Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств




Эта закономерность развития моторики человека проявляется в ко­лебательном характере отдельных элементов двигательной системы, формирующем биологический ритм развития движений. Сущность его состоит в неравномерном и неодновременном развитии двигательного


аппарата, что проявляется в последовательной смене периодов уско­ренного развития периодами консолидации отдельных элементов мо­торики. Реализация этой биологической закономерности важна при раз­витии физических способностей и выражается общим правилом: пара­метры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции (В.К. Бальсевич, 1988).

Совершенно очевидно, что период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных физических спо­собностей, но наиболее интенсивным является период полового созре­вания, в котором каждая физическая способность имеет свой сенситив­ный период. Важно учитывать, что и здоровый, и больной ребенок про­ходят все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с отклонениями в развитии отстают от здоровых сверстников на 1-3 года и больше.

6. Обратимость показателей развития физических способностей.

Прогрессивные структурно-функциональные перестройки в орга­низме человека, достигнутые в результате систематических занятий физическими упражнениями, имеют тенденцию к регрессу при пере­рывах или прекращении занятий. Детренированность проявляется, в первую очередь, в ухудшении функционального состояния, снижении двигательных возможностей, обратимости приобретенных физических способностей, т.е. возвращению их к исходному уровню. Сначала теря­ются скоростные способности, затем силовые, а позднее выносливость.

7. Перенос физических качеств.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность чаще

всего требуют не одного, а целой совокупности физических качеств. Например, в спортивном плавании, которым занимаются инвалиды разных нозологических групп, в условиях соревнований необходимо:

- отреагировать на стартовый сигнал и выполнить стартовое ускоре­
ние (быстрота реакции, время одиночного движения, начальная ско­
рость);

- поддерживать высокую скорость на всей дистанции (темп и длина
«шага»);

- проявлять оптимальные усилия в каждом цикле движения (мы­
шечная сила);

- выполнять движения с необходимой амплитудой (подвижность в
суставах);

- проплыть всю дистанцию, преодолевая утомление (выносливость).

Из приведенного примера видно, что в одном упражнении (плава­нии) требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику разви­тия и вместе с тем оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Такое явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называет­ся положительным переносом. Положительный перенос может быть пря­мым и опосредованным, взаимным и односторонним, однородным и разнородным (Ю.Ф. Курамшин, 1999).


Принципиально весь процесс развития физических качеств и его компоненты — подбор упражнений (подводящих, имитационных, со­пряженного воздействия, упрощенных, усложненных, игровых, на тре­нажерах и т.п.), рациональное чередование системы нагрузок, методи­ческие построения - всегда рассчитаны на положительный перенос.

Редко, но в практической деятельности встречается отрицательный перенос, когда развитие одного физического качества тормозит разви­тие другого. Методика одностороннего развития какого-либо качества или его отрицательное влияние на другое приводит к дисгармоничному развитию и снижению результатов.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные закономерности развития физических ка­
честв в адаптивной физической культуре.

2. Какой ведущий фактор развития физических способностей?

3. В чем особенности единства и взаимосвязи между двигательными
умениями и физическими способностями?

4. Раскройте взаимосвязь между физическими способностями и дви­
гательными режимами.

5. В чем проявляется сущность этапности развития физических спо­
собностей?

6. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств
занимающихся в адаптивной физической культуре - важная законо­
мерность педагогического процесса.

7. Проиллюстрируйте на примере закономерность переноса физи­
ческих качеств.

20.2. Принципы развития физических способностей

Когда говорят о принципах развития физических способностей, то имеют в виду построение системы физической нагрузки, ее объема, интенсивности, распределения во времени, прогнозирования и дос­тижения конкретных результатов педагогического воздействия за счет изменения функционального состояния человека. В адаптивной физи­ческой культуре могут быть применены не все принципы. Например, только в адаптивном спорте и реабилитации лиц после ампутации и спинальных травм реализуется такой принцип, как предельное и мак­симальное наращивание физической нагрузки. При этом в каждом виде спорта есть свои нормы и ограничения, связанные с медицинскими противопоказаниями. В системе адаптивного физического воспитания первостепенной задачей является обеспечение моторной деятельнос­ти, активизирующей коррекцию и компенсацию двигательных нару­шений, в процессе которой и развиваются физические способности.

II 1466 321


Поэтому главная особенность всех видов адаптивной физической куль­туры состоит в том, что каждое упражнений и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение — раз­вивающую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.