Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государства определяется сочетанием трех его характеристик: формы правления, формы устройства и формы политического режима




Форма правления указывает на основного носителя, представителя государственной власти, в качестве которых может выступать либо отдельное лицо (монарх), либо группа людей. Соответственно, все государства подразделяются на монархические и республиканские. В свою очередь, монархии могут выступать в виде:

· абсолютной монархии с неограниченной властью правителя;

· конституционной или парламентской монархии, где власть правителя номинальна, а правит группа-правительство;

· дуалистической монархии, где монарх выступает и символом государства и реальным правителем, наряду с другими носителями власти;

Р еспублики бывают:

· президентские, или такие, в которых президент выступает и главой государства и главой правительства;

· парламентские, где правительство возглавляет лидер партии парламентского большинства;

· смешанные (парламентско-президентские и президентско-парламентские), где полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Форма устройства определяется способом административно-территориального построения государства и принципом распределения властных полномочий между центральным аппаратом власти и регионами или территориальными общинами страны. Существуют две принципиальные схемы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство характеризуется целостностью всей системы государственных органов, их очевидной централизацией, при которой все основные полномочия сосредоточены в руках правительственного, общегосударственного центра, местом средоточия которого является столица страны. При этом территориальные единицы не обладают административной автономией и собственным законодательством, а также правом проводить собственную внутреннюю и внешнюю политику. К унитарным государствам относится и Украина, несмотря на имеющуюся в ее составе Автономную Республику Крым.

Федеративное государство существует в виде государственно-политического союза федеральных субъектов (республик, земель, регионов), каждый из которых имеет самостоятельную систему государственных органов, существующих наряду с общегосударственными институтами. В федерации ряд государственных полномочий делегированы ее структурным единицам-регионам, в том числе, возможность иметь свою конституцию, свою судебно-правовую систему, гражданство и другие прорегативы. Впрочем, субъекты федеративного государства, как правило, лишены права на самостоятельный выход из состава государства, так же как и возможности выступать самостоятельно на международной арене. Федеративное устройство характерно для России, США, Канады, Индии, Австралии, Мексики, Бразилии и многих других стран мира. Хотя большее их число все же является унитарными.

Федеративное устройство является более сложным и характерно для государств с разнородным составом населения: полиэтничным, поликультурным, принадлежащим к разным религиям и опирающимся на различные исторические традиции. Форма устройства также определяется характером политической ситуации и политической конъюнктуры, складывающей в обществе в период формирования конституционных основ государства.

Важнейшей характеристикой государства является политический режим или система средств и методов реализации государственной власти, а также принцип ее формирования. Политическая история выработала два типа механизмов формирования и функционирования политической власти или политических режимов: авторитарного и демократического.

Для демократического режима характерным является принципиальная опора на общественную инициативу и активность как решающий принцип формирования власти, а также участие общества в принятии государственных решений, в контроле за деятельностью институтов государства и их представителей. Режим реальной демократии окончательно утвердился в 20-м столетии и в начале 21-го века стал доминирующим в большинстве государств мира.

Полной его противоположностью является недемократический или авторитарный режим, строящийся на принципе силового доминирования власти над обществом, закрытым механизмом формирования властных институтов и отсутствием прямого контроля над ними. Крайней формой проявления авторитаризма в 20-м столетии стало существование тоталитарных (полуфашистских и фашистских) государств, основанных на режиме полного подчинения и поглощения общества государством. Подобный режим существовал в СССР, в период диктатуры Сталина.

Форма государства складывается в результате действия целого ряда внутренних и внешних факторов, как политического, так и неполитического характера. Среди них ключевое значение имеют социально-культурные традиции народа, его история, а также характер и соотношение политических сил, складывающихся в стране в период утверждения государства. Кроме того, исторический путь многих стран мира пролегал через смену форм правления и политических режимов, демонстрируя устойчивую тенденцию к расширению и укреплению демократии, которая на сегодня выступает высшей формой политической цивилизованности наций.

Вместе с эволюцией исторических форм и типов государственности изменялась и сущность государства как способа организации общества и власти. Вопрос о природе или сущности государства всегда был предметом острой полемики мыслителей со времени зарождения концептуальной политической мысли. Однако интеллектуально-теоретические (идеализированные) представления о природе государства очень редко отвечали реальному содержанию его деятельности.

С позиций идеального или должного, смыслом деятельности государства, по мнению большинства теоретиков, была реализация идеи общего блага людей, достижение социальной справедливости, законности и всеобщей гармонии. Во всяком случае, государству от Платона, Конфуция и до Гегеля придавалось фундаментальное значение как охранителю главных социальных, моральных и даже божественных ценностей. Так Гегель, немецкий мыслитель 19-го века, видел именно в государстве условие реализации человеческой свободы, определяя его как «шествие бога в мире».

