Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла о духовных дарах (глл. 12-14)




Значительное место в наставлениях к коринфянам занимает тема духовных даров. Духовные дары, в данном случае, суть различные способности христиан, которыми они служат церковной общине. Рассуждая о многообразии даров и смысле этого многообразия, апостол обращается к образу тела, состоящего из множества членов: «Тело же не из одного члена, но из многих». Ясно, что за этой образностью скрывается не метафора, но убеждение в реальном органическом единстве Церкви, истоком своим имеющим Евхаристию.

Органическая образность позволяет апостолу Павлу более убедительно и ощутимо донести до коринфян ряд мыслей и призывов:

Во-первых, призыв к смирению относительно себя, своей функции и своего вклада в дело церковной общины. Способный и деятельный христианин не должен мнить о какой-то особой своей пользе для общины.

Во-вторых, здесь имеется призыв к терпимости и уважению по отношению к иным членам Церкви, не таким как мы: «Если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно» (12:19-20). Действительно, некоторые христиане не просто мыслят о своей особой пользе для Церкви, но и о том, что все должны быть такими, как они. Якобы все должны мыслить, понимать, молиться так, как мыслят, понимают и молятся они. По мысли Павла это – плачевная унификация. «Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, до где обоняние?» (12:17).

Эта мысль Павла имеет и этическое и экклесиологическое измерение.

+ Не уместно человеку аскетического склада отвергать людей жизнерадостных, а жизнеутверждающим людям не уместно отвергать путь аскезы.

+ Не умно хаять особенности католической духовности.

 

Если в теле ни один орган не является лишним, то и в общине церковной ни один из её членов не должен пренебрегаться. Вершиной же соответствующих рассуждений апостола Павла является текст, называемый в экзегетической традиции «гимном Любви». Любовь является антитезой всякому духовному самомнению и критерием богоугодности всякого служения.

 

В рассуждении апостола Павла о духовных дарах особое место занимают рассуждения о даре языков (глоссолалии). В чём его суть?

 

В общем, Павел благосклонно относится к соответствующему явлению в христианской среде. «Желаю, – восклицает он, – чтобы вы все говорили языками» (1Кор. 14:5). Несомненно, Павел рассматривает говорение на незнакомом языке, как молитвенное состояние. Хотя признаёт некоторое несовершенство этой молитвы:

«Когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода» (1Кор. 14:14).

Действительно, следует признать, что положительные мысли о глоссолалии апостол высказывает в контексте критическом. Его понимание не лишено, в том числе, мотивов некоторой настороженности относительно этого дара.

Вообще, эти рассуждения Павла о конкретном духовном даре выявляют общую Павлову настороженность относительно молитвенной экзальтации и восторженности. «Павел, больше чем какой-либо иной новозаветный автор,… настороженно относится к тому христианству, которое во главу угла ставит религиозный опыт». Он «подчёркивает необходимость критически подходить к религиозному опыту».[113] Необходимо различать духов. Джеймс Данн выявляет в соответствующих рассуждениях Павла ряд «критериев для проверки подлинности и ценности харизмы». Принципиальнейшим критерием ценности харизмы является польза для общины. В греческом тексте её выражает слово οἰκοδομή. В 14-ой главе 1Кор. оно встречается семь раз (стт. 3-5, 12, 17, 26). О каждой харизме мы можем судить, исходя из «пользы другим» (12:7).

Итак, что приносит пользу другим, то способствует благу Церкви и должно предпочитаться. Ценность харизмы характеризуется не столько глубиной экстаза, сколько назидательной пользой для увещевания ближнего (1Кор. 14:3-5, 16-19, 24-25). На основании именно этого критерия выявляется превосходство пророчества над глоссолалией.

Как мы видим, рассуждая о дарах, апостол Павел руководствуется той же интуицией, что и в рассуждениях о целомудрии, что и в рассуждениях об идоложертвенных яствах. Во всех этих случаях оценка может быть дана и правильное отношение может быть выработано, исходя из принципа церковно-общественной целесообразности. Если ты не знаешь, как поступить, что предпочесть, то ищи пользы ближнего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.