Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции




Структура диалектики. Материалистическая диалекти­ка представляет собой не хаотический набор отдельных своих сторон и моментов, не искусственную схему, которая определяется лишь ее внутренними потребностями. Она есть не закрытая, а открытая, целостная органическая сис­тема, совокупность устойчивых отношений и связей меж­ду элементами которой образует структуру диалектики.

Структура диалектики как своеобразной системы зна­ния обусловлена структурой ее объективно существующе­го предмета — реального всеобщего. Это значит, что ма­териалистическая диалектика как научная развивающаяся система знания строится в строгом соответствии с систе­мой универсальных всеобщих законов развития объектив­ного мира.

Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности от­ражают единство, целостность развивающегося реально­го мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и по­движны.

Категории диалектики — это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и суще-


ственные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-мате­риальной деятельности людей, общественной практики.

Основные категории материалистической диалекти­ки — материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и след­ствие, необходимость и случайность, содержание и фор­ма и др. — являются универсальными, предельно общими, и применимы поэтому ко всем без исключения явлениям действительности. Категории возникают на базе многократ­ного повторения практических действий над предметами посредством орудий труда. Они представляют собой всеоб­щие определенности бытия и познания, практически осво­енные в активной социальной деятельности.

Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер, т. е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а, отражают то, что существует в природе и обществе, неза­висимо от воли и сознания людей. Они являются не «по­собием» человека, а выражением всеобщих закономернос­тей природы и общества. Объект всех категорий один — реальный мир. Различные философские категории позволя­ют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его «срезы». Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней.

Вместе с тем категории субъективны в том смысле, что представляют собой ступени выделения человека из при­роды, т. е. ступени познания мира. Категории диалекти­ки, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой — являются логическими формами, в которых фиксируется знание о данных пред­метах. Поэтому субъективный характер категорий выра­жается также в том, что они являются абстракциями, от­влечениями от объективной действительности и представляют собой сокращения бесконечной массы час­тностей внешнего мира и деятельности.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаи­модействуют, изменяются, развиваются, то и категории


диалектики неразрывно связаны между собой, представля­ют целостную динамичную систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации, выведены одна из другой путем восхожде­ния от абстрактного к конкретному, от простого к слож­ному в процессе диалектического отражения развиваю­щейся действительности. В процессе все более полного и глубокого отражения последней происходит как обогаще­ние содержания давно известных категорий (качество, движение, противоречие и др.), так и возникновение но­вых понятий (система, структура, элемент и др.), которые будучи доведенными до определенной философской «кон­диции» могут быть включены в содержание диалектики.

Следовательно, категории материалистической диалек­тики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют: во-первых, онтологическое значение, по­скольку являются отражением в ходе практики связей и отношений объективной действительности в ее целост­ности и развитии, выражают ее всеобщие закономернос­ти; во-вторых, гносеологическое значение, поскольку вы­ступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса; в-третьих, логическое значение, поскольку являются формами мышления; в-четвертых, методологическое значение, поскольку представляют со­бой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания к более глубокому, более полно­му; в-пятых, мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определенная система взглядов на мир, ко­торая дает диалектико-материалистическое понимание происходящих в нем событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни; в-шестых, «практически-действенное» значение, поскольку, взятые в их системе, категории диалектики есть всеобщие регулятивы не толь­ко познания, но и изменения мира.

Связь и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противополож­ностей, вскрывающий самое основное в развитии - его источник, каким является противоречие (единство проти­воположностей). Противоположности — это такие сторо-


ны, моменты, предметы, которые одновременно: а) нераз­рывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, теория — практика, мате­риальное — идеальное и др.). Единство (тождество) кон­кретных противоположностей образует противоречие (ди­алектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс воз­никновения, роста, обострения и разрешения многообраз­ных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающе­го источника, движущей силы их развития,

Закон взаимного перехода количественных и качествен­ных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные кате­гории закона — качество, количество, мера, скачок.

Качество — философская категория, выражающая от­носительную устойчивость предметов и явлений. Каче­ство — такая внутренняя определенность предмета, бла­годаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Свойство — сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами. Однако качество предмета не своди­мо к отдельным его свойствам, элементам и т. д. Оно свя­зано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Сложной проблемой современной науки является выявление уровней организации каче­ственной определенности предмета (например, агрегатные и аллотропические состояния вещества, клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз и др.).

Количество — философская категория, выражающая та­кую определенность предмета, изменение которой в соот-


ветствующих границах непосредственно не означает пре­вращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляю­щих его элементов, объем, размеры, степень выражен­ности и интенсивность развития его свойств, темпы про­текания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики. Количество существует прежде всего как отношение между вещами (или сторона­ми внутри них), которое выражается в науке (в первую очередь в математике) с помощью таких исходных поня­тий, как величина и число. Применение количественных, математических методов за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в считавшиеся ранее недоступными сферы — гуманитарные науки, искусство, быт людей и т. п. Указанные методы надо применять ра­зумно, осторожно, с учетом особенностей предмета, что­бы абстрактные формулы и математический аппарат не заслоняли (а тем более не вытесняли) реальное содержа­ние качественно-своеобразных процессов, превращаясь в модную «игру с формулами».

Мера — философская категория, выражающая целост­ное единство качественной и количественной определен-ностей предмета. Мера — количественные границы суще­ствования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Зна­чение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и труд­ноопределимым — особенно это относится ко многим со­циальным и духовным явлениям.

Скачок — философская категория, выражающая: а) пе­рерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изме­нений вообще, которые никогда не прекращаются; б) бы­строту изменений: «скорость» скачка, темпы его проте­кания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противополож­ность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и


уничтожение старого. Формы скачков исключительно многообразны и зависят от конкретных условий.

Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем. Посте­пенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, поряд­ка их связей, пространственных размеров и др.) в опреде­ленный момент времени необходимо приводит к ко­ренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового каче­ства. Последнее в свою очередь оказывает обратное воз­действие на характер и темпы количественных изменений, (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.).

Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей кате­горией закона является категория «отрицание», выражаю­щая: а) процесс уничтожения предмета в результате дей­ствия преимущественно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существования данного предмета как целос­тной системы, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутрен­ний момент развития с удержанием положительного со­держания отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяю­щую роль в конечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания — закон, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.Форма циклического развития — «триада»: исходный пункт — его отрицание — отрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — прак­тика — новая теория и т. п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов. Действие


данного закона обнаруживается не в каждый данный мо­мент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития. Данный закон нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем бо­лее «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

Важную роль в диалектике играет понятие принципа, который также считается ее элементом. Принцип (нача­ло, основа) — это фундаментальное теоретическое поло­жение, отражающее наиболее существенные характерис­тики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) ее познания и преоб­разования. Он выражается посредством тех или иных по­нятий и законов (разной степени общности), взятых в их субординированной связи и представляющих собой сис­тему определенных методологических требований, регу­лирующих познавательную и практическую деятельность людей. В качестве всеобщих, универсальных руководящих идей выступают принципы диалектики, которые пред­ставляют собой не что иное, как ее законы и категории в единстве всех их функций.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны, высту­пают как целостная развивающаяся система взаимодей­ствия, различия между ними относительные, их недопус­тимо отрывать друг от друга или жестко противопоставлять один другому.

Регулятивный характер диалектики. Говоря о регуля­тивном характере элементов диалектики, необходимо от­метить следующее.

Деятельность людей в той или иной мере всегда норма­тивна, регулируется некоторой системой предписаний, правил. Регулирование — упорядочение, налаживание, приведение чего-либо, в том числе деятельности в любой ее форме, в соответствие с установленными нормами. Каждая норма («руководящее начало») есть не что иное, Как общепризнанное в определенной социальной среде правило, совокупность требований, регулирующих пове­дение людей и все иные формы и виды человеческой дея­тельности. Нормы — это правила действия, предписыва­ющие субъекту, как именно он должен действовать, что


конкретно делать в познавательной и практической сфе­рах, чтобы добиться желаемых результатов.

Выступая важным фактором регулирования и органи­зации деятельности людей в той или иной сфере, нормы могут что-то «предписывать» только потому, что представ­ляют собой особые формы отражения реальной действи­тельности. В процессе познания и практики имеет место не только операция преобразования знания о действитель­ности в нормативное знание, но и немедленная реализа­ция этого нормативного знания в объективно совершаю­щейся деятельности. Деятельность людей обычно регулируется не какими-то отдельными нормами, а их си­стемой, совокупностью правил различной нормативной силы, разного методологического уровня и содержания.

Подвижными всеобщими нормами, которые регулиру­ют отношение субъекта как к объекту, так и к знаниям о нем, являются методологические установки высшей сте­пени общности — принципы диалектики, которые (взятые в их системе) внутренне организуют и регулируют процесс научного познания. В современных условиях, когда нео­бычайно возрастает роль науки и ее методологических проблем, очень важно представить диалектику именно в качестве методологического императива — всеобщих требований, универсальных норм.

Главная трудность здесь как раз и заключается в том, чтобы на основе онтологического содержания законов и категорий диалектики сформулировать в систематической форме нормативные методологические требования (пра­вила, предписания, приемы и т. п.), которые субъект дол­жен хорошо знать и умело, сознательно применять. Взя­тые в субординированной связи и единстве всех своих функций, эти требования и выступают в качестве прин­ципов, образуют наиболее общую программу деятельнос­ти, которая специфически реализуется в каждой науке, конкретной познавательной ситуации.

Указанные требования — не произвольные конструк­ции, не абстрактно-универсальные умозрительные схемы и тем более не субъективистские «рецепты» на все случаи жизни. Они являются «квинтэссенцией», обобщением ис­тории познания и практики в ее позитивном и негатив-


ном аспектах, а потому и выступают в качестве самых об­щих ориентиров научного исследования. В этой связи наш выдающийся ученый, академик, Нобелевский лауреат Н. Н. Семенов писал: «Конечно, материалистическая диа­лектика — вовсе не сборник правил: примени их непос­редственно к частной задаче и получишь правильный от­вет. Нет, это общая направленность и культура мысли, которые помогают каждому более целеустремленно ста­вить вопросы и разрешать загадки природы»1. Именно «культура мысли», а не невежество в этой сфере.

Всеобщие принципы диалектического метода, выражая в своем содержании действительное развитие, могут по­мочь в упорядочении материала, но не могут служить ре­цептом или схемой, по которой раз и навсегда должно идти исследование, а тем более «перекраиваться факты». Принципы диалектики — не «готовые догмы», отлитые в некоем каноническом тексте, который надо лишь прилеж­но заучить и механически применять. Они намечают именно отправные пункты для дальнейшей деятельности и поэтому их нельзя чисто внешне «приложить» к пред­мету. Они указывают только основные вехи на пути науч­ного исследования, способствуют выбору наиболее целесообразных форм и оптимальных приемов достиже­ния поставленных целей.

Раскрытие методологического содержания положений диалектики на основе их онтологического содержания предполагает развертывание диалектических формул в качестве универсальных схем, правил деятельности субъекта, «деятельностных программ», где формулирует­ся категориальный аппарат, разрабатываются определен­ные приемы, последовательность и порядок действий и т. п. Иными словами, все элементы диалектики (а не толь­ко те, которые именуются принципами в отличие от ее законов и категорий) должны быть представлены в виде регулятивов, норм, обладающих свойствами объективно­сти, всеобщности и необходимости.

Разработка диалектики как совокупности всеобщих нор­мативов, схем активной и познавательной и практической

Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1981 С. 280. 141


деятельности включает в себя не только исследование того, как надо действовать, чтобы достигнуть успешных результатов, но и анализ того, как не надо действовать, какие существуют пути, приемы, способы ухода от исти­ны, ведущие к заблуждению в теории и к ошибкам на практике. Нормы науки формулируются не только в фор­ме «позитивных» эталонов и предписаний. Роль норм-за­претов в регулировании науки также весьма существенна.

Данный вывод в полной мере относится к требовани­ям и принципам диалектики, которые одновременно выступают как всеобщие позитивные нормы-предписания и всеобщие запрещающие нормативы. При построении диалектической программы действий нужно иметь в виду, что она одновременно является не только «положитель­ной», но и «отрицательной» эвристикой. Это и означает, что регулятивные принципы и требования гносеологии и методологии научного исследования выступают & двоякой форме — как рекомендации и как запреты. Например, требование объективного подхода к познаваемому объек­ту есть в то же время запрет «примысливания» субъекта к объективной ситуации (что, кстати, весьма трудно выпол­нимо).

Таким образом, диалектико-материалистическая мето­дология реально функционирует не в виде жесткой и од­нозначной совокупности норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистичес-кой методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, ко­торые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в мето­дологический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеоб­разных предписаний, которые (в сочетании с регулятива­ми других уровней) определяют способ действия субъек-


та в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в ка­честве средства познания и практического овладения дей­ствительностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренны­ми и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут по­мочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соот­ветствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все чаще приходится слышать от ученых при­зывы к созданию прикладной философии — своеобразно­го моста меду всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.

Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода1.

1. Объективность— философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основ­ное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия; в) исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) выявить внутреннее единство предмета как глубинную основу всех его формообразований; д) умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; е) рас-

Более подробно о принципах диалектики как всеобщих регу­лятивах деятельности, их содержании и возможных искажениях см.: Кохановский В. П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992.


смотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентации; ж) подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

2. Всесторонность — философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выража­ющий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования: а) вы­членение предмета исследования и проведение его границ;

б) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;

в) его целостное «многоаспектное» рассмотрение; г) осу­ществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства. Принцип все­сторонности наиболее тесно связан с философским прин­ципом конкретности и общенаучным принципом систем­ности.

3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus — сгу­щенный) — философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувствен­но-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мыслен­но-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип кон­кретности, включающий ряд требований: а) «вывести» данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое; б) проследить пре­ломление общего в единичном, сущности в явлениях, за­кона в его модификациях; в) учесть многообразные усло­вия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический меха­низм взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элемен­том которого он является.

4. Историзм — философский, диалектический прин­цип, являющийся методологическим выражением само-


развития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, на­стоящее и будущее. Данный принцип включает в себя сле­дующие основные требования: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) ре­конструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возник­новения последнего и основных этапов его историческо­го движения; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сво­дящийся к следующим основным требованиям: а) выяв­ление предметного противоречия; б) всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоре­чия; в) исследование другой противоположности; г) рас­смотрение предмета как единства (синтеза) противопо­ложностей в целом на основе знания каждой из них; д) прослеживание этапов развития данного противоречия; е) анализ механизма разрешения противоречия как процес­са и результат его развертывания и обострения; ж) опреде­ление места противоречия в системе других противоречий предмета. Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отли­чать от так называемых «логических» противоречий, ко­торые выражают путаницу и непоследовательность мыс­ли и запрещены законами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их тре­бований, а значит отклонения от пути к истине и возник­новение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах); односто­ронность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета; игнорирование его сущно­сти или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета оп­ределенных условий места, времени и других обстоя­тельств; некритическое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение)


предпосылок возникновения предмета с ним самим; по­нимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.

Основные функции диалектики. Материалистическая диалектика, будучи целостной системой своих элементов, обладает определенной структурой и выполняет ряд фун­кций (ролей, «обязанностей»). Основными из них являют­ся следующие.

1. Онтологическая функция: нацеленность диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей — реальной диалектики природы и общественно­го бытия в их всеобщих, универсально-объективных ха­рактеристиках. Здесь в качестве основной решается зада­ча — представить материю в единстве всех ее атрибутов (пространство, время, всеобщая связь, развитие и т. п.) и форм движения и выявить фундаментальные законы бы­тия в отвлечении от его конкретных видов (изучаемых частными науками).

Реализация данной функции позволяет сосредоточить внимание на объективной действительности как таковой (бытии вообще), дать ее всеобщую, целостную картину. Вопросы, связанные с отражением внешнего мира и вы­ражением его диалектики в логике понятий, при этом яв­ляются производными, но не выпадают полностью из поля зрения, и тем более не игнорируются.

На первый план здесь выдвигаются анализ объектив­ных диалектических закономерностей, процессов, дей­ствующих в мире независимо от сознания человека, и по­строение здания так называемой объективной диалектики.

2. Гносеологическая функция: изучение закономерностей познавательного процесса. Здесь акцент делается не на развитии самих материальных объектов, а на процессе их познания. Главный тут вопрос — об истине, путях и фор­мах ее достижения. Решаться он должен, разумеется, не в отрыве от реального мира и его преобразования, а в тес­ной связи с ними. Диалектика тем самым выступает как теория познания — учение об активном творческом отра­жении в ходе практики реальной действительности.

Диалектика как теория познания и в данной своей фун­кции не может полностью освободиться от определенных


представлений о структуре объективной реальности, ее свойствах и т. п. В рамках материалистической диалекти­ки нет места ни «чистой гносеологии», ни «чистой онтоло­гии», абсолютизирующих соответственно либо объектив­ную (диалектика вещей), либо субъективную (диалектика познания) сторону.

Как и любая теория, диалектика в ее гносеологической функции служит для объяснения явлений в их всеобщих характеристиках, для синтезирования (интегрирования) многообразного фактического и теоретического материа­ла в процессе его «диалектической обработки».

3. Логическая функция: изучение всеобщих форм мыш­ления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвя­зи с точки зрения отражения в них всеобщих закономер­ностей объективной действительности. Здесь ключевым является вопрос не о реальном мире в его взаимосвязи и движении (это лишь исходный пункт), а о том, как дан­ные объективные процессы выразить в логике понятий. В решении этого кардинального вопроса диалектика как Логика тесно взаимодействует с современной формальной логикой, исследующей мышление в своем «ракурсе», сво­ими специфическими средствами. Обе логики необходи­мы познанию на всех его этапах.