Вместе с тем, уже со времени творчества Макиавелли в науке все активнее утверждается мысль о государстве как естественном носителе социального насилия, принуждения, а значит, социальной несправедливости. В либеральной концепции политики, сложившейся на рубеже 18-19 столетий эта мысль воплотилась в концептуальный образ государства как «минимального» или «необходимого» зла. Тем самым признавалось, что существование государственного управления, власти неизбежно сопровождается насилием над человеком. При этом, однако, объект насилия чаще всего представлялся абстрактным обществом как целым, вне его классово-социальной структуры.

Впервые тезис о противоречивой, двойственной сущности государства был сформулирован К. Марксом, для которого эта сущность – выражение классовой природы аппарата государственной власти, деятельность которого направляется, прежде всего, на защиту интересов правящего класса и, в какой-то степени, служит общегражданским интересам.

Реально, таким образом, государство – организация властного доминирования одной части общества, его меньшинства или элиты, над большинством. И как средство неизбежного доминирования институты государства – закрепленный законом механизм защиты естественных привилегий господствующей группы или элиты и, одновременно, средство представительства и реализации всеобщих интересов. Хотя идеологически, носители и представители государственной власти, стремятся всячески скрывать реальную сущность государства в глазах общества, стремясь представить себя в роли непредвзятых защитников интересов всех слоев общества.

И в условиях демократии, институты государства сохраняют свою социально-групповую природу, выступая орудием представительства и защиты преимущественно интересов доминирующей социальной группы, государственно-политической элиты. Это положение сегодня является практически общепризнанным в политологии и в других социальных науках, изучающих государство.

Само государство представляет собой разветвленную и сложную систему институтов и учреждений, ядром которых выступает механизм государственно-политической власти. Он включает:

· Органы законодательно-представительной власти или парламент, состоящий из одной либо двух палат;

· Органы исполнительно-административной власти, представленные правительством либо правительством вместе с президентом и его администрацией;

· Судебные органы (Конституционный, Верховный, Апелляционные, общей юрисдикции суд и др.);

· Прокуратуру;

· Армию;

· Специальные государственные охранные ведомства и службы (Разведки, Безопасности, Пограничные войска и т. д.);

· Органы государственного контроля (Налоговая администрация, Санитарная инспекция, Экологического контроля, КРУ и пр.);

· Церковь (в некоторых странах) и др.

Главными институтами государственной власти являются законодательная, исполнительная и судебная, составляющие ядро механизма управления, функционирующие на принципах разделения полномочий и взаимного контроля и представляющие необходимое организационное ядро демократического режима власти.

Структура государства в разных странах имеет свою специфику, обусловленную целым рядом социально-исторических обстоятельств и политических особенностей. Однако, очевидно, что тенденция усложнения структуры власти и механизма управления – общая для всех стран и политических систем. Она – неизбежное следствие усложнения социальной организации общества и расширения круга функциональных задач современных государств.

Функции государства выражают его природу, сущность и являются принципиальными направлениями деятельности его институтов и представителей. Традиционно в науке они подразделяются на две группы: внутренние и внешние. Внутренние функции служат решению задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности общества и государства, сохранения их целостности, укрепления социально-экономического и политического потенциала страны. К ним относятся:

· Законодательная (законотворческая)

· Политическая

· Экономическая

· Социальная

· Культурно-воспитательная

· Охраны правопорядка

· Социального примирения и др.

Внешние функции направлены на обеспечение защиты национальной безопасности и установление конструктивных отношений с другими членами международного сообщества. Они имеют следующее обозначение:

· Защитно-оборонная

· Сотрудничества в экономической и других сферах жизни

· Политико-дипломатическая

· Участия в решении международных и глобальных проблем

· Информационно-пропагандистская и др.

Содержание и объем государственных функций зависит от исторического типа государства, его политического режима, его реального внутреннего и внешнего положения. Развитие современного государства рождает потребность в новых функциях, однако их увеличение сталкивается с опасностью превращения его в сверхгосударство тоталитарного типа. Поэтому в своей деятельности по обеспечению общесоциальных потребностей государство разделяет полномочия с гражданским обществом, уступая ему ряд функций, прежде всего, социально-культурного и духовного характера.

Государство, подобное Украине, находящейся на стадии перехода к демократии и преодолевающей многолетние традиции авторитаризма, неизбежно вынуждено решать специфические задачи. Их содержание обусловлено необходимостью разрушения старого государственного механизма и созданием нового, основанного на демократическом принципе разделения властных полномочий и широком гражданском контроле над деятельностью государственных органов и учреждений. При этом обществу необходимо преодолевать открытое и скрытое сопротивление сложившегося класса старой бюрократии.

Главной проблемой государства переходного типа является его неспособность осуществлять в полной мере свои функции, неспособность эффективно решать сложнейшие вопросы политического реформирования и одновременно обеспечивать эффективное решение социально-экономических проблем. В Украине эта проблема усугубляется общей незрелостью гражданского общества, неспособного выступать организованной оппозицией бюрократии, неспособного защитить интересы большинства населения.

Таким образом, в современных условиях проблема функционирования государственного механизма разрешается в контексте развития сферы гражданских отношений, а проблема организации власти становится проблемой общесоциальной организованности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.