Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политических систем. Политическая система Украины




Механизм деятельности политических систем разных стран характеризуется очевидным своеобразием. Можно утверждать, что каждая страна имеет особую, неповторимую модель политической системы, выражающую специфику социально-исторических, экономических, национальных, политических и других ее условий. Вместе с тем, в развитии многих стран имеются характерные общие черты принципиального сходства. Эти элементы принципиального сходства являются необходимым предметом научного анализа, так как их изучение позволяет проследить закономерности в развитии политических процессов и систем на различных уровнях их существования. Их выявление связано с разработкой типологии политических систем.

В основу типологии могут быть положены различные основания или критерии, согласно которым всю совокупность политических систем можно с той или иной степенью условности разделить на подгруппы или виды. В политологии наиболее распространена типология, основанная на характере политического режима, в соответствии с которым выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные системы. Они отличаются принципами взаимоотношений между властью и обществом, степенью влияния общества, гражданских групп на власть.

Демократическая система строится на свободной политической конкуренции социальных групп, предполагает участие граждан в избрании представителей государственно-политической власти, постоянное взаимодействие между институтами власти и структурами гражданского общества, а также наличие механизма влияния гражданских структур на принятие государственных решений.

Авторитарная система характеризуется взаимным отчуждением власти и общества с одновременным доминированием политических структур над гражданами, их произволом, который не исключает определенной автономии личности по отношению к государству.

Главной особенностью тоталитарной системы является полное поглощение личных и гражданских интересов правящей группировкой во главе с ее лидером, контролирующим ключевые государственные посты, а также и положение в стране. Тоталитаризм приводит к политизации всей общественной жизни, придает ей форму военизированной корпоративности, вдохновляемой идеологией мессианского, исторического толка. К таким тоталитарным системам в начале ХХ1 века относится Северная Корея.

Еще одна типология принадлежит Г. Алмонду, американскому аналитику, который разделил политические системы на четыре типа, в соответствии с уровнем и характером политической культуры: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный или частично индустриальный и тоталитарный. Наиболее устойчивой, как утверждает Алмонд, является англо-американская система, для которой характерны: высокая степень внутренней интеграции, выраженность ролей политических участников и другие качества развитой демократии.

По характеру взаимодействия с окружающей средой политические системы разделяются на открытые и закрытые системы, различающиеся соответственно более и менее интенсивными связями с обществом.

Политические системы можно также классифицировать и по другим существенным признакам, характеризующим качество системы, политического процесса, особенности функционирования и модернизации политических институтов и т. д.

Несмотря на качественное многообразие политических моделей, можно наблюдать общие тенденции в развитии современных государств и политических систем, свидетельствующих о формировании некоей целостной политической цивилизации, предполагающей наличие единой системы критериев политической развитости, достаточности. К этим тенденциям относится:

- усложнение механизма политики и ее взаимосвязей с комплексом социальных структур и подсистем;

- усиление влияния внешнеполитических и международных факторов на развитие национальных политических систем;

- развитие межсистемной политической интеграции на уровне международных отношений и складывание наднациональных суперсистем (Европейский Союз и др.);

- развитие и укрепление конституционно – правовых регулятивных механизмов в политике и во внутрисистемной среде и на межсистемном уровне;

- укрепление социальных оснований процесса функционирования политических систем посредством расширения гражданского контроля над властью, развития демократических начал политики и др.

Общим результатом этих тенденций является стабилизация политического системного развития многих стран и мировых регионов, их переориентация на общедемократические политические ценности и критерии общественно-политической жизни.

Именно эти глобальные обстоятельства и тенденции во многом определяют противоречивый характер процесса утверждения политической системы в Украине.

Несмотря на то, что к моменту провозглашения национально-политической независимости республика имела основные признаки и институты государства, процесс становления политической системы современного демократического типа (как стратегической политической цели общества), по всей видимости, займет в Украине достаточно большой исторический промежуток. Его замедленность определяется целым рядом внутренних и внешних причин.

К главным внутренним причинам замедленного процесса политического созревания необходимо отнести: отсутствие демократических традиций в стране, слабость гражданского общества и его общую деморализацию; отсутствие права частной собственности и развитых рыночных экономических отношений; низкий социально-экономический уровень населения и отсутствие среднего класса; наличие социально-политического раскола в социуме и слабость политических партий, неразвитость механизма правового регулирования политики и защиты прав граждан и др.

Основным внешнеполитическим фактором торможения процесса созревания политической системы в Украине является ее геополитическое положение на стыке стратегических интересов между странами Западной Европы и США, с одной стороны, и Россией со странами Востока – с другой стороны. Вследствие такого положения украинская политика является предметом постоянного и целенаправленного воздействия и манипулирования на глобальном уровне, что, безусловно, мешает укреплению ее суверенитета, самодостаточности, вовлекает во внутриукраинский политический процесс многочисленных участников, представителей многих государств и международных политических организаций.

В итоге, процесс становления политической системы за полтора десятилетия его развертывания не достиг своего завершения. Переходный характер политики и недоразвитость системы выражаются отсутствием достаточной политической стабильности, которая выступает фактором дестабилизации экономики и всей системы социальных отношений. Слабость системы проявляется во всех аспектах ее функционирования, в ее неспособности осуществлять свои стратегические функции по отношению к другим подсистемам общества.

Основанием слабости украинской политической системы служит также незрелость государственных институтов и, прежде всего, нечеткое разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями, что выражается в их постоянном противоборстве. Незавершен процесс законодательно-правового оформления принципов государственного управления и деятельности основных институтов и субъектов политики. В стадии формирования находится партийная и избирательная системы страны, а также комплекс средств политической информации и коммуникации.

Решению политических проблем служит комплекс административно-политических реформ, осуществляемых в Украине. Их содержание направлено на изменение формы украинского государства и превращение его в парламентско-президентскую республику. Преобразования сопровождаются изменением избирательной системы, преодолением политического раскола в стране, укреплением механизма государственной власти в центре и на уровне местной власти, совершенствованием правовых регуляторов политической деятельности.

Слабость украинской политической системы проявляется также в отсутствии целостной национально-политической идеологии и стратегии, приводит к резким изменениям в политическом курсе государственного руководства. Государственная элита республики, не будучи готовой к выработке консолидированной, самодостаточной национальной стратегии, вынуждена колебаться то в сторону сближения с Россией, то навстречу Европейскому союзу.

Из всех составных политической системы наиболее медленно трансформируется ценностно-мотивационная ее часть, то есть сознание и психология людей, их привычки, складывающиеся десятилетиями. Именно традиции свободного образа жизни, гражданской активности и автономности, утверждение здорового прагматизма – основная предпосылка закрепления демократических принципов в политике. Правилом такого прагматизма есть политическая формула: «Свобода каждого – является условием свободы всех!», означающей, что демократия может быть только общим достоянием всех граждан и бессмысленно какой-либо политической силе или политику присваивать право ее единственного носителя.

Таким образом, понятие политической системы позволяет составить целостный образ политической жизни в отдельной стране, дать ее качественную сравнительную оценку в контексте развития общемировых политических процессов и систем.

 

Литература:

1. Гончаров П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории. //Социально-гуманитарные знания. 2006, № 2.

2. Добродумов П. Про реформу політичної системи України// Право України. 2003. №5.

3. Каменская Т.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. Учебное пособие. - М., 1994. - 384 с.

4. Коваленко А. О. Політичний аналіз і прогнозування. – К.: Наук. світ, 2002

5. Кынев А. В. Эффекты «майдана»: политическая система Украины после кризиса 2004.//Полис. – 2005. №1.

6. Лясота А. Політичні традиції: Еволюція інтерпретації в контексті функціонування політичної системи// Людина і політика, 2003. №5.

7. Основи політичної науки: Курс лекцій за ред. Б. Кухти. Ч. 2: Політичні процеси, системи та інститути. – Львів: Кальварія, 1997.

8. Пляйс Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем. //Полис, 2004. № 6.

9. Політологія посткомунізму: політичний аналіз посткомуністичних суспільств/ В. Полохало (керівник авт. Колективу). - К.: Політична думка, 1995.

10. Рябов С. Г. Політологічна теорія держави. – Київ: Тандем, 1996.

11. Франчук В.И. Политическая система как средство выживания общества и основы его реформирования. // Социально-гуманитарные знания, 2005. № 1.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.