Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальное единство мира и его многообразие




Понятие материи. В отличие от натурфилософии и пантеизма диалектический материализм исключает из по­нятия материи всякое духовно-божественное содержание. Кроме того, материя не сводится к какому бы то ни было единому вещественному субстрату, будь то огонь, вода, воздух, земля, атомы и т. д. Классическим в диалектичес­ком материализме считается определение материи, данное В. И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана челове­ку в ощущениях его, которая копируется, фотографирует­ся, отображается нашими ощущениями, существуя незави­симо от них.

В чем основное содержание этого определения? Во-первых, материя рассматривается как мыслительное со­кращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объек­тивной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Та­кое единство называется материальным. Материя проти-


вопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолю­та, Бытия и т. д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью.

Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равно­ценно. Материя существует только в многообразии конк­ретных объектов. Материи как таковой не существует, ма­терия как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. В этой связи Энгельс писал: «Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракции. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим». Люди постоянно открывают новые свой­ства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бес­конечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы. С точки зре­ния современной науки, в структуру материи на уровне неживой природы входят элементарные частицы, все виды физических полей (магнитное, электромагнитное, грави­тационное и т. д.), физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, мо­лекулы, макротела, планеты, планетные системы, галак­тики (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, Метагалактика (система взаимо­действующих скоплений галактик).

Живая природа имеет два уровня: биологический и со­циальный. На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки (до-клеточный уровень жизни), клетки и одноклеточные орга­низмы, многоклеточные организмы (растения и живот-


ные), популяции (совокупность особей одного вида, дли­тельное время занимающие определенное пространство и воспроизводящие себя в потомстве), биоценозы (совокуп­ность популяций, населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между собой и окружающей средой), биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоце­нозов). В рамках биосферы возникает человек и челове­ческое общество. На социальном уровне в структуру мате­рии входят семья, классы, расы, нации и т. д.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Объясняется это согласование следующим образом: мышление — продукт человеческого мозга; человек и его мозг — продукт при­роды, следовательно, в конечном счете, мышление — про­дукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и парменидовское понятие «бытие», теологическое — Абсо­лют, бог пантеистов и т. д. Оно выступает гарантом суще­ствования мира в его единстве, хотя речь идет о матери­альном единстве. Материи приписываются те же характеристики, что и трансцендентному (находящемуся вне пределов чувственного восприятия) абсолюту: веч­ность, неуничтожимость, несотворимость. Но есть и раз­личие. Диалектический материализм в вопросе о суще­ствовании первое и последнее слово дает только и исключительно конкретным вещам и явлениям. Все, свя­занное с нематериальными явлениями, такими как мышле­ние, сознание, объявляется вторичным по происхождению и выводится из материи. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые сами одновременно являются гарантом и обоснова­нием собственной устойчивости и бесконечной воспроизво­димости.


Понятие «материя» — предельно широкое: его нельзя определить через какое-то иное, родовое понятие. Напри­мер, говоря о пшенице, мы можем определить это поня­тие через более широкое и общее, родовое — «злаковая культура», которое, в свою очередь, подводится под еще более общее понятие — «растение» и т. д. Понятие «мате­рия» в силу его предельной общности можно определить только через противопоставление другому предельно обще­му понятию, обозначающему нечто нематериальное. Таким понятием является сознание, дух.

Субстанция и ее самоорганизация. Материя как суб­станция. Как мы отмечали выше, одной из центральных проблем философии является обоснование возможности существования единого в его многообразии. Как решает­ся эта проблема в диалектическом материализме?

Понятие «материя» позволяет представить мир как еди­ный в его материальности. Это значит, что все должно иметь объяснение, базирующееся на признании этого единства. Другими словами, если мы признаем, что мир един в его материальности, то необходимо объяснить при­чины всех явлений, в том числе и нематериальных (сознание, мышление), исходя из первичности материи. Но в самом определии материи сознание противопоставляется ей. Чтобы остаться на почве материалистического монизма, надо различие сознания и материи свести к единству.

Как же диалектический материализм решает это про­тиворечие? Противоположность материи и сознания при­знается абсолютной только в пределах гносеологии (науки о познании), когда ставятся и решаются вопросы о том, что является содержанием человеческого мышления: структу­рирует ли оно мир, согласно своим законам, или законы мира отражаются в законах мышления? И здесь материа­лизм четко заявляет о вторичности мышления и первич­ности материального мира, который отражается чувства­ми и мышлением. В пределах гносеологии невозможно снять противоречие материи и сознания, оставаясь на По­чве материалистического монизма. Это осознавал Ленин, неоднократно указывавший на недостаточность гносеоло­гического определения материи, на необходимость «углу-


бить познание материи до познания (до понятия) субстан­ции, чтобы найти причины явлений».

