они останавливались в определенных местах, и возникал «привозной рынок». На их основе возникли ярмарки (от немецкого слова «яр» = «год» -один раз в году). Привозные рынки организованы элементарным образом: продавцы располагаются произвольно и ждут покупателей. Покупатели обходят такой рынок в поисках необходимого товара. В таком случае спрос ищет предложение. Ярмарки -специально организуемые и проводимые систематически в определенном месте формы сезонной торговли. «На ярмарках и базарах производители и потребители встречаются без посредников» [89, Т.1,с.127]. В. Зомбарт описал ярмарки как главную форму оптовой торговли в ХIХ веке. Ярмарки поочередно проводились в городах, и оптовые торговцы поочередно переезжали из одного города в другой. Такая форма торговли выродилась в развитых странах. Она сохраняется в качестве формы розничной и оптовой торговли в некоторых местностях и в международной торговле. «История ярмарок в позднекапиталистическое время есть поэтому, в значительной степени, история их упадка, перерываемая кое-где периодами неподвижного состояния. То обстоятельство, что от времени до времени случаются такие периоды, -иногда бывает даже несколько лет подъема, -служит доказательством, что капиталистическая промышленность или купец, торгующий капиталистическими товарами, временами все-таки пользуются и базарной организацией и, тем самым, замедляют процесс ее уничтожения» [51,Т.2,с.359]. Ярмарки организованы в торговые ряды. На них выставляют образцы товаров. В ХХ веке они приняли форму выставок (выставок-продаж), на которых заключают оптовые сделки, и «привозных рынков». Конкурсы представляют собой такие торговые сделки, в которых одновременно участвует много лиц: или продавцов, или покупателей. Здесь зарождаются элементы интегрированного спроса и предложения.
Торги (конкурс продавцов) -обычно закрытые формы торговли. Их организуют покупатели, приглашая на них продавцов. С помощью торгов реализуют оборудование, особые виды техники, находят проектировщиков строительных объектов, их строителей и т.д. Негласные торги проводятся без публичного приглашения участников и без публикации результатов торгов. Закрытые торги предполагают подачу заявок в запечатанном конверте. Открытые торги ведутся публично. Аукционы (конкурс покупателей) -закрытая форма торговли, доступ на них платный. Товар выставляется для обозрения. Обычно это уникальные товары: кони, меха, произведения искусства. В древнем мире на аукционах продавали рабов. Его ведет аукционист с помощью ассистентов. Продают на аукционе тому, кто предлагает наивысшую цену. На английском аукционе традиционного типа назначают минимальную цену, а затем ее поднимают по мере конкуренции покупателей товаров. На голландском аукционе, наоборот, - назначают максимальную цену и затем понижают до того уровня, по которому кто-либо готов купить товар. Бывает закрытая конкуренция покупателей - в этом случае у них собирают заявки с указанием их цен и на этой основе определяют покупателя, который предложит наивысшую цену. На принудительных аукционах продают имущество должников. Двойные аукционы - обычный метод биржевой торговли, когда увеличивающиеся предложения покупателя встречаются со снижающимися предложениями продавцов, при совпадении цен заключают сделку. Международные аукционы имеют место в мировой торговле.
Биржи -наиболее развитая форма оптовой торговли аукционного типа. На ней торгуют стандартными партиями товаров. Биржи возникли в Европе в ХVII веке. В период их расцвета на них обращалось более 200 товаров, а сейчас -20. Биржи превратились в центры спекулятивных операций, доля которых по многим товарам превышает 90% стоимости объема биржевых сделок. Первоначально биржи представляли собой свободное собрание покупателей и продавцов. Затем они стали частными предприятиями, на которых торговали предприниматели. Теперь многие из них зависят от государственных органов в той или иной мере и являются неприбыльными организациями. На них торгуют только члены бирж. Их места покупаются. Всего в мире 200 бирж. Биржи -постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров. Исторически торговля на бирже началась с наличных товаров, а затем стала происходить по образцам. В настоящее время на биржах торгуют на основе информации стандартными партиями товара, который не представлен на бирже. Сам товар на биржу не поступает, а сдается на определенный склад, который может быть расположен на другой стороне земного шара. При принятии товара склад выдает документ -варрант. Поставка таких товаров происходит в течение 15 дней после их реализации на бирже. Биржевая торговля ведется определенным количеством единиц стандартизированного товара или ценных бумаг (лоты, стринги). Товар для такой торговли должен отвечать особым требованиям: · качественно быть однородным; · количественно определенным по числу, весу, размеру; · может быть заменен любым другим товаром из той же партии. Такие характеристики, позволяющие осуществить торговлю товаром при его отсутствии во время заключения сделки, определяются либо природой товара (кирпич одного и того же сорта), либо по общепринятому эталону данного товара. Товары, которые отвечают перечисленным требованиям, называются биржевыми. К биржевым товарам относят: сельскохозяйственные, сырьевые и некоторые другие. Торговлю на бирже ведут ее работники -трейдеры, брокеры, дилеры, маклеры. Брокеры и брокерские дома выполняют функцию агентов для продавцов и покупателей. На бирже число брокеров ограничено. Брокерские места биржи продаются. Брокерам платят клиенты вознаграждение за выполнение посреднической функции -брокеридж в виде определенного процента от цены проданного товара. При специализации брокеров операционного брокера называют трейдером. Дилеры ведут биржевую торговлю от своего имени -покупают у клиентов (брокеров) за свой счет и соответственно продают. Они оказывают и брокерские услуги клиентам. Маклеры -посредники, организаторы биржи, которые ведут торговые сессии, регистрируют сделки и т.п. Это слово используют и как синоним слову «дилер». Сама по себе биржа обычно не является коммерческим предприятием, а выполняет только функцию посредника. Она не покупает и не продает, а только организует торговлю для других.
Основные формы биржевых сделок представлены схемой. Биржевые сделки отличаются от иных торговых сделок. На товарных биржах продают товары. За них могут платить сразу наличными (их называют “кассовыми ”). Срочными называют такие, когда товар поставляют через 2-14 дней (сделки СПОТ). Простейшей формой считают продажу реальных, наличных товаров.
Длинные сделки ведут к поставке товаров через установленный срок. Они многообразны. Особо следует различать форвардные и фьючерсные сделки [см.: 115, с.209]. Форвардные сделки представляют особый тип биржевой торговли, который ведут в специальных отделах биржи. Организуют даже специальные биржи для таких сделок. В этом случае сделки заключаются на будущие товары, которые, как правило, еще не произведены. Биржевые сделки оказываются условием для их производства. Поставки товаров происходят через оговоренный период времени. Этот вид сделок ведет к принципиальному изменению самой сути рыночной экономики. В данном случае сначала продают товары, а затем их производят. Тем самым отрицается принцип неизвестности рынка, на котором базировался свободный рынок. Эти сделки обычно имеют место на внебиржевом рынке, предполагают санкции за их неисполнение, отсутствие гарантии и т.д.
Фьючерсные сделки ориентированы на получение прибыли посредством спекуляции товарами. Они представляют единство страхования цен (хеджирование) и спекулятивной торговли товарами. Фьючерс -это контракт на поставку к некоторой будущей дате оговоренного количества товара по цене, установленной в момент заключения сделки. Заключенные на них сделки в редких случаях ведут к реальным поставкам товаров. На них торгуют, как правило, не клиенты, а по их поручению брокеры -профессионалы такой торговли. Фьючерсные сделки обычно стандартизированы, имеют гарантии, происходят только на бирже и т. д. Фьючерс является обязательством. Опционы отличаются от простых фьючерсных сделок тем, что дают право выбора купить (продать) в будущем в определенное время по согласованным в данный момент фиксированным ценам. С помощью опционов продают не товары, а право их купить или продать при определенных условиях. Убытки ограничены заранее размерами уплачиваемых премий за это право.
Универсальные биржи продают различные товары, а специальные -ограничиваются продажей отдельных типов товаров, например, золота, пушнины, коней. С 1980 г. входят в норму компьютерные формы бирж. Фондовые биржи ведут торговлю ценными бумагами: акциями и облигациями. Биржи труда обеспечивают наем рабочей силы. Безработные обращаются на биржу при поиске работы. Биржа труда одновременно выполняет функцию социального страхования безработных через выдачу им пособия.
