Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные секции




Функциональные группы помещений общеобразовательных учреждений

 

Помещения общеобразовательных учреждений должны состоять из учебных и общешкольных помещений и подразделяться на следующие функциональные группы помещений:

– учебные помещения (классы, кабинеты, лаборатории):

учебные и учебно-вспомогательные помещения для обеспечения обязательной общеобразовательной программы;

учебные и учебно-вспомогательные помещения для обеспечения специальных и профильных программ образования;

– трудового обучения и профессиональной ориентации;

– учебно-спортивные и физкультурно-оздоровительные;

– общественного питания;

– информационно-технический центр;

– культурно-массового назначения;

– медицинского обслуживания;

– помещения для организации продленного дня;

– вестибюльно-гардеробные и вспомогательные;

– административно-служебные;

– хозяйственные и технические;

– жилые – в школах-интернатах.

Функциональная организация общеобразовательных учреждений должна учитывать разделение школы на «закрытую» и «открытую» зоны.

В состав «закрытой» зоны включаются учебные помещения для изучения дисциплин общеобразовательной программы. В состав «открытой» зоны могут быть включены: учебные помещения для изучения специальных и профильных учебных предметов; учебно-спортивные помещения; помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации; информационно-технический центр; общешкольный центр; актовый зал, помещения для эстетического воспитания и кружковой работы; столовая.

Объемно-планировочная структура здания школы должна отвечать задачам удобной эксплуатации школы в учебное и внеучебное время. Рекомендуется группы помещений общественного питания, культурно-массового назначения, физкультурно-оздоровительные блокировать в общешкольный центр учреждения. Новым направлением в формировании современного школьного здания является организация в нем валеологического пространства, включающего комплекс помещений и зон, направленных на пропаганду и реализацию здорового образа жизни: кабинеты валеологии, зеленые классы, зимние сады, уголки релаксации.

 

5.3.1. Учебные и учебно-вспомогательные помещения

 

Наполняемость классов для младших классов общеобразовательных учреждений установлена не более 20 учащихся, для остальных классов – 25 учащихся. В старших классах общеобразовательных школ, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся. В санаторной школе-интернате наполняемость класса принимается не более 20 учащихся. В специальных школах-интернатах наполняемость класса устанавливается в соответствии с профилем заболеваний учащихся и составляет 12–18 человек.

К основным учебным помещениям относятся классы, учебные кабинеты, лаборатории.

 

Классы и учебные секции

 

Современные образовательные технологии требуют того чтобы у каждой учебной группы (класса) было свое помещение, где проводятся уроки, школьники хранят свои учебные принадлежности, проходят мероприятия во внеучебное время. Поэтому количество классных помещений принимается равным количеству учебных групп.

Наполняемость классов рекомендуется принимать 25 учащихся для 1–4 классов и 30 учащихся для 5–11 классов. Классы должны отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Размеры, конфигурация и функциональное зонирование классного помещения определяются наполняемостью классов, формой обучения, комплектом технических средств необходимых для проведения уроков.

При расчете учебных помещений следует иметь в виду, что для проведения занятий по информатике, трудовому обучению, занятий практического характера (лабораторных и практических работ, практикумов, семинарских занятий и др.), по профильным предметам класс делится, как правило, на две группы, а при организации занятий по иностранным языкам – на три группы. Для проведения занятий по иностранным языкам в начальных классах при гимназии следует предусматривать учебные помещения, как правило, на две подгруппы класса. В соответствии с учебными планами занятия по циклу профилирующих дисциплин могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В профильных классах, гимназиях и лицеях для организации занятий по физической культуре допускается разделение класса на две группы (юношей и девушек). При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на подгруппы с меньшей наполняемостью. Варианты деления класса на группы определяются конкретными условиями и уточняются заданием на проектирование.

При фронтальной форме занятий все учащиеся сидят лицом к классной доске и учителю. При групповых занятиях классная группа разделяется на подгруппы, в соответствии с которыми группируются ученические столы. При этом учащиеся сидят лицом друг к другу и выполняют коллективные задания. При индивидуальных занятиях учащихся рассредоточиваются по всему классному помещению для самостоятельного решения поставленных учителем задач. Учащиеся могут быть обращены лицом на периметр стен с закрепленным на них учебным материалом или проводить занятия с ТСО. Во время одного урока могут использоваться различные формы занятий.

Площади классных помещений принимаются не менее 2,5 м2 на одного учащегося при фронтальных формах занятий, 3 м2 при смешанных формах обучения (фронтальная и групповая), 3,5 м2 при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

Классное помещение должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников и возможности активной деятельности. Для повышения санитарно-гигиенического комфорта в классных помещениях устанавливаются умывальники.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

– между рядами двухместных столов не менее 60;

– между рядом столов и наружной продольной стеной не менее 50–70;

– между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены не менее 50–70;

– от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100;

– от демонстрационного стола до учебной доски не менее 100;

– от первой парты до учебной доски – 240–270;

– наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски 860;

– угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II–III ступени школы и не менее 45° для школьников 6–7 лет.

Классные помещения могут иметь прямоугольную, гексагональную, трапециевидную, криволинейную и другую конфигурацию (Рис. 3. 2-4). Глубина классного помещения принимается обычно 6–8 м. Классные помещения должны освещаться, как правило, боковым левым светом. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. Для организации мобильных форм ведения урока необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света (комбинированного: сочетания верхнего с боковым). Простенки в наружной стене должны быть минимальных размеров и размещены равномерно. Желательно избегать арочного завершения окон так как это приведет к неравномерности освещения учебных мест. Нежелательно проектировать направление основного светового потока впереди и сзади от учащихся.

 

Учебные секции формируются в соответствии с возрастными группами. В состав учебной секции входят 3–6 классных помещений, рекреация, ресурсный центр и санузлы для школьников (Рис. 3. 2-4). Секции проектируются обособленными и не проходными для учащихся других возрастных групп. Продолжительность уроков и перемен у школьников первых классов отличается от режима других возрастных групп, поэтому необходимо планировочно выделять функциональные зоны помещений для первых классов. В состав учебной секции 1-х классов кроме классных помещений входят спальни – игровые и кладовые чистого и грязного белья

Площадь рекреационных помещений, при первых классах следует определять из расчета 1,8 м2 на одного учащегося. Помещения первых классов должны иметь удобные связи с земельным участком, поэтому желательно размещать их на первом этаже. Площадь рекреации принимается из расчета 0,8 м2 на одного учащегося. Рекреация предназначена для отдыха во время перемен и для проведения совместных мероприятий для школьников учебной секции, поэтому желательно, чтобы ее ширина была не менее 4 м при одностороннем расположении классных помещений и не менее 6 м, при их двухстороннем расположении.

Туалеты в учебной секции рассчитываются по площади 0,15 м2 на одного учащегося. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. При расчете сантехнического оборудования принимается норма 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз на 30 мальчиков, 0,5 лотков писсуара на 40 мальчиков, 1 умывальник на 30 мальчиков. Допускается размещать санузлы вне учебных секций. Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в закрытых кабинах. Размеры кабин должны приниматься в плане 0,8 ´ 1 м. Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься не менее 2,0 м. Проход между умывальниками и стеной должен быть не менее 1,1 м.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.