Почему, углубив познание материи до понятия субстан­ции, можно найти причины всех вещей, а следовательно, объяснить происхождение всех, даже нематериальных, явлений, оставаясь при этом в рамках понятия «матери­альное единство»? Субстанция (от лат. substantia — сущ­ность; то, что лежит в основе) — философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конк­ретных вещей, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Субстанция есть обо­значение внутреннего единства реальности безотноситель­но к ее многообразным внешним проявлениям. Субстан­ция — это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести поня­тие материи до понятия субстанции — значит доказать, что материя самоорганизуется и самодвижется, не нужда­ясь во внешних источниках движения, в качестве которых признавались Бог, Абсолют и т. д.

В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие, философы разделились на монистов, дуалистов, плюралистов.

Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, называются монистическими (греч. monas — один). Если в качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм; если первичной объявляется духовная субстанция (сознание, дух, мысль), то это монизм идеалистический. В традиции субстанциализма философы исследовали, какая из субстанций (духовная или матери­альная) является первичной, основополагающей, позволя­ющей объяснить единство мира в его многообразии.

Монизму противостоит дуализм (лат. dualis — двой­ственный), согласно которому в основе мироздания лежат две субстанции — материальная и духовная.

Материалистический монизм базируется на признании того, что материя как субстанция есть субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех своих формообразо­ваний. Материя как субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Следователь­но, понимание материи как субстанции позволяет объяс-


нить многообразие, оставаясь на позициях монизма, дает возможность вывести сознание из материи, сознанием не обладающей.

Но довести понятие материи до понятия субстанции — • значит ответить на вопрос, как и за счет чего она порожда­ет сама в себе многообразие своих атрибутов (неотъемле­мых свойств), качественное многообразие вещей и явле­ний? Этот вопрос — центральный в материалистическом монизме: требуется объяснить единство через многообра­зие и наоборот, не прибегая к помощи внешних потусто­ронних сил, как-то Бог, Абсолютный Дух, Мировая Душа и т. д.

Движение — атрибут материи. В самом общем виде диалектический материализм объясняет феномен самопо­рождения материей бесконечного многообразия своих конкретных форм в их материальном единстве, признав, что неотъемлемым свойством материи, ее атрибутом яв­ляется движение. Под движением понимается изменение вообще, т. е. любое изменение, как качественное, так и ко­личественное. Только признав, что движение — неотъемле­мое свойство материи, можно объяснить многообразие мира в его материальном единстве. Тот факт, что материально­му миру присущи изменения, фиксируется уже на уровне обыденного сознания. Не надо быть философом, чтобы видеть, как материальные вещи рождаются, проходят ка­кие-то стадии своего развития, а затем погибают. За вре­мя одной человеческой жизни каждый из нас наблюдает эти циклы в природе, обществе, в жизни своих близких и знакомых.

Но если обычный человек просто фиксирует существо­вание изменений, то философ дает понятийное определе­ние, классифицирует и объясняет их причины. Прежде чем перейти к объяснению сущности движения материи, рассмотрим основные типы и формы движения.

Основные типы движений. Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характерис­тик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных ча-


стиц: электронов, позитронов и т.д. Это — внутренние процессы. Все тела и внешне влияют друг на друга. Напри­мер, лучи солнца оказывают давление на поверхность любого тела, магнитное поле Земли вызывает «возмуще­ние» в атомно-молекулярных структурах всех вещей и т. д. Однако при всех подобных изменениях набор качествен­ных характеристик вещей и тел живой и неживой приро­ды остается довольно длительное время устойчивым и неизменно воспроизводимым. Указанные изменения не фиксируются сразу же во внешнем облике, пространствен­ной форме, цвете и т. д. природных тел.

Итак, указанный (условно, первый) тип движения сохра­няет качество предмета неизменным для внешнего наблю­дения. Поэтому на уровне обыденного сознания люди не воспринимают тот факт, что любая вещь включена в каж­дый момент времени в процесс изменения.

Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюде­ний. Сюда относятся явления гибели — смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании пре­вращается в лед, а металл при нагревании становится жид­ким), возникновение новых объектов (например, ученые фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существу­ющие в естественной природе).

Кроме типов движения материи, выделяют формы дви­жения материи.

Формы движения материи. Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, хими--ческую, биологическую и социальную. Основные качествен­ные характеристики неживой природы определяются вза­имодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимо­действии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.


Несмотря на то, что наука XX в. открыла новые уров­ни организации материи и соответствующие им формы движения, классификация, предложенная Энгельсом, не потеряла своей значимости и является базовой для науки. Бесспорно, его представления о внутреннем расчленении форм движения, о материальных носителях этих форм, не могут быть приняты некритически с позиции современ­ного развития науки. Так, во времена Энгельса не были известны процессы, происходящие в микромире, не суще­ствовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние, порождающее элементарные частицы, плохая осведомленность была о процессах галактических взаимодействий и т. д. Неприемлемо и толкование Энгель­сом механического движения как генетической основы физического, а следовательно, и всех иных форм движе­ния. Научные открытия XX в. дают основания рассматри­вать механическое движение как результат взаимодей­ствия нескольких структурных уровней организации материи, а не связывать его с какой-то одной ее формой. Невозможно, с позиции современной науки, рассматри­вать механическое движение в качестве самого простого, как считал Энгельс, поместивший его в низшем ряду сво­ей классификационной схемы. Механическое движение тел не менее сложно, чем другие формы движения. Оно обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными взаимоотношениями между ядерными, гравитационными, электромагнитными и др. взаимодействиями.

Изменилось и понимание носителя биологической формы движения. Если Энгельс считал, что ее носителем является белок (и это было верно для того уровня разви­тия науки), то в настоящее время кроме белковых моле­кул в качестве носителя жизни выделены кислоты — ДНК и РНК. Кроме того, сложилось представление о целост­ности биосферы, ее соотнесенности с космическими рит­мами и процессами. В современной космологии сформу­лирован антропный принцип, согласно которому мир и космос устроены так, что появление человека есть зако­номерный итог эволюции материи. Это обусловлено, в первую очередь, существованием мировых констант, ко-


торые определяют характер действия всех законов Вселен­ной, начиная от гравитационных и кончая ядерными. Например, существующие константы электромагнитного взаимодействия, сильного взаимодействия «подогнаны» друг к другу так, что обеспечивают существование атомов и молекул в том виде, как они существуют в нашем мире. Если бы эти константы были другие, то атомы или не смогли бы существовать вообще, или время их жизни было бы другим. Но в таком мире уже не могла бы возникнуть земная жизнь, а следовательно, и известный нам вид че­ловека.

Взаимодействиепричина самодвижения материи. Вер­немся к поставленному выше вопросу: как можно объяс­нить наличие у материи такого атрибута как движение, что является причиной самодвижения материи? Утверждая, что движение — атрибут материи, мы просто постулиру­ем (вводим без доказательства) саморазвитие, самоизме­нение единого материального мира и существование его во многообразии. Но такой постулат ничем не отличает­ся от религиозных постулатов, типа «Бог создал материю», требующих не размышления, а веры. Философия же все­гда обращена к мысли, логическому обоснованию. Мало принять и признать мысль о том, что изменение вообще есть неотъемлемое свойство материи, следует еще логичес­ки прояснить эту мысль, т. е. выяснить, почему материя находится в самодвижении, каковы причины того, что изменение вообще есть ее неотъемлемое свойство.

Как же решается вопрос о самодвижении материи в диалектическом материализме, где любые обоснования не должны выходить за границы материалистического мо­низма? Решить вопрос о причинах самодвижения мате­рии, оставаясь в его рамках, можно, если рассматривать материю как субстанцию, т. е. как активную причину соб­ственных формообразований. Именно в таком случае ма­терия не нуждается для объяснения многообразия своих форм в допущении существования деятельного субъекта (Бог, идея, разум и т. д.), сообщающего ей активность. Но в чем «магическая» сила субстанции, почему материя, по­нятия как субстанция, есть активная причина порождения многообразия своих конкретных форм?


Классики диалектического материализма раскрывали по­нятие субстанции через взаимодействие материальных объектов, которое является основой конкретного бытия объектов, их изменения и развития. Оно «является истин­ной конечной причиной вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что поза­ди его нечего больше познавать» (Энгельс).

Итак, рассматривая материю как субстанцию, следует признать, что объективная реальность представлена через непосредственное и опосредованное взаимодействие объектов, а изолированный объект есть нонсенс, т. е. не­что несуществующее.

Но логической проработки проблемы взаимодействия как конечной причины многообразия вещей единого в своей материальности мира не сделали. Рассмотрение этой проблемы началось в философии советского перио­да. Попытка объяснить с помощью понятия взаимодей­ствия многообразие объектов мира в их материальном единстве была предпринята, например, Б. Туровским. Принимая тезис, что именно конкретная соотнесенность объектов во взаимодействии наполняет содержанием (ка­чественным и количественным) их бытие, он показал про­блемы и трудности логического обоснования проблемы. Суть их такова. Материальные объекты существуют толь­ко потому, что они находятся в постоянном взаимодей­ствии, которое определяет собственное внутреннее содер­жание каждого из них, а следовательно, и их различия между собой. Но тогда понятие объекта содержит в себе противоречие. С одной стороны, взаимодействие обуслов­ливает формирование конкретной определенности объек­та, отличающей его от других объектов, а с другой сто­роны, взаимодействие есть связь уже оформившихся объектов друг с другом. То есть до взаимодействия объек­тов еще нет, но взаимодействие есть связь уже существу­ющих объектов.

Как формируется во взаимодействии определенность объекта? Как выразить в логике понятий тот факт, что в ходе взаимодействия объекты обретают форму, границы, отделяющие их друг от друга? Взаимодействие состоит из двух процессов: первый представляет собой восприятие


объектом тех изменений, которые осуществляются в нем действиями других объектов, тогда как второй состоит в том, что объект, в котором произошли изменения, фик­сирует их с помощью действий, направленных вовне. Та­ким образом, определение объекта складывается из дей­ствия и противодействия, которое составляет конкретное взаимодействие. Тогда определение объективной реальнос­ти возможно как единство вещности, конечности объектов (момент дискретности, прерывности) и их существования во взаимных связях (момент континуальности, непрерывно­сти).

Но если движение есть изменение вообще, происходя­щее в процессе взаимодействия объектов, то его можно понимать как соотношение моментов дискретности и связ­ности, прерывности и непрерывности. То есть движение вы­ступает как противоречивое единство прерывности и непре­рывности.

Пространство и время — формы бытия материи. Что означает момент дискретности в движении? Это форма существования движущейся материи, определяемая как многообразных объектов мира, тождественных относи­тельно единства их бытия. Как это понять? Движущаяся материя включает в себя сосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но эта внешность осо­бого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объекты составляют единство. Единство многообраз­ных, разнородных материальных объектов и составляет про­странство, которое есть форма существования движущейся материи. Оно характеризует структурную организацию материального мира, а именно, протяженность объектов, их взаимные границы, место, которое они занимают сре­ди других объектов. Понятие пространства необходимо для обозначения дискретности (прерывности) материаль­ного мира. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не име­ло бы смысла.

Что означает момент непрерывности? Это форма суще­ствования движущейся материи, в которой представлена


преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничто­жении. Такая форма существования движущейся материи есть время. С помощью понятия «время» характеризуют­ся длительность протекания процессов изменения, их ско­рость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить континуальность (непрерывность) взаимодей­ствия объектов, когда вещи не только постоянно изменя­ются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам.

Категории пространства и времени — предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию ма­терии и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количествен­ное. Вне пространства и времени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве отматерш. Изменение мира — это аккумуляция (накоп­ление) временных характеристик.

Следует отметить, что такая концепция пространства-времени была развита задолго до диалектического матери­ализма философом В. Лейбницем, который в противовес точке зрения Ньютона о субстанциальности пространства-времени (их независимом от материи существовании) счи­тал, что это особые отношения между объектами и про­цессами и вне последних не существуют.

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся мате­рии. Философия обосновала эту взаимосвязь задолго до подтверждения ее наличия наукой, в частности физикой XX в. Так, объективный идеалист Гегель, разрабатывая диалектику, пришел к выводу, что движущаяся материя, пространство и время не просто взаимосвязаны, но с из­менением скорости протекания материальных процессов меняются и пространственно-временные параметры объектов и событий. Энгельс писал, что сущность движе­ния «заключается в непосредственном единстве простран­ства и времени. К движению принадлежат пространство и время; скорость, количество движения, это — простран­ство в отношении к определенному протекшему времени».


Но если Гегель и Энгельс сформулировали проблему взаи­мосвязи пространства, времени, движущейся материи в общем виде, то физик А. Эйнштейн разработал теорию, названную специальной теорией относительности, в ко­торой представил эту взаимосвязь в виде математических формул. Он показал, что когда объект движется со скоро­стью, близкой к скорости света (300 000 км/с), то изменя­ются пространственные и временные интервалы протека­ния событий: пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. По-видимому, пространствен­но-временные изменения имеют место и при движениях с малыми скоростями, но наблюдать их невозможно в силу их незначительности.

Теория относительности подтвердила выводы филосо­фии относительно наличия глубокой связи между про­странством и временем. Стало ясно, что в природе суще­ствует единое пространство-время, которое разделено только в человеческом мышлении. Наличие единого про-странственно-временного-континуума подтверждается тем фактом, что изменение пространства и времени протека­ет согласованно: насколько увеличивается пространствен­ный интервал, настолько же сокращается временной, и наоборот. А это значит, что пространственно-временной интервал в итоге остается всегда постоянной формой ма­териального объекта. Это очень важное свойство мира, ибо в противном случае «расползались» бы пространствен­ные и временные определенности и границы объектов.

Выводы теории относительности выглядят парадок­сально для здравого смысла, ибо если теоретически пред­положить, что человек летит в ракете со скоростью, близ­кой к скорости света, то время протекания всех физиологических процессов в его организме будет растя­гиваться, увеличиваться, а следовательно, процесс старе­ния организма замедлится.

Итак, специальная теория относительности подтверди­ла философские выводы о глубокой взаимосвязи материи, движения, пространства, времени, о зависимости состоя­ний пространства-времени от состояния движущейся ма­терии. Это дает основание выделять качественную специ-


фику форм пространства и времени в неживой природе, живой природе, социально организованной.

Пространство-время в неживой материи. Простран­ство-время нашего мира четырехмерно: три измерения имеет пространство и одно — время. Когда мы говорим «нашего», то имеем в виду объективную реальность, ко­торая, как определял В. И. Ленин, «копируется, фотогра­фируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас, С помощью наших органов чувств мы можем воспринимать пространство только как трехмер­ное, имеющее ширину, глубину, высоту. Эти три измере­ния лежат в основании любой объемной конфигурации, доступной нашему чувственному восприятию. Но тогда возникает проблема: то ли мир трехмерен не сам по себе, а потому что в нас существуют априорные формы воспри­ятия мира как только трехмерного, то ли, наоборот, мы воспринимаем мир трехмерным, потому что он таков сам по себе? Эти две крайне противоположные по смыслу точ­ки зрения можно сформулировать так: пространство и время — перцептивно-когнитивные явления (перцеп­ция — восприятие; когито — мышление); пространство-время — физически реальный феномен. Например, еще Августин Блаженный считал, что времени как физической реальности нет: оно есть имя для обозначения изменения вообще. В настоящее время его концепция принята неко­торыми учеными, которые утверждают, что позиция Ав­густина верна в том смысле, что физически существует лишь настоящее, ибо прошлого уже нет, а будущего еще нет.

Логически обосновать истинность сформулированных выше противоположных утверждений невозможно, ибо и в том и в другом случае мы постулируем позицию, соглас­но которой затем строим систему ответов. Если признать, что трехмерность мира задается априорными формами чувств (так считал И. Кант, например), то получим идеа­листическую философию; напротив, предположение об объективности трех измерений есть позиция материали­стической философии, правоту которой относительно объективного существования трех пространственных из­мерений материи подтвердила физика в начале XX в.


Было открыто, что устойчивые системы, состоящие из двух тел (например, устойчивая связанная система Солн­це-Земля), могут образовываться и существовать только в мире с трехмерным пространством. Более того, только в трехмерном пространстве могут образовываться устойчи­вые электронные оболочки вокруг атомного ядра, т. е. могут существовать атомы, а следовательно, микро-, мак­ро- и мегамир. Существует предположение, что трехмер­ность пространственной составляющей является наимень­шей возможной размерностью, в которой не происходит гравитационный коллапс для модели квантовой электро­динамики. Таким образом, можно сделать вывод: много­образие видов материи в нашей Метагалактике обуслов­лено наличием у материи такой специфической формы ее бытия, как трехмерное пространство.

В XX в. появились модели развития Вселенной, допус­кающие представления о многомерном, в частности деся­тимерном пространстве-времени. Существует гипотеза, что в ходе зарождения нашей Метагалактики из десяти измерений «хватило» на «строительство» ее структуры все­го четырех, а остальные шесть остались в глубинах мик­рокосмоса. Но тогда возникает вопрос об объективном существовании этого десятимерного пространства-време­ни. Человек обладает способностью воспринимать толь­ко четыре измерения, и для него многомерный простран­ственно-временной мир принципиально закрыт. Это — иной мир, куда нет возможности проникнуть, даже с по­мощью приборов, ибо все они построены человеком для усиления воспринимающей способности человеческих органов чувств. Иных приборов он создать не может. Если даже предположить, что такие приборы будут предостав­лены ученым нашей планеты представителями иных ми-ров> то ограничительная способность восприятия, свой­ственная землянам, не позволит им увидеть мир, пространственно-временные параметры которого будут превышать число четыре. Выше мы отмечали, что в диа­лектическом материализме статуе объективной реальнос­ти приписывается тем вещам и явлениям мира, которые не только существуют вне и независимо от человека и че­ловечества, но и могут быть восприняты человеческими


органами чувств. Поэтому в диалектическом материализ­ме вопрос объективном существовании иных миров явля­ется спорным, что подтверждал и Энгельс, когда говорил, что «бытие есть вообще открытый вопрос с той границы, где прекращается наше поле зрения». Наше же поле зре­ния ограничено четырехмерным пространством-временем и за его пределами прекращается.

