КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Организация процесса управления риском
Теория и практика управления рисками выработала ряд основополагающих принципов, которыми следует руководствоваться. Основные из них следующие: 1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Реализация этого принципа на практике означает, что прежде чем вкладывать капитал, инвестор должен: · определить максимально возможный объем убытка по данному риску; · сопоставить его с объемом вкладываемого капитала; · сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора. 2. Необходимо думать о последствиях риска. Данный принцип предполагает, что предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, определяет к чему она может привести, какова вероятность риска, и принимает решение об отказе от риска, о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу. 3. Нельзя рисковать многим ради малого. Действие третьего принципа предполагает, что прежде чем принять решение о внедрении мероприятия, содержащего риск, необходимо соизмерить ожидаемый результат (отдачу) с возможными последствиями, которые последуют в случае наступления рискового события. В стратегии риск-менеджмента применяется ряд правил, на основании которых осуществляется выбор того или иного приема управления риском и варианта решений. Основными из этих правил являются следующие: · Максимум выигрыша. Максимум выигрыша означает, что из возможных вариантов решений, содержащих риск, выбирается тот, который обеспечивает максимальный результат (доход, прибыль и т.д.). · Оптимальное сочетание выигрыша и величины риска. На практике более привлекательные (прибыльные) варианты являются и более рискованными. Таким образом, из всех вариантов решений, обеспечивающих приемлемый риск, выбирается тот, у которого соотношение дохода и потерь является оптимальным. · Оптимальная вероятность результата. Сущность правила оптимальной вероятности результата заключается в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемую для предпринимателя вероятность получения положительного результата, выбирается тот, у которого выигрыш максимальный Управление риском – многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Важно понимать, что минимизация ущерба и снижение риска – не адекватные понятия. Второе означает либо уменьшение возможного ущерба, либо понижение вероятности наступления неблагоприятных событий. В то же время существуют различные финансовые механизмы управления, например страхование, которые обеспечивают компенсацию ущерба, никак не влияя ни на его размер, ни на вероятность наступления. Управление рисками требует разработки научно обоснованной стратегии, которая должна включать в себя следующие основные моменты: • разработку единого подхода к классификации рисков; • организацию отделов по управлению риском на предприятиях; • создание и внедрение методики регистрации убытков в материальном и экономическом выражении; • создание и внедрение методики прогнозирования аварийных ситуаций, оценки возможных последствий; • формирование глобальной базы данных по убыткам в рамках целой отрасли; • разработку методики оценки сравнительной эффективности различных мер по управлению риском и рекомендаций по их использованию в конкретных случаях; • активное использование страхования и самострахования. Основные этапы процесса управления риском: · анализ риска; · выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности; · принятие решения; · непосредственное воздействие на риск; · контроль и корректировка результатов процесса управления. Рассмотрим последовательность этих этапов и их взаимосвязь на схеме:
Рис.2.1 Общая схема управления риском.
Анализ риска – начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Анализ состоит из выявления рисков (качественная оценка) и их оценки (количественная оценка). 1) При выявлении рисков определяются все риски, присущие исследуемой системе. Качественный анализ предполагает выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то тесть установление потенциальных зон риска; идентификацию всех возможных рисков; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения. Главное здесь – не пропустить важные обстоятельства и подробно описать все существенные риски. Для обоснованного принятия решений необходимо знать, с риском какого вида и типа придется иметь дело. От «непредсказуемого», но выявленного риска можно, строго говоря, застраховаться (вплоть до отказа от проекта), а от невыявленного или проигнорированного риска застраховаться невозможно. В процессе качественного анализа важно не только установить все виды рисков, которые угрожают проекту, но и по возможности выявит возможные потери ресурсов, сопровождающие наступление рисковых событий. Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа. 2) Оценка – это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени (уровня) риска, определяется также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска. В процессе качественного анализа может быть выделена обширная группа рисков, с которыми придется столкнуться при реализации проекта. При этом вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызывать. Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации проекта. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера. Один из возможных способов количественного анализа риска – имитационное моделирование. Это прием, с помощью которого математическая прогнозная модель подвергается ряду имитационных прогонов обычно с помощью компьютера. В ходе процессов имитации строятся последовательные сценарии, в которых используются данные, являющиеся исходными для основных неопределенных переменных проекта. Результаты имитации подвергаются статистической обработке, для того чтобы получить вероятностное распределение возможных результатов проекта и оценить степень риска. Таким образом, процесс количественного анализа риска включает следующие стадии: · Создание прогнозной модели; · Определение переменных риска; · Определение вероятностного распределения отобранных переменных и определение диапазона возможных значений для каждой из них.; · Установление наличия или отсутствия корреляционных связей среди рисковых переменных; · Прогоны модели; · Анализ результатов. Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, часто анализ идет в двух противоположных направлениях – от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы анализа рисков: · Статистический; · Экспертных оценок; · Аналитический; · Оценки финансовой устойчивости и платежеспособности; · Оценки целесообразности затрат; · Анализ последствий накопления риска; · Метод использования аналогов; · Комбинированный метод. Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических. После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска. Подробнее эти три способа будут рассмотрены далее. И, наконец, заключительным этапом управления риском являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками (с учетом информации о имевших место за этот период убытках). Все способы воздействия на риск можно разделить на три основные группы: - снижение риска; - сохранение риска; - передача риска.
Рис.2.2. Методы воздействия на риск.
Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Достигается снижение риска, как правило, при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий (усиление безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения и т.п.). Сохранение риска на существующем уровне не предполагает влияния ни на вероятность наступления неблагоприятных событий, ни на размер возможного ущерба. При сохранении риска предприятие может: · отказаться от любых действий, направленных на компенсацию ущерба («Без финансирования»); · создать специальные резервные фонды, из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций («Самострахование»). · получить кредиты, займы, государственные дотации для компенсации убытков и восстановления производства. Передача риска означает передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К мерам по передаче риска относятся: · страхование; · финансовые гарантии, поручительства; · внесением в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении неблагоприятных событий или передающих риск контрагенту. Все мероприятия по управлению риском могут быть разделены на: 1) дособытийные (планируются и осуществляются до наступления неблагоприятных событий); 2) послесобытийные (осуществляются после того, как неблагоприятное событие уже произошло). К дособытийным мероприятиям относятся: · страхование; · самострахование; · предупредительные организационно-технические мероприятия; · юридические, договорные и другие мероприятия по передаче риска. К послесобытийным мероприятиям относятся получение средств на ликвидацию убытков в виде финансовой помощи, займов и т.д. Многие меры по сохранению и передаче риска являются по своей сути финансовыми механизмами и никак не влияют на частоту возникновения неблагоприятных событий и масштабы убытков до их компенсации. В идеале для управления риском в организации должно быть создано специальное подразделение – отдел управления риском, возглавляемое риск-менеджером (руководителем, который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков). Можно выделить три основных организационных аспекта создания структуры управления риском: · деятельность ведущего риск-менеджера; · деятельность отдела управления риском; · взаимосвязь подразделения с другими структурами организации. Функции риск-менеджера на предприятии следующие: · обеспечение безопасности и контроля над риском; · контроль и обеспечение качества выпускаемой продукции; · формирование организационной структуры управления риском; · разработка основных положений и инструкций, связанных с управлением риском; · разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии (которые изложены во внутренних нормативных документах – Положении по управлению риском и Руководстве по управлении риском). Положение по управлению риском содержит результаты анализа риска на предприятии и изложение ключевых моментов управленческой стратегии предприятия в данной области. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий, создание специальных резервных фондов для компенсации возможных убытков или создание системы страхования. Положение выражает философию компании по отношению к управлению риском. В нем должно быть очерчено разграничение полномочий между различными структурными единицами, указано, кто отвечает за определенные аспекты управления риском и т.д. Руководство по управлению риском – это документ, определяющий конкретные действия. В нем должны содержаться указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления риском, а также даны ответы на следующие вопросы: кто должен оценивать возможные потери, кто и как должен определять условия страхования, что делать, если произошло событие, приведшее к потерям, как ограничить убытки? В Руководство следует включить всю информацию, связанную с рисками. В нем устанавливается четкая ответственность всех подразделений и служб организации, определяется взаимодействие различных служб. Отдельные разделы руководства должны содержать изложение основных подходов к страхованию, описание действий при пожарах, взрывах, производственных травмах и т.д. Функции отдела по управлению риском: · выявление риска; · ведение регистрации происшедших инцидентов и их статистическая обработка; · управление страховыми программами; · реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия; · реализация программ по повышению квалификации персонала. Одна из наиболее существенных функций связана с выявлением риска, т.е. с разработкой и использованием методологии выявления и оценки уровня риска, приспособленной к условиям предприятия, а вторая — с планированием и осуществлением страхования. Управление портфелем страховых договоров для большой организации является достаточно трудоемкой работой, включающей в себя: • оценку необходимости страховых покрытий различных типов; • выбор страховщиков и страховых брокеров; • переговоры о размере страховых премий и страховых покрытий; • выработку формулировок договоров о страховании; • ведение дел, связанных с предъявлением исков; • ведение всех регистрационных записей по страхованию. Пример организации административной структуры по управлению риском на предприятии. Отдел по управлению риском, состоящий из риск менеджера, его помощника и небольшой рабочей группы из трех человек. Отдел имеет контракты на выполнение многих специализированных работ с независимыми исполнителями и координирует их деятельность. Например: поиск подходящей страховой компании и разработка договоров поручаются страховой брокерской фирме; сопровождение проекта по повышению безопасности производства – консультационной фирме в области технологии; работа по оценке размеров ущерба – профессиональному оценщику и т.д.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |