Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОММЕРЦИЯ 2 страница




На­зван­ная последовательность торговых предприятий показывает их эволюцию. Каж­дое по­сле­ду­ющее из них ха­рак­те­ри­зу­ет­ся основ­ны­ми при­зна­ка­ми пре­ды­ду­щих и име­ет спе­ци­фи­ку. Все они дейс­тву­ют в на­сто­ящее вре­мя и, как пра­ви­ло, мно­го­об­ра­зны. Каж­дый из них не­об­хо­ди­мо сис­те­ма­ти­зи­ро­вать кон­крет­нее. По­ми­мо на­зван­ных, су­ще­ству­ют и не­ко­то­рые дру­гие фор­мы роз­нич­ной тор­го­вли, на­при­мер, то­ва­ры по­чтой, выставки-продажи.

Оптовая торговля воз­ни­кла по­сте­пен­но и се­го­дня пред­став­ле­на раз­лич­ны­ми фор­мами:

Оп­то­вые сделки ┌──────┴──────┐ ин­ди­ви­ду­аль­ные® кон­ку­рентные ┌────────┴─────┐ обо­со­блен­ные ® кон­курсы (организованные) ┌─────┴─────┐ про­дав­цов ® по­ку­па­телей ┌────┴────┐ Аук­ци­он ®Биржи

Ее ве­дут пред­при­ятия, ко­то­рые про­да­ют бо­ль­шие и час­то стан­дарт­ные пар­тии то­ва­ров. Мож­но вы­де­лить мно­го форм оп­то­вых сделок.

Индивидуальные оптовые сделки. Оп­то­вые сдел­ки за­клю­ча­ют про­да­вец и по­ку­па­тель при лич­ной встре­че. В та­ком слу­чае у про­дав­ца и по­ку­па­те­ля нет кон­ку­рен­тов не­по­средс­твен­но в мо­мент за­клю­че­ния сдел­ки. Например, ком­ми­во­яжер за­клю­ча­ет сдел­ки в ка­би­не­те у ком­мер­че­ско­го ди­рек­то­ра пред­при­ятия. Это разобщенные сделки.

Конкурентные оптовые сделки со­вер­ша­ют в спе­ци­аль­ных мес­тах в присутс­твии мно­гих про­дав­цов и по­ку­па­те­лей од­но­го и то­го же то­вара. Это концентрированный в одном месте спрос и предложение.

Обособленные оптовые сделки име­ют мес­то на тол­куч­ках, ба­за­рах, яр­мар­ках. На них про­дав­цы и по­ку­па­те­ли за­клю­ча­ют тор­го­вые сдел­ки обо­со­бленно:

т олкучка ® базар® ярмарка.

Толкучка -фор­ма роз­нич­ной тор­го­вли. На ней за­клю­ча­ют­ся и оп­то­вые сдел­ки. Тол­куч­ки воз­ни­ка­ют сти­хий­но, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся необу­стро­ен­но­стью тер­ри­то­рии, ее не­при­спо­со­блен­но­стью к тор­го­вле. Они, порой, бы­ва­ют не­легитимными.

Тор­говля ┌────────┼────────┐ ка­ра­ван­ная ® яр­ма­роч­ная ® бир­жевая ┌────────┼────────┐ мес­то при­во­за ® по об­раз­цам ® вы­ставки

Базары ха­рак­те­ри­зу­ют­ся опре­де­лен­ным мес­том, ко­то­рое, как пра­ви­ло, обу­стро­ено в той или иной мере.

Ка­ра­ва­ны при­во­зи­ли то­ва­ры в опре­де­лен­ное вре­мя го­да, не­час­то и не­ре­гу­ляр­но. Они оста­на­вли­ва­лись в опре­де­лен­ных местах, и воз­ни­кал «при­воз­ной ры­нок». На их осно­ве воз­ни­кли яр­мар­ки (от не­мец­ко­го сло­ва «яр» = «год» -один раз в го­ду). При­воз­ные рын­ки ор­га­ни­зо­ва­ны эле­мен­тар­ным об­ра­зом: про­дав­цы рас­по­ла­га­ют­ся про­из­во­ль­но и ждут по­ку­па­те­лей. По­ку­па­те­ли об­хо­дят та­кой ры­нок в по­ис­ках не­об­хо­ди­мо­го то­ва­ра. В та­ком слу­чае спрос ищет пред­ло­жение.

Ярмарки -спе­ци­аль­но ор­га­ни­зу­емые и про­во­ди­мые сис­те­ма­ти­че­ски в опре­де­лен­ном мес­те фор­мы се­зон­ной тор­го­вли. «На яр­мар­ках и ба­за­рах про­из­во­ди­те­ли и по­тре­би­те­ли встре­ча­ют­ся без по­сред­ни­ков» [89, Т.1,с.127]. В. Зом­барт описал яр­мар­ки как глав­ную фор­му оп­то­вой тор­го­вли в ХIХ ве­ке. Яр­мар­ки по­оче­ред­но про­во­ди­лись в городах, и оп­то­вые тор­гов­цы по­оче­ред­но пе­ре­ез­жа­ли из од­но­го го­ро­да в дру­гой. Та­кая фор­ма тор­го­вли вы­ро­ди­лась в раз­ви­тых стра­нах. Она со­хра­ня­ет­ся в ка­че­стве фор­мы роз­нич­ной и оптовой тор­го­вли в не­ко­то­рых мест­но­стях и в меж­ду­на­род­ной тор­го­вле. «Ис­то­рия яр­ма­рок в по­здне­ка­пи­та­ли­сти­че­ское вре­мя есть по­это­му, в зна­чи­те­ль­ной сте­пе­ни, ис­то­рия их упад­ка, пе­ре­ры­ва­емая кое-где пе­ри­ода­ми не­по­движ­но­го со­сто­яния. То об­сто­яте­льс­тво, что от вре­ме­ни до вре­ме­ни слу­ча­ют­ся та­кие пе­ри­оды, -ино­гда бы­ва­ет да­же не­ско­ль­ко лет подъема, -слу­жит до­ка­за­те­льс­твом, что ка­пи­та­ли­сти­че­ская про­мыш­лен­ность или ку­пец, тор­гу­ющий ка­пи­та­ли­сти­че­ски­ми то­ва­ра­ми, вре­ме­на­ми все-та­ки по­ль­зу­ют­ся и ба­зар­ной ор­га­ни­за­ци­ей и, тем са­мым, за­мед­ля­ют про­цесс ее уни­что­же­ния» [51,Т.2,с.359]. Яр­мар­ки ор­га­ни­зо­ва­ны в тор­го­вые ря­ды. На них вы­став­ля­ют об­раз­цы то­ва­ров. В ХХ ве­ке они при­ня­ли фор­му вы­ста­вок (выставок-продаж), на ко­то­рых за­клю­ча­ют оп­то­вые сделки, и «привозных рынков».

Конкурсы пред­став­ля­ют со­бой та­кие тор­го­вые сдел­ки, в ко­то­рых од­но­вре­мен­но учас­тву­ет мно­го лиц: или про­дав­цов, или по­ку­па­телей. Здесь зарождаются элементы интегрированного спроса и предложения.

Кон­курсы ┌──┴──┐ аук­ци­оны ® торги ┌───┴────┐ не­глас­ные ®глас­ные (тен­деры) ┌────┴─────┐ за­кры­тые ® от­крытые

Торги (кон­курс про­дав­цов) -обыч­но за­кры­тые фор­мы тор­го­вли. Их ор­га­ни­зу­ют по­ку­па­те­ли, при­гла­шая на них про­дав­цов. С по­мо­щью тор­гов ре­али­зу­ют обо­ру­до­ва­ние, осо­бые ви­ды тех­ни­ки, на­хо­дят про­ек­ти­ров­щи­ков стро­ите­ль­ных объ­ек­тов, их стро­ите­лей и т.д. Не­глас­ные тор­ги про­во­дят­ся без пуб­лич­но­го при­гла­ше­ния участ­ни­ков и без пуб­ли­ка­ции ре­зу­ль­та­тов тор­гов. За­кры­тые тор­ги пред­по­ла­га­ют по­да­чу за­явок в за­пе­ча­тан­ном кон­вер­те. От­кры­тые тор­ги ве­дут­ся пуб­лично.

Аукционы (конкурс покупателей) -за­кры­тая фор­ма тор­го­вли, до­ступ на них плат­ный. То­вар вы­став­ля­ет­ся для обо­зре­ния. Обыч­но это уни­ка­ль­ные то­ва­ры: ко­ни, ме­ха, про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва. В древ­нем ми­ре на аук­ци­онах про­да­ва­ли ра­бов. Его ве­дет аук­ци­онист с по­мо­щью ас­си­стен­тов. Про­да­ют на аук­ци­оне то­му, кто пред­ла­га­ет наи­выс­шую це­ну.

На ан­глийс­ком аук­ци­оне тра­ди­ци­он­но­го ти­па на­зна­ча­ют ми­ни­ма­ль­ную це­ну, а за­тем ее под­ни­ма­ют по ме­ре кон­ку­рен­ции по­ку­па­те­лей то­ва­ров. На гол­ландс­ком аук­ци­оне, на­обо­рот, - на­зна­ча­ют мак­си­ма­ль­ную це­ну и затем по­ни­жа­ют до то­го уров­ня, по ко­то­рому кто-ли­бо го­тов ку­пить то­вар. Бывает за­кры­тая кон­ку­рен­ция по­ку­па­те­лей - в этом слу­чае у них со­би­ра­ют за­яв­ки с ука­за­ни­ем их цен и на этой осно­ве опре­де­ля­ют по­ку­па­те­ля, ко­то­рый пред­ло­жит наи­выс­шую це­ну. На при­ну­ди­те­ль­ных аук­ци­онах про­да­ют иму­ще­ство долж­ни­ков. Двой­ные аук­ци­оны - обыч­ный ме­тод бир­же­вой тор­го­вли, ког­да уве­ли­чи­ва­ющи­еся пред­ло­же­ния по­ку­па­те­ля встре­ча­ют­ся со сни­жа­ющи­ми­ся пред­ло­же­ни­ями про­дав­цов, при со­впа­де­нии цен за­клю­ча­ют сдел­ку. Меж­ду­на­род­ные аук­ци­оны име­ют мес­то в ми­ро­вой тор­говле.

Аук­ционы ┌────┴─────┐ тра­ди­ци­он­ные ® ав­то­ма­ти­ческие ┌────┴─────┐ внут­рен­ние ® меж­ду­на­родные ┌───────┴──────┐ до­бро­во­ль­ные ® при­ну­ди­те­льные ┌───┴───┐ глас­ные ®«втёмную» ┌────┴────┐ ор­ди­нар­ные ® двойные ┌────┴──────┐ «ан­глийс­кие» ® «гол­ландские»
Биржи ┌──────┼───────┐ свободное ®частные ® публичные собрание

Биржи -наи­бо­лее раз­ви­тая фор­ма оп­то­вой тор­го­вли аук­ци­он­но­го ти­па. На ней тор­гу­ют стандартными партиями то­ва­ров. Бир­жи воз­ни­кли в Ев­ро­пе в ХVII ве­ке. В пе­ри­од их рас­цве­та на них об­ра­ща­лось бо­лее 200 то­ва­ров, а сей­час -20. Бир­жи пре­вра­ти­лись в цен­тры спе­ку­ля­тив­ных опе­ра­ций, до­ля ко­то­рых по мно­гим то­ва­рам пре­вы­ша­ет 90% сто­имо­сти объ­ема бир­же­вых сделок.

Пер­во­на­ча­ль­но бир­жи пред­став­ля­ли со­бой сво­бод­ное со­бра­ние по­ку­па­те­лей и про­дав­цов. За­тем они ста­ли част­ны­ми пред­при­яти­ями, на ко­то­рых тор­го­ва­ли пред­при­ни­ма­те­ли. Те­перь мно­гие из них за­ви­сят от го­су­дарс­твен­ных ор­га­нов в той или иной ме­ре и яв­ля­ют­ся не­при­бы­ль­ны­ми ор­га­ни­за­ци­ями. На них тор­гу­ют то­ль­ко чле­ны бирж. Их места покупаются. Все­го в ми­ре 200 бирж. Бир­жи -по­сто­ян­но дейс­тву­ющие рын­ки, на ко­то­рых осу­ще­ствля­ет­ся тор­го­вля бо­ль­ши­ми мас­са­ми од­но­род­ных то­варов.

Ис­то­ри­че­ски тор­го­вля на бир­же на­ча­лась с на­лич­ных то­ва­ров, а за­тем ста­ла про­ис­хо­дить по об­раз­цам. В на­сто­ящее вре­мя на бир­жах тор­гу­ют на основе информации стан­дарт­ны­ми пар­ти­ями то­ва­ра, ко­то­рый не пред­став­лен на бир­же. Сам то­вар на бир­жу не по­сту­па­ет, а сда­ет­ся на опре­де­лен­ный склад, ко­то­рый мо­жет быть рас­по­ло­жен на дру­гой сто­ро­не зем­но­го ша­ра. При при­ня­тии то­ва­ра склад вы­да­ет до­ку­мент -вар­рант. По­став­ка та­ких то­ва­ров про­ис­хо­дит в те­че­ние 15 дней по­сле их ре­али­за­ции на бирже.

Биржевая тор­го­вля ве­дет­ся опре­де­лен­ным ко­ли­че­ством еди­ниц стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го то­ва­ра или цен­ных бу­маг (ло­ты, стрин­ги). То­вар для такой тор­го­вли дол­жен от­ве­чать осо­бым тре­бо­ва­ниям:

· ка­че­ствен­но быть од­но­родным;

· ко­ли­че­ствен­но опре­де­лен­ным по чис­лу, ве­су, раз­меру;

· мо­жет быть за­ме­нен лю­бым дру­гим то­ва­ром из той же партии.