Но существуют косвенные пути обоснования объектив­ного существования многомерных миров. Если из гипо­тезы о существовании многомерного мира, т. е. иного по сравнению с нашим, получат выводы, которые можно проверить в условиях земного четырехмерного простран­ства-времени, то это будет являться косвенным подтвер­ждением правоты гипотезы. Так, например, идеи много­мерного пространства активно разрабатываются в математике, а геометрические образы многомерных миров успешно применяются при решении различных научных задач. Можно косвенными способами обосновать суще­ствование иных миров, но каковы они в действительнос­ти нам не дано увидеть никогда. Не исключено, что раз­витие материи пошло не только по пути создания нашей Метагалактики, что существуют иные миры с иными про-странстренно-временными размерностями. Но, как мы показали выше, в этих иных мирах формы материи, ма­териальные структуры совсем не похожи на те, которые образовались в нашей Метагалактике. Каковы они? Об этом можно только строить догадки, придумывать описы­вающие их модели, не имея возможности когда-нибудь их проверить в эксперименте. Так, человечество на протяже­нии всей своей истории верит в существование загробно­го иномира, который описан многими мистиками. Но при жизни человек не может войти в этот мир, а затем вернуть­ся и рассказать о нем. Правда, имеются свидетельства лю­дей, испытавших состояние клинической смерти. Но это не есть свидетельства о мире мертвых, о загробном мире, ибо клиническая смерть — пороговое состояние между жизнью и смертью.

Биологическое пространство-время. В живой природе существует особое пространство-время, биологическое, которое проявляет себя по-разному на разных уровнях


организации живого. Общая особенность биологическо­го пространства, свойственная всем уровням организации живого, состоит прежде всего в том, что в отличие от про­странственного континуума неживой природы, живым организмам свойственна асимметрия «левого» и «правого» в группировке атомов. Тот факт, что в живой природе од­новременно сосуществуют симметрия и асимметрия, обес­печивает, как считают ученые, возможность организмов активно приспосабливаться к окружающей среде, разно­образить свои функции с целью выживания.

Особую специфику имеет и временная структура жи­вых организмов. За время своей эволюции они отработа­ли способность жить, сообразуясь с ритмами и временны­ми изменениями внешнего мира, «смонтировали» внутри себя своеобразные «часы», которые идут в одном ритме со сменой времен года, дня и ночи и т. д. Т. е. время проте­кания химических, биологических реакций внутри орга­низма соразмеряется с временными факторами внешней среды. Более того, в живых организмах сформировались механизмы опережающего отражения будущих внешних изменений, как бы их «предчувствие». Например, все ра­стения и насекомые, предчувствуя дождь, начинают зара­нее к нему готовиться: закрывают лепестками пестики и тычинки, замуровывают вход в свои «жилища» и т. д. Опе­режающее отражение — один из важных приспособитель-ных механизмов, способствующих выживанию видов ра­стений и животных. Но что такое опережающее отражение? Это отражение будущего, т. е. того, чего еще нет. Тогда можно сделать интересный вывод: живая при­рода «научилась», в целях выживания, жить одновремен­но в прошлом (которое как бы сворачивается в простран­ственно-временной структуре организма), настоящем и будущем.

Совершенно очевидно, что астрономическая шкала времени не может полностью описать события, происхо­дящие в живом организме, который Использует при ре­шении широкого круга задач, связанных с физиологическими и поведенческими актами, собственное (физиологическое) время. Собственное физиологическое время организмов имеет свою меру: оно может убыстряться, замедляться,


или даже останавливаться, прекращать свои ход, когда в состоянии процесса отсутствуют изменения. Масштабы собственных времен организмов разные на разных уров­нях иерархии физиологических систем. Если ученые на­учатся управлять собственным временем организмов, то это откроет возможность решить задачи, связанные с кор­рекцией их функционального состояния.

Социальное пространство-время. Пространственно-вре­менные структуры социальной формы движения материи также имеют свою специфику. Не случайно их определя­ют особыми терминами: социальное пространство и соци­альное время.

Пространственные социальные структуры, характери­зующие общественную жизнь, не могут быть описаны только как физические или биологические. Конечно, об­щество, также как и природа, в своем бытии не может выйти за пределы трехмерного измерения, будучи вписан­ным в физическое пространство космоса и биологическое пространство биосферы. Но указание на три простран­ственных измерения не объясняет многих специфических особенностей социального пространства, в силу того, что оно не существует вне и независимо от человеческой дея­тельности. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от смыслов человеческого бытия. То есть его объек­тивность есть объективность, созданная человеком. Бес­спорно, что создавая социальное пространство, т. е. творя значимые для себя пространственные сферы жизнедеятель­ности, человек не может выйти за пределы объективного трехмерного пространственного мира и его законов. В ходе жизнедеятельности люди выделяют из физического пространства места своего обитания — плодородные по­чвы и близость воды, где и строят жилища и поселения. Человек создает пространственные социальные структу­ры, такие как орошаемые земли, пастбища, искусственные водоемы, поселки и города с их архитектурой и т. д. Эти освоенные человеком пространственные сферы наделяют­ся особым смыслом. Человек все наделяет смыслами, но если неосвоенные им пространства природы он воспри­нимает как нечто враждебное и опасное для жизни, то


«очеловеченные» пространства природы он воспринима­ет как нечто родное, близкое.

Можно сказать так: для человека социальное простран­ство становится своеобразной призмой, через которую он воспринимает весь окружающий мир. Отношение к социаль­ному пространству становится частью мировоззренческих ориентиров человека. Так, в средневековом мировоззрении пространство рассматривалось как система разнокачествен-ных мест. Это означало, что событие, происходящее в дан­ном месте, не обязательно произойдет в другом. Каждая пространственная точка уникальна, и есть места, где мо-жет свершиться чудо. В земном мире выделялись святые места, куда устремлялись паломники. Существовали свя­тые места в храмах, где предполагалась возможность ис­целения от болезней, искупления грехов и т. д.

В мировоззрении Нового времени появляется пред­ставление о пространстве как однородном и однокаче-ственном. В нем все точки и направления равнозначны для совершения событий, а потому всё изменения, про­исходящие с объектами, будут одними и теми же для лю­бой точки пространства. Нет святых мест, где совершаются чудеса, вопреки законам земного пространства. Такое по­нимание пространства способствовало возникновению научного мировоззрения и служило обоснованием доверия к эксперименту.

Итак, социальное пространство не сводится только к отношениям материальных тел, а включает в эти отноше­ния человеческие смыслы, которые фиксируются в том или ином конкретно-историческом мировоззрении. Социальное пространство образует мир вещей «второй природы», т. е. природы, созданной человеком. Пространственная орга­низация вещей этого мира обладает социально значимы­ми характеристиками.

Специфика социального пространства взаимосвязана со спецификой социального времени, которое характеризу­ет изменчивость общественных процессов и явлений, а так­же ритм и меру этой изменчивости.

Время протекания общественных процессов, истори­чески возникающих преобразований в жизни людей, оп­ределяется не столько субстанциальными особенностями


природных процессов, которые часто невозможно уско­рить или замедлить в силу «сопротивления» природного материала (например, нельзя «заставить» природу уско­рить процесс образования запасов нефти), сколько зави­сит от деятельности людей, обладающих сознанием. По­этому одни и те же процессы могут иметь неодинаковую продолжительность своего свершения. Например, в Со­ветском Союзе процесс индустриализации занял несколь­ко десятилетий, так как был использован индустриальный опыт западных стран, занявший во времени более столе­тия. Люди в разных культурах имеют различные ценност­но-культурные установки, ментальные характеристики, а потому время протекания внешне одинаковых событий в различных культурах может не совпадать.

Специфической особенностью социальной формы движе­ния материи является наличие субъекта изменения, наделен­ного сознанием, волей, мышлением. Это обусловливает и спе­цифику протекания социального времени: здесь нет «чистой» природной объективности; его мерность, ритмичность, про­должительность, темпоральность являются производными от ментально-духовных характеристик субъектов социаль­ного движения материи, т. е. людей той или иной конкрет­но-исторической эпохи. Например, первые цивилизации древнего мира развивались очень медленно, и время про­текания социальных процессов было замедленно. Это объясняется тем, что в обществе доминировала ценност­ная установка.на сохранение и поддержание традицион­ных социальных отношений, воспроизводство накоплен­ного предками опыта. В своих ценностно-ментальных установках люди были ориентированы на отношение к традиции как к чему-то священному, что и замедляло вре­мя социальных изменений.

Отказ следовать традициям, признание «нового» и «но­визны» в качестве главной ценности привело к резкому ускорению развития социальных процессов. Социальное время обрело новые характеристики: ускоренные ритмы и темпы, что ярко проявилось в обществе эпохи форми­рования капиталистических отношений. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации человеческого труда, уплотнения событий и процессов,


протекающих в единицу времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка как свиде­тельство ускорения темпов жизни. Начался бег времени, превышающий уровень биологических ритмов человечес­кого организма и происходящих в нем физиологических процессов, что негативно сказывается на здоровье людей. Еще в большей мере ускорение социального времени свойственно нашей эпохе, для которой уже недостаточно секундного измерения времени.

Скорость протекания социального времени определяется его насыщенностью социально значимыми историческими событиями, а потому оно течет неравномерно: то убыст­ряясь, то замедляясь. Ускорение социального времени обусловливается революциями как социальными, так и научно-техническими. В эти периоды происходит уплот­нение социального времени: за один и тот же интервал времени происходит исторических событий во много раз больше, чем в периоды спокойного развития общества. Предоставляем читателю самому порассуждать о том, как изменилась скорость протекания социального времени после таких, например, социальных событий, как Вели­кая Октябрьская социалистическая революция, или науч­ных открытий, например, электричества, изобретения атомной бомбы и т. д.

Социальное время характеризуется не только неравно­мерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В нем можно выделить время, определяющее историю про­исхождения рода человеческого, время образования на­ций, государств, время развития и смены культур и циви­лизаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь, индивидуальное бытие человека подраз­деляется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен своя скорость про­текания процессов и свои смыслы. Например, в старости человек перестает спешить, как бы усмиряет бег времени, переосмысливает смысл своего бытия.

Движение и развитие. Движение, т. е. изменение как таковое, признавали все философы. Но его можно пони­мать по-разному. Например, античные мыслители, пред­ставители механистического материализма XVII —


XVIII вв. и др. отождествляли изменение с простым уве­личением, уменьшением, повторением одного и того же. Даже диалектик Гераклит утверждал, что «мир единый не создан никем из людей и никем из богов, но был, есть и будет вечно воспламеняющийся и угасающий огонь». А это означало признание того, что в мире происходит веч­ная циклическая повторяемость всех изменений. В антич­ности уже сформировалось философское убеждение в том, что в мире существует взаимодействие и взаимный пере­ход противоположностей: единого и многого, холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, что мир на-ходится в постоянном движении, но отождествление из­менений с бесконечно повторяющимися циклами не по­зволяло поставить проблему возникновения принципиально нового. Для этого следовало отказаться от циклического понимания времени, в рамках которого не могла родить­ся идея необратимости течения событий, лежащая в осно­ве признания идеи развития.

Развитие — наиболее сложная форма изменений. Идея развития исходит из предположения возможности таких качественных изменений, в ходе которых появляется нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми формами дви­жущейся материи.

Если течение времени происходит циклично, то ниче­го нового появиться не может, хотя и происходят посто­янные изменения. Обратимость времени делает обрати­мыми, повторяющимися и все события. Выйти к идее развития можно было, только разорвав временной цикл. Условием возможности появления идеи развития было представление о времени как линейно длящемся, необра­тимом, имеющем третье измерение — будущее. Такое представление появилось в эпоху христианства, с точки зрения которого жизнь человека есть постоянная работа по освобождению от грехопадетйя и стремление к обре­тению образа и подобия Бога. Жизнь человека, воспри­нявшего задание стать образом и подобием Божиим, об­ретает линейную перспективу, она теперь устремлена в будущее, вернее, к вечной жизни после смерти в земном своем существовании.


Идея развития легла в основу естествознания, а внима­ние к ней возросло после буржуазных революций в Евро­пе, когда понятие развития распространилось на все сфе­ры бытия мира, общества и человека. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею историчес­кого развития, а Кондорсе сформулировал понятие исто-рического прогресса для общественного развития.

Но полное свое завершение идея развития получила в философии немецкого идеализма: Кант применил поня­тие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам и сформулировал проблему исторического разви­тия человеческой нравственности. Целостную концепцию развития разработал в своей системе объективного идеа­лизма Г Гегель. Создав диалектику, он сделал ее предме­том развитие, показав истоки, форму, этапы развития ду­ховного и материального миров. Гегелевское учение о развитии явилось необходимой предпосылкой диалектико-материапистического учения о развитии. Опираясь на фи­лософию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материа­листическую диалектику — учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. Подробно о его содер­жании вы узнаете из следующей главы учебного пособия.

Литература

Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эво­люция, перспекттивы. М., 1982. Бытие человека в культуре. Киев, 1992.

Гайденко Л. П. Бытие и разум //Вопросы философии. 1987. № 9. Губин В. Д. Онтология: проблема бытия в современной европей­ской философии. М., 1998.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевро­пейской философии. М., 1986.

Какабадзе 3. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм //Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. Лобанов С. Д. Бытие и реальность. М., 1999.


Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии //Вопросы философии. 1995. № 1.

ЛукачД. К онтологии общественного бытия. М., 1991. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и фи­зике. М., 1977.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. Орынбеков М. С. Проблема субстанции в философии и науке. Алма-Ата, 1975.

Павленко А. Зеркало //Человек. 1993. № 1. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 20.

5. Философия


Глава IV ДИАЛЕКТИКА

1. Понятие диалектики. Объективная и субъектив­ная диалектика. 2. Структура диалектики, ее регу­лятивный характер и основные функции. 3. Детер­минизм и индетерминизм. 4. Закон. Динамические и статистические закономерности. 5. Границы, сфера действия диалектического метода. 6. Метафизика и ее значение для познания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.