Проблема взаимодействия диалектического метода и формальной логики является очень сложной и во многом дискуссионной. Отметим лишь следующее.

Диалектика как Логика, теория познания и всеобщий метод необходима для наиболее плодотворного развития формальной логики конца XX в.; современный формаль­но-логический аппарат полезен для совершенствования, развития диалектики и вообще философии; нельзя счи­тать, что материалистическая диалектика не имеет ника­кого логического значения, что она безнадежно устарела и должна быть вытеснена формально-абстрактными под­ходами.

Было бы, разумеется, абсурдным выступать против ука­занных подходов самих по себе, ибо процесс формализа­ции знания расширяется и спрос на его применение рас­тет не только в естественных и технических науках, но и в гуманитарных. Неверно считать, что во имя диалектики


как конкретной и содержательной науки необходимо «принести в жертву» формальную логику. Однако «спасе-ние» последней зачастую оборачивается на поверку ее аб­солютизацией, чрезмерным преувеличением ее возможно­стей и как следствие — соскальзыванием ее «спасителей» (но не самой формальной логики, ибо сама по себе она за это ответственности не несет) на позиции метафизичес­кого способа мышления. Особенно ярко это проявилось в неопозитивизме.

Современным этапом развития формальной логики яв­ляется символическая (математическая) логика, характери­зующаяся широким применением специальных формализо­ванных языков для выражения высказываний, которые могут служить посылками вывода, правил вывода и соответствую­щих логических законов. Сегодня символическая логика представляет собой весьма разветвленную систему логичес­ких знаний, включающую множество разделов — классичес­кую логику, интуиционистскую логику, временную логику, логику изменения, многозначную, релевантную логику, ряд систем модальной логики и т. д. Все они несомненно очень важны и их роль в развитии науки возрастает.

В настоящее время усиливается значение формализа­ции знания, в том числе и формальной, математической логики. В то же время происходит бурный процесс диа-лектизации научного знания. Задача заключается в том, чтобы ни один из этих объективных процессов не игнорировался и не подменялся другим. Каждый из них — необходимое условие научного и социального прогресса XXI в. Диалектика и формальная логика органически свя­заны между собой в процессе познания на всех его этапах, но решающее значение, методологический приоритет принадлежит диалектике.

4. Методологическая функция: разработка на основе все­общих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов, норм, предпи­саний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Эвристичность, методологический потенциал этих принципов состоит в том, что они отра­жают всеобщие законы реального мира под углом зрения того, как человек должен поступать, чтобы достигнуть


новых результатов в познании и практике, более эффек­тивно решать те или иные проблемы.

Вот почему мало провозгласить, что все взаимосвяза-. но и каждый предмет есть единство многообразного, надо эти онтологические утверждения довести до принципов всесторонности и конкретности. Также недостаточно только декларировать, что все развивается, и даже через противоречия, подтверждая это бесчисленными примера­ми. Нужно развернуть данные выводы о фундаментальных закономерностях материального мира соответственно в принципы историзма, противоречия и т. п.

5. Мировоззренческая функция: определение социальной ориентации субъекта. Методологическая действенность, продуктивность и конструктивный характер материалис­тической диалектики определяются прежде всего тем, что она гуманистична по своей природе, направлена на чело­века, ориентирует его в жизни и деятельности, помогает ему определить свое место в обществе, жизненную пози­цию, выработать высокоразвитое разумное мышление. Бо­гатство предметного содержания материалистической диа­лектики, ее теоретико-методологический потенциал — основа мировоззренческой активности, тот пункт, в кото­ром соединяются в неразрывное целое ее философская спе­цифика, научный характер и гуманистический смысл — обращенность к миру и человеку.

Будучи всеобщим методом создания целостного науч­ного мировоззрения (вырабатываемого всеми науками, в том числе и философией), материалистическая диалекти­ка имеет также и свое собственное, относительно самосто­ятельное мировоззренческое содержание, выраженное в ее принципах, законах и категориях, разрабатываемых на основе материалистического понимания истории. Она включает данное содержание в общую систему воззрений человека, его убеждений, ценностей и идеалов.

6. Пракоеологическая (социально-преобразующая) функ­ция: не только «объяснение мира», но и «участие» в его изменении. Диалектика является важнейшей формой раз­вития мыслей и одновременно весьма эффективным жи­вым руководством к практическому действию, способна служить мощным орудием прогрессивных преобра­зований.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.