Та­кие ха­рак­те­ри­сти­ки, по­зво­ля­ющие осу­ще­ствить тор­го­влю то­ва­ром при его от­сутс­твии во вре­мя за­клю­че­ния сдел­ки, опре­де­ля­ют­ся ли­бо при­ро­дой то­ва­ра (кир­пич од­но­го и то­го же сор­та), ли­бо по об­щеп­ри­ня­то­му эта­ло­ну дан­но­го то­ва­ра. То­ва­ры, ко­то­рые от­ве­ча­ют пе­ре­чис­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям, на­зы­ва­ют­ся бир­же­вы­ми. К бир­же­вым то­ва­рам от­но­сят: се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ные, сы­рь­е­вые и не­ко­то­рые другие. Тор­го­влю на бир­же ве­дут ее ра­бот­ни­ки -трей­де­ры, бро­ке­ры, ди­ле­ры, мак­ле­ры. Бро­ке­ры и бро­керс­кие до­ма вы­пол­ня­ют функ­цию аген­тов для про­дав­цов и по­ку­па­те­лей. На бир­же чис­ло бро­ке­ров огра­ни­че­но. Бро­керс­кие мес­та бир­жи про­да­ют­ся. Бро­ке­рам пла­тят кли­ен­ты воз­на­граж­де­ние за вы­пол­не­ние по­сред­ни­че­ской функ­ции -бро­ке­ридж в ви­де опре­де­лен­но­го про­цен­та от це­ны про­дан­но­го то­ва­ра. При спе­ци­али­за­ции бро­ке­ров опе­ра­ци­он­но­го бро­ке­ра на­зы­ва­ют трей­де­ром. Ди­ле­ры ве­дут бир­же­вую тор­го­влю от свое­го име­ни -по­ку­па­ют у кли­ен­тов (брокеров) за свой счет и со­от­ветс­твен­но про­да­ют. Они ока­зы­ва­ют и бро­керс­кие услу­ги кли­ен­там. Мак­ле­ры -по­сред­ни­ки, ор­га­ни­за­то­ры бир­жи, которые ве­дут тор­го­вые сес­сии, ре­ги­стри­ру­ют сдел­ки и т.п. Это слово используют и как синоним слову «дилер». Са­ма по се­бе бир­жа обычно не яв­ля­ет­ся ком­мер­че­ским пред­при­яти­ем, а вы­пол­ня­ет то­ль­ко функ­цию по­сред­ни­ка. Она не по­ку­па­ет и не про­да­ет, а то­ль­ко ор­га­ни­зу­ет тор­го­влю для других.

Сделки ┌───┴───┐ просто ® биржевые ┌───┴───┐ кассовые ® иные ┌───┴───┐ срочные ® “длинные” ┌───┴──┐ форвардные ® иные ┌─────┴────┐ фьючерсные ® опционы

Основные формы биржевых сделок представлены схемой.

Биржевые сделки отличаются от иных торговых сделок. На то­вар­ных бир­жах про­да­ют то­ва­ры. За них могут платить сразу наличными (их называют “кассовыми ”).

Срочными называют такие, когда товар поставляют через 2-14 дней (сделки СПОТ). Про­стей­шей фор­мой счи­та­ют про­да­жу ре­аль­ных, на­лич­ных то­варов.

Торговля ┌───────┴──────┐ товарами по ® правом продажи и покупки их ценам за премии (опционы) ┌───────┴──────┐ реальные условия ® стандартизированные поставки товара (фьючерсные) ┌───────┴──────┐ наличного ® будущего (форвардная)

Длинные сделки ведут к поставке товаров через установленный срок. Они многообразны. Особо следует различать форвардные и фьючерсные сделки [см.: 115, с.209].

Форвардные сдел­ки пред­став­ля­ют осо­бый тип бир­же­вой тор­го­вли, ко­то­рый ве­дут в спе­ци­аль­ных от­де­лах бир­жи. Ор­га­ни­зу­ют да­же спе­ци­аль­ные бир­жи для та­ких сде­лок. В этом слу­чае сдел­ки за­клю­ча­ют­ся на бу­ду­щие то­ва­ры, ко­то­рые, как пра­ви­ло, еще не про­из­ве­де­ны. Бир­же­вые сдел­ки ока­зы­ва­ют­ся усло­ви­ем для их про­из­водс­тва. По­став­ки то­ва­ров про­ис­хо­дят че­рез ого­во­рен­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Этот вид сде­лок ве­дет к прин­ци­пи­аль­но­му из­ме­не­нию са­мой су­ти ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. В дан­ном слу­чае сна­ча­ла про­да­ют то­ва­ры, а за­тем их про­из­во­дят. Тем са­мым от­ри­ца­ет­ся прин­цип не­из­ве­ст­но­сти рын­ка, на ко­то­ром ба­зи­ро­вал­ся сво­бод­ный рынок. Эти сделки обычно имеют место на внебиржевом рынке, предполагают санкции за их неисполнение, отсутствие гарантии и т.д.

Опционы ┌───┴───┐ односторонние® двойные ┌──┴──┐ (стеллажи) купить ® продать («колл») («пут»)

Фьючерсные сдел­ки ориентированы на получение прибыли посредством спекуляции товарами. Они пред­став­ля­ют единс­тво стра­хо­ва­ния цен (хед­жи­ро­ва­ние) и спекулятивной тор­го­вли то­ва­ра­ми. Фью­черс -это кон­тракт на по­став­ку к не­ко­то­рой бу­ду­щей да­те ого­во­рен­но­го ко­ли­че­ства то­ва­ра по це­не, уста­но­влен­ной в момент заключения сделки. За­клю­чен­ные на них сдел­ки в ред­ких слу­ча­ях ве­дут к ре­аль­ным по­став­кам то­ва­ров. На них тор­гу­ют, как пра­ви­ло, не кли­ен­ты, а по их по­ру­че­нию бро­ке­ры -про­фес­си­она­лы та­кой тор­го­вли. Фью­черс­ные сдел­ки обыч­но стан­дар­ти­зи­ро­ва­ны, имеют гарантии, происходят только на бирже и т. д. Фьючерс является обязательством.

Опционы отличаются от простых фьючерсных сделок тем, что дают право выбора купить (продать) в будущем в определенное время по согласованным в данный момент фиксированным ценам. С помощью опционов продают не товары, а право их купить или продать при определенных условиях. Убытки ограничены заранее размерами уплачиваемых премий за это право.

Товарные биржи ┌───┴───┐ про­стые ® ком­пь­ю­терные ┌────┴────┐ уни­вер­са­ль­ные ® спе­ци­альные ┌───┴───┐ то­вар­ные ® фон­довые ┌───┴────┐ ре­аль­но­го ® бу­ду­ще­го то­вара

Уни­вер­са­ль­ные бир­жи про­да­ют раз­лич­ные то­ва­ры, а спе­ци­аль­ные -огра­ни­чи­ва­ют­ся про­да­жей от­де­ль­ных ти­пов то­ва­ров, например, зо­ло­та, пуш­ни­ны, ко­ней. С 1980 г. вхо­дят в нор­му ком­пь­ю­тер­ные фор­мы бирж. Фон­до­вые бир­жи ве­дут тор­го­влю цен­ны­ми бу­ма­га­ми: ак­ци­ями и об­ли­га­ци­ями. Бир­жи тру­да обес­пе­чи­ва­ют на­ем ра­бо­чей си­лы. Без­ра­бот­ные об­ра­ща­ют­ся на бир­жу при по­ис­ке ра­бо­ты. Бир­жа тру­да од­но­вре­мен­но вы­пол­ня­ет функ­цию социального страхования без­ра­ботных через выдачу им пособия.

Пре­до­плата ┌──┴───┐ пол­ная ® не­полная ┌───┴────┐ час­тич­ная ® ре­во­ль­верная
Розничные рас­четы ┌───┴───┐ на­лич­ные ®без­на­лич­ные на но­си­телях ┌───┴────┐ бу­маж­ных ® элек­тронных

РАСЧЕТЫ (пла­те­жи) -важ­ный эле­мен­т тор­го­вли. Они осуществляются по-разному. Платежи могут быть сделаны до получения товаров, в момент их получения и после получения. Предоплата пред­по­ла­га­ет пол­ное или час­тич­ное по­ступ­ле­ние де­нег про­дав­цу до от­груз­ки то­ва­ров. Ее мож­но осу­ще­ствить по­средс­твом по­что­во­го пе­ре­во­да, пла­теж­но­го по­ру­че­ния бан­ку, че­ка. Здесь по­ку­па­тель рис­ку­ет не по­лу­чить то­вар во­об­ще, свое­вре­мен­но или в со­от­ветс­твии с за­клю­чен­ным до­го­во­ром (ка­че­ство то­ва­ра и т.п.). Пол­ная пре­до­пла­та пред­по­ла­га­ет вне­се­ние всей сум­мы пла­те­жа. Час­тич­ная пре­до­пла­та -вне­се­ние за­ра­нее ого­во­рен­ной, фик­си­ро­ван­ной сум­мы или про­цен­та. Ре­во­ль­вер­ная пре­до­пла­та ис­по­ль­зу­ет­ся при дли­те­ль­ных опе­ра­ци­ях и пред­по­ла­га­ет сис­те­ма­ти­че­ское по­пол­не­ние ее.

В оп­то­вой тор­го­вле вы­де­ля­ют сле­ду­ющие основ­ные фор­мы пла­те­жей: на­лич­ные, че­ки, пла­теж­ные по­ру­че­ния, век­се­ля, пре­до­пла­та, ак­цепт, ак­кре­ди­тив, фак­то­ринг, кли­ринг, ин­кассо.

Оптовые пла­тежи ┌──┴──┐ сра­зу ® не сразу ┌────┴─────┐ после ® до поставки (кредит) в банк ┌──────┴──────┐ по­ку­па­те­ля ® про­дав­ца (ак­цепт) (ак­кре­дитив)

НАЛИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ ред­ко ис­по­ль­зу­ют­ при оп­то­вых сдел­ках. По­пыт­ки использовать форму на­лич­ных пла­те­жей вос­при­ни­ма­ют­ся час­то в ка­че­стве про­яв­ле­ний не­до­брых на­ме­ре­ний: об­ма­нуть при под­сче­те де­нег, вру­чить фа­ль­ши­вые де­нь­ги, скрыть сдел­ку от на­ло­га и т.д. Круп­ные сум­мы де­нег труд­но пе­ре­счи­тать, тем бо­лее, про­ве­рить нет ли фа­ль­ши­вых де­нег. Воз­ни­ка­ют в та­ком слу­чае про­бле­мы хра­не­ния, транс­пор­ти­ров­ки, охра­ны де­нег от рэ­ке­ти­ров и дру­гие про­блемы.

ПЛАТЁЖНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ вы­пи­сы­ва­ют при сдел­ке и пе­ре­да­ют в бан­ки для пе­ре­во­да де­нег. Их офор­мляют до или по­сле пе­ре­да­чи то­вара.

ЧЕКИ яв­ля­ют­ся глав­ной фор­мой рас­че­тов во мно­гих стра­нах. Чек вы­пи­сы­ва­ют в мо­мент сделки, и он по­чти сра­зу мо­жет быть об­на­ли­чен. Че­ки бы­ва­ют де­неж­ные -для вы­пла­ты на­лич­ны­ми и рас­чет­ные -для пе­ре­во­да де­нег без­на­лич­но. Чек (в от­ли­чие от пла­теж­но­го по­ру­че­ния) пе­ре­да­ет­ся в мо­мент со­вер­ше­ния хо­зяйс­твен­ной опе­ра­ции (см.: прил. 15).

ВЕКСЕЛЯ яв­ля­ют­ся фор­мой кре­ди­та, вы­пи­сан­но­го в мо­мент за­клю­че­ния сдел­ки. По не­му опла­та про­изводится с от­сроч­кой на указанный в нем период времени.

Акцепт ┌─────────────┼──────────────┐ по­ло­жи­те­ль­ный ® от­ри­ца­те­ль­ный ® пред­ва­ри­те­льный

АКЦЕПТ -со­гла­сие по­ку­па­те­ля (пла­те­ль­щи­ка) на опла­ту де­неж­ных и то­вар­ных до­ку­мен­тов, вы­пи­сан­ных по­став­щи­ком. По­став­щик со­став­ля­ет пла­теж­ное по­ру­че­ние по­ку­па­те­лю и пе­ре­да­ет его в банк для пе­ре­во­да де­нег на свой счет. По­ку­па­тель по­ру­ча­ет свое­му бан­ку про­из­ве­сти пла­теж со свое­го сче­та. Это -фор­ма без­на­лич­ных рас­че­тов меж­ду пред­при­яти­ями с по­мо­щью че­ков и дру­гих то­вар­ных до­ку­мен­тов. Бан­ки вы­сту­па­ют в та­ком слу­чае га­ран­та­ми эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний. Су­ще­ству­ет мно­же­ство форм ак­цепта.

По­ло­жи­те­ль­ный ак­цепт пред­по­ла­га­ет не­об­хо­ди­мость по каж­до­му пла­теж­но­му тре­бо­ва­нию за­яв­лять в пи­сь­мен­ной фор­ме со­гла­сие на опла­ту или от­каз. От­ри­ца­те­ль­ный ак­цепт тре­бу­ет пи­сь­мен­но­го за­яв­ле­ния то­ль­ко при от­ка­зе от опла­ты. Пред­ва­ри­те­ль­ный ак­цепт пред­по­ла­га­ет со­гла­сие на опла­ту пла­теж­но­го тре­бо­ва­ния до спи­са­ния де­нег со сче­та пла­те­ль­щи­ка че­рез 2-3 дня. По­сле­ду­ющий ак­цепт пред­по­ла­га­ет не­мед­лен­ную опла­ту по ме­ре по­ступ­ле­ния до­ку­мен­тов в банк. При этом за пла­те­ль­щи­ком со­хра­ня­ет­ся пра­во за­явить в по­сле­ду­ющем от­каз от ак­цепта.

Пра­ви­ла­ми о рас­че­те стро­го ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны мо­ти­вы от­ка­за от ак­це­пта. Пла­те­ль­щик име­ет пра­во от­ка­за­ть­ся от ак­це­пта пол­нос­тью или час­тич­но. Пол­ный от­каз мо­жет по­сле­до­вать по мо­ти­вам предъ­яв­ле­ния тре­бо­ва­ния на не­за­кон­ные то­ва­ры или за услу­ги, не пре­ду­смот­рен­ные до­го­во­ром, за от­груз­ку то­ва­ров не по ад­ре­су, до­сроч­ную их по­став­ку без со­гла­сия по­ку­па­те­ля, в слу­чае не­до­бро­ка­че­ствен­но­сти, некомплектности все­го то­ва­ра, от­сутс­твия ука­за­ний на его це­ну и т.п.

ИНКАССО - получение банком по поручению клиента денежных средств от плательщика за отгруженный в его адрес товар (работы, услуги) и зачисление их на его счет в банке (поручение продавца банку получить от покупателя непосредственно или через другой банк плату за товар).

АККРЕДИТИВ -фор­ма рас­че­тов, при ко­то­рой га­ран­ти­ру­ет­ся по ино­го­род­ним рас­че­там не­мед­лен­ная опла­та от­гру­жен­ной по­став­щи­ком про­дук­ции. Кре­дит­ное учреж­де­ние спи­сы­ва­ет по по­ру­че­нию кли­ен­та с его сче­та опре­де­лен­ную сум­му в опла­ту за до­го­вор­ные по­став­ки или услу­ги ука­зан­но­му ад­ре­са­ту. В от­ли­чие от ак­це­пта, пла­теж по ко­то­ро­му про­из­во­дит­ся по мес­ту пла­те­ль­щи­ка, ак­кре­ди­тив опла­чи­ва­ет­ся по мес­ту на­хож­де­ния по­став­щика. При этом используют авизо -уведомление банка о выполнении поручения, например перевода платежа.

Ак­кре­ди­тив по­зво­ля­ет по­лу­чить пла­теж за то­вар, ра­бо­ты или услу­ги не­мед­лен­но по ис­пол­не­нии обя­за­тельств. Он пред­по­ла­га­ет пе­ре­вод де­нег за то­вар впе­ред в банк. Ак­кре­ди­тив пред­став­ля­ет со­бой по­ру­че­ние бан­ка од­но­му или не­ско­ль­ким бан­кам про­из­во­дить по рас­по­ря­же­нию и за счет кли­ен­та пла­те­жи в пре­де­лах обес­пе­чен­ной сум­мы и на усло­ви­ях, ука­зан­ных в ак­кре­ди­ти­ве. Эти де­нь­ги пе­ре­хо­дят про­дав­цу то­ль­ко по­сле предъ­яв­ле­ния до­ку­мен­та об от­груз­ке то­ва­ров. Су­ще­ству­ют раз­лич­ные фор­мы ак­кре­ди­ти­вов: от­зыв­ные и не отзывные, тре­бу­ющие под­твер­жде­ния и не требующие подтверждения, де­ли­мые и не­де­ли­мые, по­пол­ня­емые или не пополняемые. Бе­зот­зыв­ные ак­кре­ди­ти­вы не до­пус­ка­ют из­ме­не­ний или ан­ну­ли­ро­ва­ния обя­за­тельств по не­му; де­ли­мые -до­пус­ка­ют воз­мож­ность от­кры­тия не­ско­ль­ких ак­кре­ди­ти­вов в его пре­де­лах; ре­во­ль­вер­ные ак­кре­ди­ти­вы пред­по­ла­га­ют по­пол­не­ние по ме­ре их ис­по­ль­зо­ва­ния в пре­де­лах уста­но­влен­ной об­щей сум­мы ли­ми­та и сро­ка дейс­твия. Ак­кре­ди­тив мо­жет тре­бо­вать под­твер­жде­ния бан­ка осу­ще­ствить пла­те­жи при ис­пол­не­нии всех ого­во­рен­ных условий.

Клиринги (между) ┌──────┼───────┐ пред­при­яти­ями ® бан­ка­ми ® стра­нами

ФАКТОРИНГ (про­да­жа до­лгов) -спо­соб тор­го­вли и опла­ты, воз­ни­ка­ющий на осно­ве до­го­во­ра меж­ду про­дав­ца­ми, по­ку­па­те­ля­ми и бан­ком, ко­то­рый осу­ще­ствля­ет эти рас­че­ты. Банк вы­пол­ня­ет функ­цию кре­ди­то­ва­ния и га­ран­тии пла­те­жей за ре­али­за­цию то­ва­ров. Су­ще­ству­ют раз­лич­ные фор­мы фак­то­рин­га: без воз­вра­та бан­ком про­дав­цу до­ку­мен­тов и с воз­вра­том. Банк по­лу­ча­ет пла­ту за вы­пол­не­ние сво­ей функции.

КЛИРИНГИ -осо­бые фор­мы за­че­та вза­им­ных тре­бо­ва­ний на осно­ве спе­ци­аль­ных до­го­воров, в результате которых воз­ни­ка­ют раз­лич­но­го ро­да пла­но­вые пла­те­жи, осуществляемые по за­ра­нее со­гла­со­ван­но­му до­ку­мен­ту. Их раз­но­вид­но­стью мож­но счи­тать пла­те­жи с от­кры­то­го сче­та пред­при­ятий, по­став­ки на от­кры­тый счет.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ обес­пе­чи­ва­ет эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния меж­ду стра­на­ми. Ее основ­ные фор­мы сде­лок: экс­порт и им­порт. Условием участия во внешней торговле являются лицензии. В развитых странах внешней торговлей заняты, как пра­ви­ло, крупные, спе­ци­ализирован­ные пред­при­ятия. Они изу­ча­ют вне­шний ры­нок, сле­дят за его конъ­юнк­ту­рой и т.п. Примерно 80-90% внешней торговли США и Ве­ли­ко­бри­та­нии свя­за­но с де­яте­ль­но­стью ТНК (транс­на­ци­она­ль­ных кор­по­ра­ций).

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ -за­тра­ты на ре­али­за­цию то­ва­ров. Они включают все рас­хо­ды. За их счет обес­пе­чи­ва­ют рас­хо­ды по транс­пор­ти­ров­ке, хра­не­нию, до­пол­ни­те­ль­ной об­ра­бо­тке то­ва­ров на пред­при­яти­ях (рас­фа­сов­ка, сор­ти­ров­ка), ре­кла­му. Тор­го­вая при­быль яв­ля­ет­ся раз­ни­цей меж­ду до­хо­да­ми тор­гу­ющих пред­при­ятий и их из­держ­ками.

Из­держ­ки об­ра­ще­ния со­став­ля­ют су­ще­ствен­ную до­лю со­вре­мен­ной це­ны то­ва­ров. Они су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся по стра­нам. Ес­ли срав­нить це­ну то­ва­ра, от­пу­щен­ную за­во­дом, и роз­нич­ную це­ну, по ко­то­рой этот то­вар про­да­ет­ся, то в США она воз­рас­та­ет в 1,7 ра­за, в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы -ме­нь­ше чем в 2 ра­за, в Япо­нии -в 3 ра­за [см.: 134]. В США за­тра­ты на мар­ке­тинг до­сти­га­ют 60% от ко­неч­ной це­ны то­вара.

В роз­нич­ной тор­го­вле ис­по­ль­зу­ют раз­ные фор­мы цен. Как пра­ви­ло, ис­по­ль­зу­емые ими це­ны яв­ля­ют­ся сво­бод­ны­ми, уста­на­вли­ва­ющи­ми­ся на осно­ве спро­са и пред­ло­же­ния в за­ви­си­мо­сти от конъ­юнк­ту­ры. В ма­га­зи­нах час­то в те­че­ние опре­де­лен­но­го пе­ри­ода вре­ме­ни це­ны мо­гут быть и фик­си­ро­ва­нными, и стан­дарт­ными по всей стра­не, и ста­би­ль­ными в те­че­ние дли­те­ль­но­го пе­ри­ода вре­ме­ни. Бы­ва­ют и це­ны, на­зна­ча­емые го­су­дарс­твом.

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА пред­став­ля­ет сис­те­му организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д.

Суды ┌────┴────┐ обыч­ные ® хо­зяйс­твенные ┌──────┴──────┐ тре­тейс­кие ® ар­би­тражные

Пра­во­вое обес­пе­че­ние вклю­ча­ет в се­бя сис­те­му за­ко­нов и ор­га­ни­за­ций (ор­га­нов), ко­то­рые их обес­пе­чи­вают. Обыч­ные су­ды раз­ре­ша­ют иму­ще­ствен­ные спо­ры меж­ду граж­данс­ки­ми ли­ца­ми. Спо­ры юриди­че­ских лиц раз­ре­ша­ют тре­тейс­кие су­ды по вы­бо­ру спор­щи­ков и ар­би­траж­ные ор­ганы.

Ис­сле­до­ва­ния рын­ка мо­гут вес­тись в це­лом -недифференцированно или диф­фе­рен­ци­ро­ва­но с вы­де­ле­ни­ем сег­мен­тов, которые бывают раз­лич­ны­ми: плос­ко­ст­ными, мат­рич­ными или объ­ем­ными.

Мар­ке­тинг Сег­менты

┌──────┴──────┐ ┌────┴────┐

не­диф­фе­рен- ® диф­фе­рен­ци­ро‑ плос­ко­ст­ные ® мат­ричные

ци­ро­ван­ный ван­ный ┌───┴───┐
┌────┴─────┐ про­сто ® объ­емные

про­сто ® кон­цен­три­ро­ванный

Реклама -эле­мент ин­фра­струк­ту­ры. Осно­вой ее по­ни­ма­ния мо­жет быть сле­ду­ющая схема (см. следующую страницу):

Ин­фор­ма­ция о то­ва­рах Ре­клама

┌───────┴────────┐ ┌────┴─────┐

ней­тра­ль­ная ® пред­по­чти­те­ль­ная пре­зен­та­ция ® не­лич­но­стная

┌───┴────┐ ┌───┴────┐

лич­но­ст­ная ® не­лич­но­ст­ная про­па­ган­да ® платная

┌───────┴──┐

спон­сорс­тво ® собс­твен­ником

Ре­кла­мой не яв­ля­ет­ся лю­бая ин­фор­ма­ция о то­ва­ре, хо­тя она и мо­жет со­дейс­тво­вать ре­али­за­ции то­ва­ров. Ре­кла­мой яв­ля­ет­ся пред­по­чти­те­ль­ная ин­фор­ма­ция, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет до­сто­инс­тва то­ва­ра и спе­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ва­на на со­дейс­твие его ре­али­за­ции. Эту функ­цию вы­пол­ня­ет час­то паб­ли­си­ти (пропаганда) -ста­тьи о то­ва­ре и дру­гие све­де­ния в средс­твах мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Лич­но­ст­ная фор­ма рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции пред­став­ля­ет со­бой про­па­ган­ду то­ва­ров те­ми, кто ее про­из­во­дит и ре­али­зу­ет. Фор­мой та­кой про­па­ган­ды яв­ля­ет­ся пре­зен­та­ция -спе­ци­аль­но ор­га­ни­зу­емые ме­ро­при­ятия, ко­то­рые при­зва­ны рас­про­стра­нить ин­фор­ма­цию: на­при­мер, устра­ива­ют встре­чу с при­гла­ше­ни­ем ар­ти­стов, уго­ще­ни­ем и т.п. для из­ве­ст­ных лиц, что­бы с их по­мо­щью утвер­ди­ть­ся на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.