РАСЧЕТЫ (платежи) -важный элемент торговли. Они осуществляются по-разному. Платежи могут быть сделаны до получения товаров, в момент их получения и после получения. Предоплата предполагает полное или частичное поступление денег продавцу до отгрузки товаров. Ее можно осуществить посредством почтового перевода, платежного поручения банку, чека. Здесь покупатель рискует не получить товар вообще, своевременно или в соответствии с заключенным договором (качество товара и т.п.). Полная предоплата предполагает внесение всей суммы платежа. Частичная предоплата -внесение заранее оговоренной, фиксированной суммы или процента. Револьверная предоплата используется при длительных операциях и предполагает систематическое пополнение ее. В оптовой торговле выделяют следующие основные формы платежей: наличные, чеки, платежные поручения, векселя, предоплата, акцепт, аккредитив, факторинг, клиринг, инкассо.
НАЛИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ редко используют при оптовых сделках. Попытки использовать форму наличных платежей воспринимаются часто в качестве проявлений недобрых намерений: обмануть при подсчете денег, вручить фальшивые деньги, скрыть сделку от налога и т.д. Крупные суммы денег трудно пересчитать, тем более, проверить нет ли фальшивых денег. Возникают в таком случае проблемы хранения, транспортировки, охраны денег от рэкетиров и другие проблемы. ПЛАТЁЖНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ выписывают при сделке и передают в банки для перевода денег. Их оформляют до или после передачи товара. ЧЕКИ являются главной формой расчетов во многих странах. Чек выписывают в момент сделки, и он почти сразу может быть обналичен. Чеки бывают денежные -для выплаты наличными и расчетные -для перевода денег безналично. Чек (в отличие от платежного поручения) передается в момент совершения хозяйственной операции (см.: прил. 15). ВЕКСЕЛЯ являются формой кредита, выписанного в момент заключения сделки. По нему оплата производится с отсрочкой на указанный в нем период времени.
АКЦЕПТ -согласие покупателя (плательщика) на оплату денежных и товарных документов, выписанных поставщиком. Поставщик составляет платежное поручение покупателю и передает его в банк для перевода денег на свой счет. Покупатель поручает своему банку произвести платеж со своего счета. Это -форма безналичных расчетов между предприятиями с помощью чеков и других товарных документов. Банки выступают в таком случае гарантами экономических отношений. Существует множество форм акцепта. Положительный акцепт предполагает необходимость по каждому платежному требованию заявлять в письменной форме согласие на оплату или отказ. Отрицательный акцепт требует письменного заявления только при отказе от оплаты. Предварительный акцепт предполагает согласие на оплату платежного требования до списания денег со счета плательщика через 2-3 дня. Последующий акцепт предполагает немедленную оплату по мере поступления документов в банк. При этом за плательщиком сохраняется право заявить в последующем отказ от акцепта. Правилами о расчете строго регламентированы мотивы отказа от акцепта. Плательщик имеет право отказаться от акцепта полностью или частично. Полный отказ может последовать по мотивам предъявления требования на незаконные товары или за услуги, не предусмотренные договором, за отгрузку товаров не по адресу, досрочную их поставку без согласия покупателя, в случае недоброкачественности, некомплектности всего товара, отсутствия указаний на его цену и т.п. ИНКАССО - получение банком по поручению клиента денежных средств от плательщика за отгруженный в его адрес товар (работы, услуги) и зачисление их на его счет в банке (поручение продавца банку получить от покупателя непосредственно или через другой банк плату за товар). АККРЕДИТИВ -форма расчетов, при которой гарантируется по иногородним расчетам немедленная оплата отгруженной поставщиком продукции. Кредитное учреждение списывает по поручению клиента с его счета определенную сумму в оплату за договорные поставки или услуги указанному адресату. В отличие от акцепта, платеж по которому производится по месту плательщика, аккредитив оплачивается по месту нахождения поставщика. При этом используют авизо -уведомление банка о выполнении поручения, например перевода платежа. Аккредитив позволяет получить платеж за товар, работы или услуги немедленно по исполнении обязательств. Он предполагает перевод денег за товар вперед в банк. Аккредитив представляет собой поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи в пределах обеспеченной суммы и на условиях, указанных в аккредитиве. Эти деньги переходят продавцу только после предъявления документа об отгрузке товаров. Существуют различные формы аккредитивов: отзывные и не отзывные, требующие подтверждения и не требующие подтверждения, делимые и неделимые, пополняемые или не пополняемые. Безотзывные аккредитивы не допускают изменений или аннулирования обязательств по нему; делимые -допускают возможность открытия нескольких аккредитивов в его пределах; револьверные аккредитивы предполагают пополнение по мере их использования в пределах установленной общей суммы лимита и срока действия. Аккредитив может требовать подтверждения банка осуществить платежи при исполнении всех оговоренных условий.
ФАКТОРИНГ (продажа долгов) -способ торговли и оплаты, возникающий на основе договора между продавцами, покупателями и банком, который осуществляет эти расчеты. Банк выполняет функцию кредитования и гарантии платежей за реализацию товаров. Существуют различные формы факторинга: без возврата банком продавцу документов и с возвратом. Банк получает плату за выполнение своей функции. КЛИРИНГИ -особые формы зачета взаимных требований на основе специальных договоров, в результате которых возникают различного рода плановые платежи, осуществляемые по заранее согласованному документу. Их разновидностью можно считать платежи с открытого счета предприятий, поставки на открытый счет. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ обеспечивает экономические отношения между странами. Ее основные формы сделок: экспорт и импорт. Условием участия во внешней торговле являются лицензии. В развитых странах внешней торговлей заняты, как правило, крупные, специализированные предприятия. Они изучают внешний рынок, следят за его конъюнктурой и т.п. Примерно 80-90% внешней торговли США и Великобритании связано с деятельностью ТНК (транснациональных корпораций). ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ -затраты на реализацию товаров. Они включают все расходы. За их счет обеспечивают расходы по транспортировке, хранению, дополнительной обработке товаров на предприятиях (расфасовка, сортировка), рекламу. Торговая прибыль является разницей между доходами торгующих предприятий и их издержками. Издержки обращения составляют существенную долю современной цены товаров. Они существенно различаются по странам. Если сравнить цену товара, отпущенную заводом, и розничную цену, по которой этот товар продается, то в США она возрастает в 1,7 раза, в странах Западной Европы -меньше чем в 2 раза, в Японии -в 3 раза [см.: 134]. В США затраты на маркетинг достигают 60% от конечной цены товара. В розничной торговле используют разные формы цен. Как правило, используемые ими цены являются свободными, устанавливающимися на основе спроса и предложения в зависимости от конъюнктуры. В магазинах часто в течение определенного периода времени цены могут быть и фиксированными, и стандартными по всей стране, и стабильными в течение длительного периода времени. Бывают и цены, назначаемые государством. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА представляет систему организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д.
Правовое обеспечение включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы. Исследования рынка могут вестись в целом -недифференцированно или дифференцировано с выделением сегментов, которые бывают различными: плоскостными, матричными или объемными. Маркетинг Сегменты ┌──────┴──────┐ ┌────┴────┐ недифферен- ® дифференциро‑ плоскостные ® матричные цированный ванный ┌───┴───┐ просто ® концентрированный Реклама -элемент инфраструктуры. Основой ее понимания может быть следующая схема (см. следующую страницу): Информация о товарах Реклама ┌───────┴────────┐ ┌────┴─────┐ нейтральная ® предпочтительная презентация ® неличностная ┌───┴────┐ ┌───┴────┐ личностная ® неличностная пропаганда ® платная ┌───────┴──┐ спонсорство ® собственником Рекламой не является любая информация о товаре, хотя она и может содействовать реализации товаров. Рекламой является предпочтительная информация, которая показывает достоинства товара и специально ориентирована на содействие его реализации. Эту функцию выполняет часто паблисити (пропаганда) -статьи о товаре и другие сведения в средствах массовой информации. Личностная форма распространения информации представляет собой пропаганду товаров теми, кто ее производит и реализует. Формой такой пропаганды является презентация -специально организуемые мероприятия, которые призваны распространить информацию: например, устраивают встречу с приглашением артистов, угощением и т.п. для известных лиц, чтобы с их помощью утвердиться на рынке.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |